Часть С2. Тексты+сочинения



Выполнение части С2.1. ГИА по русскому языку (9 класс)

Сочинение на лингвистическую тему.

п/п

Высказывание

Исходный текст

Сочинение-рассуждение

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» … выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

А. Реформатский

1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе, что ли, пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю. Трифонова.

Действительно, местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных, числительных, не называют предметы, признаки и количество, а лишь указывают на них. Так, в предложении 10 употребление личного местоимения «он» позволяет избежать повтора имени существительного «Глебов» и служит средством связи между предложениями в тексте.

Относительные местоимения выполняют функцию связи между частями сложноподчинённого предложения и являются членом придаточного предложения. Например, местоимение «который» в предложении 18 является «заместителем» слова «пугач» и играет роль подлежащего в придаточном предложении.

Итак, мы доказали, что местоимения всего лишь замещают «знаменательные слова». Они полностью оправдывают свое название, употребляясь вместо именных частей речи.

«Эпитеты – одежда слов». В.А. Солоухин

(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то…

(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.

– (7)Привет, – говорит Верочка и поёживается. – (8)Холодно ещё… (9)Дай куртку.

(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.

– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.

– (17)Но как же я… (18)Вера, мне же… (19)Ну, неудобно…

– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!

– (22)Брось, Верк… (23)Не надо…

– (24)Сейчас же встань на голову!

– (25)Ну, пожалуйста…

(26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку.

(27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

– (28)Кто главный? – спрашивает она.

– (29)Ну, ты…

– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!

(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.

(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.

– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.

(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется…»

(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

(52)Она нехотя берёт голубой флакон.

– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?

– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке… посмотри в кармане.

– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! – (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.

– (60)Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61)Что это?

– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.

– (64)Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65)Это…

– (66)Кто главный?

– (67)Верка, перестань!

– (68)Ах, так? – (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке…

– (71)Верка! (72)Отойди!..

(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой.

(74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.

(По Э. Шиму)*

«Эпитеты – одежда слов», — утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Эпитеты являются красочными определениями для слов, с помощью них можно создать яркие и выразительные художественные образы.

Передо мной текст Э. Шима, в котором писатель тоже использует эпитеты. Например, в предложении 5 слова «загадочное», «невероятная», «золотыми» помогают автору нарисовать портрет Верочки, подчеркнуть ее необыкновенную внешность, красоту глаз.

Эпитеты служат не только для того, чтобы придать образность словам, подчеркнуть какие-либо характерные признаки предметов. С помощью этого средства выразительности можно показать эмоции, ощущения литературных героев. Так, в предложении 75 из данного текста эпитет «перекошенным» характеризует эмоциональное состояние мальчика Гоши, его страх, ужас от того, что ракета может взорваться.

В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста Э. Шима доказывают справедливость утверждения В. Солоухина. Эпитеты действительно являются яркой оболочкой для других слов, с их помощью можно передать разнообразие цвета, чувства автора и героев, оценить явления и поступки.

«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» Дж. Свифт

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. –(25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, грядут.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.

С одной стороны, шестнадцатилетняя девушка Оксана, героиня данного произведения, употребляет слова «ретруха» (предложение 11), «ляпнет» (предложение 18), фразеологизм «нервы мотает» (предложение 13). Все слова эти относятся к разговорному стилю и имеют просторечный оттенок. Писательница с помощью речевой характеристики Оксаны подчёркивает не столько её желание казаться современной, сколько её грубость, духовную ограниченность.

С другой стороны, мы видим Королькова, отца Оксаны, который стал свидетелем конфликта матери и дочери. Авторский текст, передающий мысли Королькова, насыщен средствами художественной выразительности. Например, можно отметить сравнение «как спичка о коробок» в предложении 7, книжные слова «фундамент» (предложение 31), «амбулаторно» (предложение 32), эпитеты «чистенькое, новенькое», ссылка на известную пословицу «жать то, что посеяли» (предложение 29). Все перечисленные средства указывают на то, что Корольков – это образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный тем, что его жена и дочь не могут разговаривать друг с другом.

Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.

Л.Ю. Максимов: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Красная строка – это своеобразный знак препинания, который оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Например, в тексте писателя А. Алексина предложение 5 пишется с красной строки, потому что оно входит в группу предложений 5-9, где рассказчица описывает свою внешность в детстве и отношение к ней окружающих людей. В предшествующей же группе предложений 1-4 содержится объяснение того, почему девочка не любила подаренную ей куклу.

Кроме обозначения границ микротем, абзацный отступ нужен для выделения реплик в диалоге. С этой целью красная строка использована при оформлении предложений 22, 26, 27, 28, 29 и других.

Таким образом, абзацное членение текста А. Алексина даёт нам, читателям, чёткое представление о композиции этого текста, что доказывает справедливость высказывания Л. Максимова.

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». И.В.Артюшков

(1)Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать. (3)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.

(4)Сегодня я нашла рыжего тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.

(9)Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. (10)Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда – и как подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.

– (15)Свет, а Свет, – тихо сказал Славка, – ты чего домой не идёшь?

– (16)Не пускают меня с ним. (17)Видишь, лапа у него. (18)Куда я его? (19)А мама даже забыла про меня.

– (20)А знаешь, давай его мне, – жалобно пропел Славка, – (21)У нас уже две кошки есть, будет и третья с нами жить. (22)Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.

(23)Я чуть не лопнула от зависти. (24)Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.

(25)«Это же надо, – подумала я, – у них целых две кошки, и Славка может третью в дом принести!»

(26)Делать было нечего. (27)Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама поплелась домой. (28)В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29)Мама вязала папе свитер, а папа с головой залез в Интернет.

– (30)Ну, – сказала она, наконец, – успокоилась? (31)Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?

(32)Тут я не выдержала. (33)Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. (34)Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.

– (35)У неё ла-па-па, лапа бо, бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, – выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами.

– (36)Она жи-жи-жива-я, – не унималась я, вздрагивая при каждом слове.

(37)Не знаю, что случилось с моими родителями. (38)Наверное, они испугались за моё здоровье. (39)А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка. (40)Всё-таки у мамы с папой было сердце, но через час Рыжик, с забинтованной лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке из-под какой-то папиной железяки. (41)А я сидела рядом с котёнком в кресле и думала, как хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья. (42)Скоро они приедут из лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.

(43)Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под который по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся в сундучках волшебные сказки.

– (44)Я люблю тебя, Рыжик, – прошептала я сквозь сон, и на душе у меня стало так радостно, как не бывало, наверное, никогда.

(По Е.Ранневой)

В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.

В тексте Ранневой Е.А. я нашла 4 вопросительных предложения. Все они являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие разным героям. Так, предложения 15, 18 — это вопросы, которые задают друг другу герои текста Славка и Света с целью получить интересующую их информацию. Предложения 30 и 31 содержат вопросы, которые задаёт мама дочке для того, чтобы удостовериться в том, что Света успокоилась.

Таким образом, действительно, основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог.

«Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк» М.А.Рыбникова

(1)Виконт приподнял голову, вскинул вверх узкую морду. (2)Чуткие острые уши его сквозь порывы снежного ветра уловили знакомые звуки: «Бо-мжик! Бо-мжик!». (3)Приветливый мужской голос явно звал его к миске. (4)Надо спешить. (5)И хоть откликаться на странное прозвище не очень-то хотелось, но голод – не тётка. (6)И наедаться нужно было впрок. (7)Хозяева маленького лесного домика приезжали не часто. (8)Их приходилось ждать три дня и три ночи. (9)Они топили жилище, ночевали и снова уезжали, погрузив в машину тяжёлые сумки с какими-то банками. (10)И снова нужно было промышлять по помойкам. (11) А потому сейчас, к миске с едой, его дважды приглашать было не надо…

(12)Хозяева лесного домика не появлялись уже давно. (13)Начались сильные морозы. (14)Лапы у Виконта от холода начали дрожать. (15)Он то и дело прижимал их к впалому животу. (16)Но это помогало ненадолго. (17)Больше всего донимал голод. (18)Пришлось ободрать зубами стволы яблонь. (19)Замёрзшая кора отдиралась плохо. (20)Надо было что-то предпринимать. (21)И Виконт стал осторожно пробираться к квадратным ящикам, что стояли у кустов смородины. (22)От них шло чуть заметное тепло и пахло чем-то сладким, как пахнут летом цветы. (23)Виконт догадался – пчелиные ульи.

(24)Пчелиные домики были аккуратно накрыты каким-то тяжёлым и плотным материалом, Виконт ухватился за край покрытия и стащил его на снег. (25)Потом поднял лапы и принялся ими царапать деревянные стенки пчелиного жилища. (26)Гул в домиках усилился. (27)Но проникнуть внутрь не удалось. (28)А через маленькую щелочку, из которой тянуло сладким запахом, ничего не было видно. (29)Сколько не облизывал её длинным языком, на зуб ничего не попадало. (30)Опустив плетью хвост, Виконт поплёлся обратно к крыльцу хозяйского дома. (31)И тут чуткое ухо уловило шум подъезжающей к деревне машины. (32)Он опрометью кинулся навстречу.

(33)Первой из неё вышла хозяйка. (34)От радости Виконт долго бегал вокруг неё кругами.

– (35)Э-э-х!– горестно протянул хозяин. – (36)Смотри, что он тут с голодухи натворил! (37)Пропадёт пёс здесь! – покачал головой хозяин.

– (38)И в город не возьмёшь. (39)При наших-то командировках… (40)Кто согласится за таким большим ухаживать. (41)Надо в посёлок отвезти. (42)Может, там его бывшие хозяева найдутся.

(43)А на другой день хозяева стали снова собирать сумки и пакеты. (44)Когда все вещи были погружены в багажник, хозяин повернул ключом дверной замок, и дружеским свистом позвал его в машину. (45)Хозяйка открыла заднюю дверку:

– (46)Ну, залезай! (47)Скорее, а то холоду напустим.

(48)Но лезть в машину Виконту совсем не хотелось: сразу вспомнилось, как заманивал и запихивал его на заднее сиденье Борис.

(49)А потом вдруг мелькающие за окном дома показались ему знакомыми. (50)Ну да! (51)Вот автобусная остановка, возле которой он любил попрошайничать у приезжих недоеденные в пути кусочки пирогов. (52)Вот магазин, куда они с Настей бегали за хлебом. (53)Виконт взвыл от радости. (54)Хозяин тотчас остановил машину, будто только и ждал этого сигнала, а хозяйка открыла дверцу. (55)Нетерпеливо постучав по спине хозяина хвостом, и лизнув хозяйку в щеку, Виконт выскочил из машины и припустил к родному дому. (56)На его звонкий лай первой выбежала на крыльцо Настя. (57)Она крепко обхватила его руками за шею и громко закричала:

– (58)Мама! (59)Мама! (60)Виконт вернулся! (61)Он не бросил нас! (62)Дядя Боря сказал неправду!

(63)Настина мама грустно улыбнулась. (64)Виконт подошёл к ней, лизнул руку, встал на задние лапы, поставив передние на высокие перила крыльца, сладко потянулся, прогибая спину. (65)Если бы только он умел говорить, непременно сказал бы: «Не горюй. Теперь мы снова все вместе. Никому не дам вас в обиду! Веришь?». (66)Настина мама всё поняла правильно, потому как прижала его голову к своей груди, вздохнула и прошептала:

– (67)Верю!!!

(По Н.Васильевой)

М.А.Рыбникова утверждала: «Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Как понимать слова литературоведа?

На мой взгляд, М.А.Рыбникова имела в виду следующее: поскольку в корне слова скрывается его смысл, то, не определив корня или определив его неправильно, мы можем не понять истинное значение слова. Докажем справедливость этих слов на примерах, взятых из текста Васильевой Н.Б.

В предложении 21 есть слово «смородина». Всем известно, что «смородина» — это ягода. Найдём в этом слове корень -смород-. Какой же затаённый смысл скрывает этот корень? Дело в том, что в древнерусском языке слово смород, или смрад, означало «запах». Таким образом, мы узнали, что эта ягода получила своё название из-за ярко выраженного запаха.

Или возьмём, к примеру, слово «странный» (предложение 5), которое означает «необычный». Но стоит выделить в нём корень -стран-, как нам откроется новый смысл известного слова: «странный» — от слова «страна, сторона», то есть «из другой страны, стороны, чужой».

Таким образом, если мы научимся видеть в словах корень, то сможем разгадывать в них тот затаённый смысл, о котором говорила М.А.Рыбникова в своём высказывании.

«Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Д.С.Лихачёв

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(5) В это время из-под скамейки вылезла собака. (6) Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (7) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (8) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (9) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы от неё отказаться.

(10) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

– (11) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (12) Он умер три месяца тому назад. (13) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (14) Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (15) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме неё никого не было, и у Жули кроме него – никого.

(16) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (17) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(18) Марина спала эту ночь плохо. (19) Ей снились собаки. (20) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (21) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (22) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы… (23) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

(24) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (25) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (26) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расчёску, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (27) «Теперь будет», – подумала она про себя.

– (28) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (29) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (30) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (31) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (32) Вот колбаса, вот булочка. (33) Ешь. (34) Ты любишь сдобные булочки? (35) Я люблю. (36) А к вечеру я сварю тебе кашки. (37) Специальный корм для собак мне не понравился. (38) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(39) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

– (40) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(41) Этой ночью Марина спала чутко. (42) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (43) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность.(44) Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (45) Что ей снилось? (46) Может быть, Матвеевич? (47) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С.Сергеевой)

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Действительно, язык является орудием выражения мыслей и чувств. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать о внутреннем мире человека. Чтобы доказать это, прислушаемся к речи героев текста С.Сергеевой.

Одна из героинь, молодая женщина Марина, обращаясь к несчастной собаке, у которой умер хозяин, использует глаголы «не бойся», «заходи», «подружимся» (предложение 28), что показывает её доброжелательное отношение к животному и желание помочь.

В речи другой героини рассказа — бабульки — обращает на себя внимание имя собственное «Жуля», которое она употребляет, говоря о собачке. Это слово раскрывает моральный облик пожилой женщины, её способность сострадать обездоленному животному.

Таким образом, если мы будем обращать внимание на речь человека, то сможем заглянуть в его душу, что и утверждал Д. С. Лихачев.

«Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». И.Г.Милославский

(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть.(7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.

(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (10)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна…

(11)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (12)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (13)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (14)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят…

(15)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(16) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (17)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня.

(18)Мухтар остался жить у нас. (19)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок.

(20)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (21)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (22)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (23)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (24)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал.

(25)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(26) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.

(27)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (28)Мухтар был всегда сыт. (29)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(30) Да и зачем ему суп! (31)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(32) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.

(33)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля.(34) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы.

(35)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (36)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (37)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара. (38)Мухтар хорошо его знал и любил.

(39)— Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич.(40) — Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.

(41)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (42)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(43) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.

(44)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (45)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (46)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком.

Чаплина (Михайлова) Вера Васильевна

Образец 1

И.Г.Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем разобраться.

Действительно, союзы, как и все служебные слова, не могут употребляться без самостоятельных частей речи, т.к. не имеют конкретного лексического значения. Они используются для связи однородных членов или предложений. Но при этом союзы способны выражать различные отношения между явлениями действительности и вносить в предложения разнообразные оттенки значения. Докажем это на примерах, взятых из текста известной детской писательницы Чаплиной В.В.

В предложении №19 есть три союза. Сочинительный союз «но» подчёркивает противопоставленность действий собаки, подчинительный союз «хотя» придаёт предложению уступительное значение, а благодаря союзу «потому что» мы понимаем, по какой причине могло произойти то, о чём говорится в предыдущей части.

Таким образом, союзы не только служат для связи различных синтаксических конструкций, но и придают предложению эмоционально-смысловое значение.

Образец 2

Высказывание И.Г.Милославского заставило меня задуматься о том, что союз — это не просто средство связи однородных членов и предложений, это ещё и слово, которое выражает различные отношения между явлениями действительности и вносит в предложение разнообразные оттенки значения. Убедимся в этом, обратившись к тексту В.В.Чаплиной.

В тексте известной детской писательницы немало союзов. Возьмём, к примеру, предложение №8. Союз «и» в нём соединяет однородные сказуемые «бросили» и «уехали» и при этом выражает одновременность действий, совершённых людьми, у которых жила собака. А союз «когда» даёт понять, в какое время были произведены эти действия.

Итак, мы продемонстрировали на конкретных примерах, что союзы обладают не только синтаксическими функциями, но и смысловыми.

Образец 3

И.Г.Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Обратимся к тексту известной детской писательницы В.В.Чаплиной. Присмотримся повнимательнее к предложениям с союзами. Например, в предложении №26 В.В.Чаплина использует соединительный союз «не только…, но и». Данный союз выполняет две функции. С одной стороны, он соединяет однородные сказуемые «знал» и «встречал», с другой стороны, придаёт второму сказуемому добавочное значение.

Теперь рассмотрим предложение №27, в котором есть подчинительный союз «если». Писательница использовала его не только для того, чтобы связать главную и придаточную части предложения, но и чтобы показать, что действие, о котором говорится в предыдущем предложении, совершается при определённом условии.

Таким образом, смысл высказывания И.Г.Милославского заключается в том, что союзы способны выражать различные отношения между синтаксическими конструкциями, а также вносить в предложения разнообразные оттенки значения.

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А.А.Зеленецкий

(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.

(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!

(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.

(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением… (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!

(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо… (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна….

(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.

(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap