Частушки Лингвистический и литературоведческий анализ



Муниципальное образовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная школа

На районную конференцию

«Старт в науку»

Номинация:

«Народная культура»

Частушки:

лингвистический и литературоведческий анализ

Автор работы:

Полотнова Вера Сергеевна, 8 класс

Руководитель:

Новикова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

607717

Нижегородская область,

Шатковский район,

Село Смирново,

Ул. Советская, дом 40

Тел: 8 (831) 90 48 844

email: smirnovo_shool@mail.ru

с. Смирново

2013 год

1. Введение

1.1. Актуальность исследования

Проблема национального возрождения, очень остро стоящая в наше время, неразрывно связана с ростом национального самосознания. Одно из его проявлений, конечно же, художественное творчество народа, фольклор. Сегодня возрождаются, возвращаются из забвения многие, недавно еще «музейные» жанры народного творчества. Но не менее важны и те жанры, которые дожили до наших дней, сохранили любовь народную. Самым главным из них, безусловно, следует считать частушку.

1.2. Объект и предмет исследования

Объект исследования – альбом «Гордость нашего села», в котором

собраны более 200 частушек М.С. Авдеевой.

Предмет исследования – частушки.

1.3. Цели и задачи исследования

Цель: исследовать материал, собранный работниками Смирновского дома культуры и библиотеки, — частушки, автором которых является Авдеева Матрёна Степановна, наша односельчанка.

Задачи:

Произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения:

— тематика и содержание,

— стиль, тип речи, связь между предложениями,

— морфология,

— синтаксис,

— словообразование,

— изобразительно-выразительные средства языка,

— рифма и ритм.

1.4. Гипотеза исследования

Большинство из этих частушек нигде не публиковалось. Они тесно переплетены с судьбой самого автора, отражают историческую действительность того времени, когда были написаны. В нашем селе нет выдающихся поэтов и писателей. Матрёна Степановна Авдеева – единственная сочинительница, о чьем творчестве Нижегородское телевидение неоднократно снимало телепередачу «В душе звенит гармошка», а также подборка частушек на злобу дня была опубликована в книге «Живи, родник. Поэтическое творчество самодеятельных поэтов Нижегородской области».

Это позволяет проявить еще большее внимание к творчеству Матрёны Степановны, уважать прожитую жизнь старшего поколения сельчан, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды тяжелейшего для страны времени. Матрёны Степановны Авдеевой уже год нет в живых. 7 февраля исполняется 2 года со дня ее смерти. Данная работа посвящена ее памяти.

1.5. Методика исследования

Беседы с работниками Дома и культуры и библиотеки, которые

собирали и записывали частушки;

— Изучение теоретической литературы по данной теме;

— Анализ частушек.

2. Результаты исследования

2.1. Смирновская частушечница – Матрёна Степановна.

Биографическая справка

Матрёна Степановна Авдеева родилась 15 октября 1925 года в селе Большие Печерки. Как и всем детям ее поколения, ей довелось мало учиться, но много трудиться, особенно во время войны.

Работала она почтальоном, ходила ежедневно в три села. Ей тогда было 16 лет. Самое страшное – через ее руки проходили все похоронки. 20 человек забрали из села на войну, а вернулись всего лишь трое. 17 похоронок принесла эта молодая девушка, 17 раз смотрела она в глаза женам и детям, 17 раз слушала их рыдания. Тяжело было смотреть им в глаза, говорить, что муж, брат или сын погиб или пропал без вести. От нее требовалось много терпения, внимания, чуткости, доброты и отзывчивости. А вечерами или по выходным колхозу помогала стоговать, снопы вязать. Трудностей было немало, но все они были преодолены непоколебимой верой в победу, самоотверженным трудом простого народа.

Все когда-то кончается. Кончилась и война. Матрёна Степановна стала работать в столовой, потом на пекарне. Вышла замуж, родила четверых детей и до пенсии проработала в совхозе «Смирновский» кладовщицей. Эта удивительная женщина отдала работе 40 лет. Она — ветеран труда и ветеран тыла, награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» А когда вышла на пенсию, стала Матрёна Степановна сочинять и исполнять частушки, так любимые русским народом. Она стала постоянной участницей художественной самодеятельности при Смирновском Доме культуры. Ни один концерт не обходился без ее частушек. Исполняла она их задорно, весело. Равнодушных в зале не было. Именно эту артистку зрители всегда вызывали на бис. Несмотря на свой возраст, Матрёна Степановна всегда отличалась чувством юмора, остротой ума. Она на ходу сочиняла частушки на тему дня и тут же выдавала их зрителям. Неоднократно Авдеева М.С. являлась участницей районных смотров художественной самодеятельности.

Известна она не только в нашем районе, но и в области как самобытная сочинительница и исполнительница частушек. Ее стихотворные четверостишия вошли в первый областной сборник самобытных авторов «Живи, родник». Автор программы Нижегородского телевидения «В душе звенит гармошка» Юрий Соловьев трижды приезжал в село Смирново и снимал передачу с участием Матрёны Степановны. Последний раз тележурналист Ю. Соловьев приезжал в Смирново, чтобы поздравить Матрёну Степановну с 80-летием. А уж сколько раз о ней писали в районной газете «Новый путь» — не сосчитать.

Умерла Авдеева М.С. 7 февраля 2011 года. Все жители села Смирнова с благодарностью вспоминают эту славную женщину. А ее частушки по-прежнему звучат со сцены в исполнении уже других смирновских артистов.

2.2. Частушка как жанр фольклора

«Частушка — короткая (преимущественно четырехстрочная) рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Как новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества, частушки возникли во второй половине XIX века. Слово «частушка» в литературу вошло из очерка Г.И. Успенского «Новые народные стишки» (1889), где впервые был дан краткий анализ нового явления в народной песенной культуре. При общей характеристике содержания частушек их обычно называют молодежным жанром, потому что поется в них чаще всего о том, что занимает и волнует молодых людей от подросткового возраста до женитьбы. Пожилые люди относились к частушкам как к несерьезным песням, но шло время, молодые старели, однако не забывали песен своей юности и молодости, и постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов. Эти лирические песенки сочинялись и исполнялись как живой отклик на различные жизненные ситуации».

Частушки – самый живой, подвижный, многотемный жанр. Они разоблачали произвол властей, преступность захватнических войн, запечатляли новые явления общественной, семейной жизни. В конце XIX века выделились три жанра частушек: политические, бытовые, любовные.

В 90-ые годы XX века произошел очередной всплеск частушечного творчества народа. Период перестройки оказался настолько ярким в своих противоречиях, показав беспредел верховной власти, что послужил поводом для создания народом острополитических и социальных частушек.

2.3. Анализ частушек

2.3.1. Темы частушек и их краткое содержание

Содержание исследуемых частушек позволяет выделить семь основных тем:

Частушки политические;

Частушки бытовые;

Частушки на военную тему и о ветеранах;

Частушки о веселье и художественной самодеятельности;

Частушки о людях села;

Частушки о старости и о себе;

Частушки заключительные.

Политические частушки составляют основную часть исследуемого материала. Следует отметить, что время их создания – эпоха перестройки, смена государственной власти, обещания властей. Именно эти события нашли отражение в частушках ( 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13 и др). Не проходят мимо взгляда автора такие политические события, как выборы в государстве и местные выборы в селе Смирново (15, 24, 26, 27, 28, 29, 36, 37 и др.). Есть ряд частушек о телевидении, передаче «Час-пик», убийстве телеведущего Владислава Листьева, которое не оставило в то время равнодушным всю страну (44, 45, 46). Упоминаются и политические деятели: Ленин, Горбачев, Ельцин, Гайдар ( 32, 33, 34, 51). В некоторых частушках политика плавно переходит на свою собственную жизнь или жизнь своих односельчан (2, 5 ).

Президент хорош собою,

В беленькой рубашке.

Где бы мне купить такую

Свому Николашке?

Не уступают по количеству частушки бытовые., которые Матрёна Степановна сочиняла в 90-годы. Причина их появления – дефицит в магазинах и высокие цены (60, 65, 67, 69, 71, 73, 74, 75, 76 и др. ) , неблагоустроенность села: дом нужно топить дровами ( 81, 102), водопровод есть не на всех улицах (98, 111) освещение улиц недостаточное (83) , низкие зарплаты и пенсии, а также нерегулярная их выдача (87, 88, 120) , плохие дороги на дальних улицах (82, 103, 113), и многие другие проблемы, которые касались не только села Смирнова. Похожая обстановка была во многих других селах и поселках по всей России. Интересен ряд частушек юмористического содержания, являющихся следствием телепередач, на которых выступали целители Владимир Кашпировский и Алан Чумак (105, 114 ).

У Алана Чумака

Очень крепкая рука.

Бабка бражку зарядила –

Со ста грамм валит быка.

Политические и бытовые частушки – это две основные темы в творчестве Авдеевой М.С. Эти куплеты продиктовала ей сама жизнь.

Другие темы представлены небольшим количеством частушек.

Частушки на военную тему и о ветеранах написаны как бы с высоты прожитых лет (124, 125, 126, 127, 128, 130, 132). Это не военные события, а воспоминания о трудностях того времени. Это связано с особым отношением автора к войне: она была ее свидетелем, переживала трудные годы, вместе со всем народом с нетерпением ждала победы и радовалась, когда враг был разгромлен. Особым чувством проникнуты частушки-поздравления ветеранов Великой Отечественной войны (122, 123). Не остались без внимания и современные события – военные действия в Чечне и похоронки (129, 131).

Незначительную группу составляют частушки о веселье и художественной самодеятельности. В основном, это куплеты о Доме культуры; о концертах; о том, что мужчины в самодеятельности не участвуют и мужские роли приходится исполнять женщинам; о неактивной молодежи, которую веселят старушки со сцены (133 – 148).

В этом зале, как мы видим,

Двести зрителей сидят,

А на сцене три старушки

Молодых всех веселят.

Несколько частушек посвящено людям, односельчанам и родственникам. С большой любовью пишет автор о своей внучке Наташе, о директоре Дома культуры Макаровой Нине Васильевне, учителе Смирновской школы Дедаевой Татьяне Михайловне. Доброта к людям, искренность чувств – вот что характеризует эти строчки (149 – 160).

Как было сказано выше, Матрёна Степановна начала писать частушки после выхода на пенсию. Поэтому одной из тем ее частушек является старость. Отношение к ней спокойное. Автор нисколько не сожалеет о прожитых годах, ведь душа осталась молодой (161, 166, 171, 184) . В одних частушках она просит прощения у зрителей за свой возраст (164, 172, 180), в других – иронизирует над ним (165, 179) , а в третьих надеется, что ее творчество не напрасно, что люди будут о ней вспоминать после смерти (178, 181, 182, 183) . Эти частушки являются грустными.

Последнюю группу составили «заключительные» частушки, исполняемые в самом конце частушечного выступления (185 – 190). Выступление зрительно и интересно на слух, поэтому заключительная частушка готовит слушателей к достойному оцениванию.

2.3.2. Стиль, тип речи, связь между предложениями

Частушки — текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений ( 1, 2, 3, 19, 20, 23, 32, 40, 42, 69 и др.) изредка из одного предложения (14, 22) . Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение ( 27, 29). Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными. Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках (48, 63, 66, 162).

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Новые частушки.

Не смотрите на меня,

Не считайте мне года.

А в душе-то я красива,

И всегда я молода.

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования:

Перестройка – политическое явление 90-х годов XX века;

Белая рубашка – выходная, праздничная;

Свому – своему;

Нынче – теперь, сейчас;

Цены озверели – повысились;

Цены там в кружочках – цены повысились;

Ухажёр – молодой человек, ухаживающий за девушкой;

Милка – женщина;

Бабоньки – женщины;

Председатель, бригадир и агроном – совхозная администрация

Россию растащили – оформили в частную собственность;

Форменна еда – обычная, привычная;

Правители – государственная власть;

Трепачи – лгуны;

Содрать, обдирают – взять, берут;

Ни шиша – ничего;

Из западных сторон – из-за границы.

2.3.3. Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов (утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются…); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных (перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы…); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, , тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий (подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных (на восьмом десятке, двести зрителей, двадцать лет, сорок пять…); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

2.3.4. Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем. (простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

2.3.5. Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики можно заметить много слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка, годики, вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам…); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр …); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Ты куда катишься, Русь,

Милая сторонушка?

Неужели не болит

У Ельцина головушка?

Травы много переела

Я в проклятую войну.

Как живая я осталась,

До сих пор я не пойму.

Не хотела песни петь,

Хотела попечалиться.

Мои годики ушли,

Старость начинается.

Перестройка, перестройка,

Вот так перестроечка!

Тыща двести стала стоить

Односпальна коечка.

2.3.6. Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка.

Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые «оживляют» частушки.

В магазине все исчезло –

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Рассудите, добры люди,

Как мы дальше будем жить.

Неужель, как стриптизёрки,

Без штанов будем ходить? (обращение, частица)

Бригадиру я сказала

И директору скажу:

«Не дадут мне ухажёра –

Из совхоза ухожу!» (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают

— сравнения:

А Смирновское село,

Чем оно украшено:

Лопухами да репьями,

Словно Простоквашино.

— эпитеты ( в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);

-антитеза:

День рожденья отмечала,

Кушала икорочку.

А теперь все изменилось –

Ем водичку, корочку.

Свеклу сеем, свеклу садим,

Свеклу сахарну растим.

А приходим когда в гости –

Каждый с сахаром своим.

— ирония:

Помирать собрался дед –

На поминки денег нет.

Что же деду предложить?

До сниженья цен дожить.

Мужики, не пейте водку,

Пейте лучше самогон –

В нем сивушных масел меньше,

И дешевле водки он.

— олицетворения (Больно цены озверели, на людей бросаются; Америка смеется);

— лексический повтор:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap