Человек как система



МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 гольска Саратовской области»

ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА

Выполнила ученица 9 «Б» класса

Ф.И.О. Ямщикова Мария

Адрес: ул. Кукушкина д.24

Телефон: 8-937-633-83-85

Руководитель педагог-психолог

Степанцова Екатерина Анатольевна

Телефон 8-903-384-58-39

Эл.адрес: [email protected]

г. Вольск

2012г

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________стр. 3

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ____________________________ стр.5

1.2 ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА____________________________________________стр.6

1.3 БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ _стр.10

1.4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХИКИ__________стр. 11

1.5. ЧЕЛОВЕК — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ____________________________________________стр.12

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНОЙ РИТМ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, ВСЁ ХОРОШО ВОВРЕМЯ.____стр. 14

2.2 Выводы и рекомендации_________________________________стр.15

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________ стр. 17

IV. ЛИТЕРАТУРА____________________________________ стр.

V.ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Мы часто слышим «Во всём нужна система». Наверное, здесь подразумеваются определённые закономерности и особенности, которые характерны для всех?

Законы, по которым живут сложные системы, фундаментальны в той же мере, что и законы физики. Система — особая форма бытия материи. Когда элементы объединяются в систему, возникает нечто новое, и у этого нового возникают свойства, которых не было и не могло быть у отдельных элементов. Независимо от их физической природы. Человек и общество, семья и биоценоз подчиняются одним и тем же закономерностям, которые не очевидны и не доступны «здравому смыслу».

Человек является частью мира, поэтому его подсистемой. В свою очередь в себе, в своей биологической структуре человек имеет минисистемы, в которых отражён весь организм. Это Радужная оболочка глаза, ушная раковина, язык, кожа, слизистая носа, особенности ладони, ступни. По изменению этих структур можно определять состояние здоровья, а через них и влиять на здоровье, например, иридодиагностика, хиромантия и т.п.

Элементарной минисистемою организма есть каждая его клетка.

Мы строим свою жизнь, и создаем ее системно, осознаем это или нет, желаем или не желаем. Принимаем свои решения, участвуем в жизни других людей. И нередко с лихой беспардонностью вмешиваемся в чужую судьбу.

Сегодня любое познание человека и общества должно учитывать законы системности.

Данная тема показалось мне очень интересной, поэтому я захотела изучить её более глубоко. Цель моей работы доказать, что человек сам является определённой системой и является частью системы природы и общества.

В работе я поставила следующие задачи:

Изучить научную литературу по данному вопросу

Изучить важнейшие для нашей темы свойства систем и показать, как эти свойства проявляются в жизни человека

Провести социологический опрос, сделать выводы и обобщения.

Гипотеза: Жизнь человека — явление системное. Все связано со всем, все влияет на все.

Методы использованные в работе:

Изучение научной литературы

Наблюдение

Опрос

Анализ

…………….

I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА

«Система — это внутренне организованная, на основе того или иного принципа, гетерогенная целостность, элементы которой находятся в отношениях (связях) между собой таким образом, что возникает, как минимум, одно новое интегративное качество, не свойственное ни одному из элементов этой целостности»

Предположим, у нас есть 70 кг живых клеток, межклеточных веществ и воды. То есть элементов, из которых состоит организма человека. Если мы смешаем их, мы человека не получим, мы получим 70 кг плохого фарша. Потому, что нет целостности, нет организации. Есть только гетерогенность, то есть разнородность. Для того чтобы получился человек, все эти элементы должны образовать структуру, превратиться в нечто целостное. То есть, оказаться в определенных отношениях. Эти связи выстраиваются по более или менее известным принципам: иерархии, автономии, обмена информацией, обратных связей, и т.д. Как это имеет место в человеческом теле. Именно структура тела создает принципиально новые качества, которых нет и не может быть у отдельных клеток. Возникает огромное количество качеств, которые образуются совместной деятельностью клеток и межклеточных элементов, то есть «интегративные качества».

Все сложные системы, независимо от того, из каких элементов они состоят, от конкретной их организации, имеют фундаментальные общие свойства. Принципиально важные для того, чтобы понимать, «как устроен человек».

1.2. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Скелет — комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки и др.); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа). При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными.

Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы — подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.

Мышечная система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно-полосатая (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно-полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.

Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные звенья скелета, рычаги Раздвижные двери из алюминия двери волховец обращайтесь. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло. Скелетные мышцы обладают способностью возбуждаться под влиянием нервных импульсов. В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения.

Кровь — жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы. Она состоит из плазмы (55—60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ (40—45%).

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце — главный орган кровеносной системы — представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца.

Пульс — волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. В покое пульс здорового человека равен 60—70 удар/мин.

Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляется. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных образований — легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м2. Процесс дыхания — это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения.

Пищеварительная система состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. В этих органах пища механически и химически обрабатывается, перевариваются поступающие в организм пищевые вещества и всасываются продукты пищеварения.

Выделительную систему образуют почки, мочеточники и мочевой пузырь, которые обеспечивают выделение из организма с мочой вредных продуктов обмена веществ (до 75%). Кроме того, некоторые продукты обмена выделяются через кожу (с секретом потовых и сальных желез), легкие (с выдыхаемым воздухом) и через желудочно-кишечный тракт. С помощью почек в организме поддерживается кислотно-щелочное равновесие (рН), необходимый объем воды и солей, стабильное осмотическое давление (т.е. гомеостаз).

Нервная система состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервов, отходящих от головного и спинного мозга и расположенных на периферии нервных узлов). Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в центральной нервной системе, лежат в основе всей психической деятельности человека.

Железы внутренней секреции, или эндокринные железы, вырабатывают особые биологические вещества — гормоны. Термин “гормон” происходит от греческого “hormo” — побуждаю, возбуждаю. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме, попадая во все органы и ткани. Часть гормонов продуцируется только в определенные периоды, большинство же — на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, зобную, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и ряд других.

1.3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Биологические ритмы — регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам. Они характеризуются периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем и делятся на экзогенные (вызванные воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные процессами в самой живой системе). Существуют биоритмы клеток, органа, организма, сообщества. По выполняемой функции биологические ритмы делят на физиологические — рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхание, сердцебиение) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима — лето). Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180—200 удар/мин при выполнении работы); период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью), в естественных условиях захвачен циклами окружающей среды, выполняет функцию “биологических часов”.

Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени.

Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе жизни. На этом подробнее я остановлюсь в своей практической части работы.

1.4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХИКИ

В наиболее общем виде психика может быть представлена как открытая функциональная система, состоящая из трех элементов:

процессы формирования психического образа: внимание, ощущение, восприятие, эмоции, мышление, память

причины, побуждающие психическую активность: потребности, мотивы

целенаправленная психическая активность: деятельность

Суть функционирования такой системы в упрощенном виде состоит в том, что удовлетворение определенных потребностей становится мотивом-целью, который активизирует процессы формирования психического образа, а психический образ, в свою очередь, активизирует деятельность, направленную на удовлетворение потребности и мотива-цели, вызвавших эту деятельность. Необходимо отметить, что поскольку все эти элементы связаны в систему с обратной связью, где не действуют привычные причинно-следственные отношения, то, строго говоря, неважно, с какого из элементов начинать рассмотрение такой системы. Однако по сложившейся бытовой и научной традиции, для облегчения понимания функционирования такой системы принято начинать с анализа побудительных причин – потребностей, целей и мотивов, затем переходить к рассмотрению формирования психического образа и, наконец – к рассмотрению деятельности, которая, с одной стороны, является следствием психической активности, а с другой – направлена на прекращение этой активности.

1.5. ЧЕЛОВЕК — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).

Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества.

Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем. Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей, интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек играет центральную роль.

Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и пропагандистскую роль.

Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се связи и отношения и взаимодействия. Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.

Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как главный компонент.

Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.

Другая группа систем включает в себя — только людей, связанных определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.

Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНОЙ РИТМ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, ВСЁ ХОРОШО ВОВРЕМЯ.

Самым простым примером системности человека является выполнение режима дня. От того, как будет выполняться режим, зависит многое, в том числе и работа всех систем человека (биологических, эмоциональных, психологических). Это я решила проверить в своём исследовании. В данном исследовании приняли участие 20 учащихся нашей школы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

9

12

5

8

4

7

6

13

5

8

Б

7

7

8

6

13

12

13

2

5

11

В

4

1

7

4

3

1

1

5

9

1

Г

2

1

Возраст 14 – 16 лет

Диагностика проводилась мной. 21 ноября 2012г.

Цель данной диагностики: выявить уровень выполнения режима дня учениками моего класса, убедить их в том, что работоспособность и соблюдение режима дня, вещи не разделимые.

Текст анкеты(приложение №1)

1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Да – 9 чел (45%)

Иногда – 7 чел (35%)

Никогда – 4 чел (20%)

2. Завтракаете ли вы утром?а) всегда – 12 (60%)     

б) иногда  — 7 (35%)     

в) никогда – 1 (5%)

3. В какое время вы обычно учите уроки?

а) сразу, как прихожу из школы – 5 (25%)

б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки – 8 (40%)

в) обедаю и сажусь за уроки – 7 (35%)

  4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

а) до 1 часа – 8 (40%)

б) 1 — 2 часа – 6 (30%)

в) 2 -3 часа – 4 (20%)

г) 3 -4 часа – 2 (10%)

 5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?а) всегда – 4 20%()    

б) иногда – 13 (65%)

в) никогда – 3 (15%)

6. Вы ложитесь спать

а) в 21-22.00 – 7 (35%)  

б) в 22-23.00 – 12 (60%)   

 в) после 23.00 – 1 (5%)

 7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

а) всегда – 6 (30%)     

б) иногда – 13 (65%)           

в) никогда – 1 (5%)

8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?а) 1 — 2 часа – 13 (65%)  

б) 3- 4 часа – 2 (10%)

в) все свободное время – 5 (25%)

 9. Как обычно вы проводите воскресный день?

а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры – 5 (25%)

б) слоняюсь по дому – 5 (25%)

в) гуляю, занимаюсь спортом – 9 (45%)

г) другое (укажите что именно) – 1 (5%)

 10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день:

а) всегда – 8 (40%)

б) иногда – 11 (55%)

в) никогда – 1 (5%)

Из данной диагностики можно сделать вывод:

45% опрошенных делают утром зарядку.4 человека (20%) не делают зарядку.

Из опрошенных мною людей 12 человек(60%) завтракают всегда.

На приготовление домашнего задания ученики тратят мало времени это как до 1 часа, хотя в норме 3-4 часа

Большинство детей делают перерыв когда выполняют домашнее задание

65% ложатся после 22 часов.

95% страдают от недосыпания

Время просмотра телевизора не превышает норму.

Воскресный день люди проводят по разному. кто-то любит активный отдых(45%), кто-то любит пассивный отдых (55%)

Большинство опрошенных планируют свой выходной день.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap