Пятиклассники Какие мы



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………….

3

Глава 1.

Теоретические аспекты изучения личности пятиклассников

1. 1.

Возрастные психологические особенности пятиклассников………………….

4

2.

Анатомо – физиологические особенности подростков 11 – 13 лет……………

5

1. 3.

Основные причины трудностей в обучении пятиклассников…………………

6

Глава 2.

Исследование особенностей личности пятиклассников.

2. 1.

Организация и методы исследования……………………………………………

8

2. 2.

Обработка и интерпретация результатов…………………………………………….

9

Заключение…………………………………………………………………………………………..

11

Список использованной литературы………………………………………………………

13

Приложение 1. Методика «Направленность личности»……………………………………..

14

Приложение 2. Тест на определение доминирующего полушария головного мозга…….

18

Приложение 3. Психогеометрический тест (С.Деллингер)…………………………………

21

Приложение 4. Тест по выявлению особенностей темперамента…………………………..

27

Введение.

Обоснование выбора темы. Эту тему для исследования я выбрала потому, что сама учусь в пятом классе и нахожусь в том возрастном периоде, который называют — подростковым, а точнее мы хотим рассмотреть младший подростковый возраст. А его как, принято в возрастной психологии, считают периодом, крайне неблагоприятным для обучения.

Мы решились разобраться, в чем же заключаются трудности и проблемы перехода из начального звена в среднее и какие факторы влияют на процесс адаптации.

Актуальность. Проблема исследования адаптации пятиклассников продолжает быть актуальной. Именно в младший подростковый период жизни происходят изменения связанные с учебной деятельностью, происходит распад устаревшей системы взглядов и ценностей, этот период в жизни детей 10 – 13 лет связан с обретением чувства взрослости и идет формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности. Поэтому, недостаточно внимания уделяется исследованию личностных особенностей пятиклассников, когда они вступают в подростковый возраст и оказываются в новых социальных условиях: переходят из начальной школы — в основную.

Мы решили исследовать особенности темперамента, личностной направленности учащихся, доминирующего полушария головного мозга пятиклассников и личностных характеристик школьников, перешедших из начальной школы в среднее звено. Период адаптации учащихся в 5 классе, считается одним из труднейших периодов школьного обучения.

Цель исследования: изучение особенностей личности пятиклассников.

Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

Проанализировать литературу по теме исследования;

Провести диагностическое исследование личности младших подростков;

Оценить полученные результаты и сделать выводы;

Подготовить рекомендации для учащихся 5-х классов.

Объектом исследования являются пятиклассники.

Предметом исследования – психологические особенности личности пятиклассников.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, диагностика, метод количественной и качественной обработки.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности подростков.

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.

Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.  

Учащиеся пятого класса в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым.

Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В  этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Учащиеся данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении. Внешне это выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Начинается поиск подростком собственной уникальности, познание собственного Я.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой.

Подростки ориентированы на установление доверительно — дружеских отношений со сверстниками, усваивают навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Анатомо – физиологические особенности подростков 11 – 13 лет.

Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.

У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.У мальчиков в процессе взросления меняется голос. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером.Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Учащиеся гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон и аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рассмотрев психологические, анатомо – физиологические особенности пятиклассников и основные причины трудностей в обучении с которыми сталкиваются учащиеся. Анализ этих теоретических источников позволил нам найти отправные точки для организации эмпирического исследования личности пятиклассников.

Глава 2. Исследование особенностей личности пятиклассников.

2.1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» с учащимися 5 «А» класса. В исследовании приняли участие 18 учащихся.

Для выявления особенностей личности подростков нами использовались следующие методики:

Методика «Направленность личности» (см. Приложение 1.)

Тест на определение доминирующего полушария головного мозга (см. Приложение 2.)

Психогеометрический тест (Стюзен Деллингер) (см. Приложение 3.)

Тест на выявление особенностей темперамента (см. Приложение 4.)

Исследование проходило в три этапа:

Первый этап. На данном этапе среди выборки испытуемых проводилось анкетирование, по выбранным нами методикам.

Первой проводилась методика позволяющая выявить личностную направленность учащихся: направленность на себя, на общение и на дело. Методика состоит из 17 вопросов с вариантами ответов: А, Б, В. На выполнение данной методики отводилось 10 минут.

Следующим был тест на определение доминирующего полушария головного мозга. Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно, помогает глубже понять себя и окружающих. Конечно, результаты теста не претендуют на 100% объективность, но их можно рассматривать как дополнительный материал в познании личности и психологических особенностей.

Для того, чтобы пройти тест, нужно было приготовить листы бумаги и карандаш, а также 5 минут свободного времени.

Далее было представлено 4 задания, проходя которые учащиеся должны отметить на листе бумаги, какой тип реакции проявился у них – правый или левый. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «Л».

Второй этап. На втором этапе мы продолжили изучать личностные особенности пятиклассников использовав еще две методики. Психогеометрический тест (Стюзен Деллингер) в котором нужно было выбрать одну геометрическую фигуру из пяти, в отношении которой можно сказать: «Это – Я!» И тест на выявление особенностей темперамента, который состоит из 6 вопросов с вариантами ответов: А, Б, В и Г.

Третий этап. На заключительном этапе нашего исследования проводилась математическая обработка результатов, анализ и интерпретация полученных данных.

Обработка и интерпретация результатов.

По определению личностной направленности учащихся в 5 «А» классе было выявлено, что большинство учащихся 61% направлены на дело, 22% учащихся направлены на себя, у 11% учащихся направленность на общение и у 6% учащихся направленность на себя и на общение. Все мальчики в этом классе имеют направленность на себя.

Следовательно, большинство пятиклассников ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение их работы, агрессивны в достижении своего статуса в классе, властны, склонны к соперничеству, раздражительны, в следствии чего повышается тревожность учащихся.

По выявлению доминирующего полушария головного мозга у наших испытуемых показало, что у 72% учеников более активно правое полушарие, которое отвечает за эмоциональность и творческие способности учащихся. У 11% учеников развито левое полушарие, которое отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций. И у 17% учеников в равной мере активны оба полушария, следовательно, у них развиты творческие и логические (мыслительные) способности.

Результаты психогеометрического теста показали, что в нашем классе больше всего преобладают ученики – «прямоугольники» — 39%. Это учащиеся, которые неудовлетворенны тем образом жизни, которую они ведут сейчас, и поэтому заняты поисками лучшего положения. Лучшие качества прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

33% учащихся – «зигзаги». Эти учащиеся творческие личности. Комбинируют несколько абсолютно различных, несходных идей и создают на этой основе что – то новое, оригинальное – вот что нравится зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, которыми вещи делались раньше или делаются в данный момент. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая, интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

И 28% учеников – «круги». Самые доброжелательные. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – умением сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у круга возникает с кем – либо конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Тест на выявление особенностей типов темперамента в нашем классе позволил выделить три основные группы учащихся. Большинство 39% составили флегматики – подростки уравновешенные, спокойные, упорные и терпеливые. 33% учеников составили холерики – учащиеся этого склада неуравновешенные, несдержанные, вспыльчивые и необузданные. И меньшинство составили сангвиники 28% — подростки энергичные, подвижные, общительные и трудолюбивые.

Обобщая результаты исследования личности подростков, можно сделать следующие выводы:

Большинство пятиклассников нашего класса имеют направленность на дело, это свидетельствует о том, что подростки стремятся к сотрудничеству, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели;

Большинство учащихся ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение их работы, агрессивны в достижении своего статуса в классе, властны, склонны к соперничеству, раздражительны, в следствии чего повышается тревожность учащихся.

Большинство ребят неудовлетворенны тем образом жизни, которую они ведут сейчас, и это связано с особенностями их возрастного периода. Поэтому подростки заняты поисками лучшего положения, становятся в адаптационный период любознательными, пытливыми, проявляют живой интерес ко всему происходящему и смелость;

У большинства пятиклассников более активно правое полушарие, которое отвечает за проявление эмоциональности подростков и развитие творческих способностей;

Большинство нашего класса составляют флегматики – это уравновешенные, спокойные, упорные и терпеливые учащиеся.

Заключение.

В исследовательской работе нами была рассмотрена важная проблема – особенности личности пятиклассников, которая претерпевает большие изменения на этапе перехода из младшего звена в среднее.

Подросток пытается в этом возрасте определить свое место в обществе. На первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Появляется потребность в признании и самоутверждение в среде сверстников. Появляются трудности и в обучении: резкое изменение условий обучения – много кабинетов, много учителей, разнообразное и качественное усложнение требований к учащимся. Все это повышает показатель школьной тревожности учащихся и она имеет тенденцию возрастать во время обучения в 5 классе, что может объяснить сложность протекания адаптационного периода.

А для этого нужно учитывать личностные особенности каждого учащегося. Поэтому важно изучать личность пятиклассников, и мы думаем, что результаты исследования, могут быть полезны педагогам для выстраивания благоприятных отношений с учащимися.

Для более благоприятного протекания адаптационного периода мы хотим дать рекомендации для учащихся 5-х классов «Все в твоих руках!»

I. «В здоровом теле – здоровый дух»

Если чувствуешь внутреннее напряжение — встань спокойно и сделай глубокий вдох. Это помогает восстановить нарушенное внутреннее равновесие.

Занимайся спортом! Полчаса, потраченные на зарядку, сжигают гормоны стресса. Одновременно в головном мозге происходит усиленная выработка гормона счастья – эндорфина. А если на это у тебя нет времени, то хотя бы встань со стула, хорошенько потянись и медленно вращай головой из стороны в сторону, чтобы расслабить шею.

Сохраняй чувство юмора. Смех облегчает душу и помогает преодолеть подавленность, а также снижает давление крови и улучшает настроение.

Если надо – поплачь. Многие считают слёзы признаком слабости, однако, это не так. Плач – естественный способ избавления от негативных эмоций. Слёзы вымывают химические соединения, которые возникают в состоянии стресса.

Побольше внимания уделяйте приёму пищи. Привычки питания могут увеличить или уменьшить нервное напряжение. Избегай химических добавок, таких, как консерванты или красящие вещества.

II. «Мой дом – моя крепость»

1. Делись с родителями тем, что с тобой происходит, рассказывай о том, как прошел день, что нового ты узнал. Не скрывай своих чувств и переживаний.

2. Если у тебя что-то не получается, обращайся за помощью и советом к родным.

3. Проводи свободное время с родителями, друзьями. Живое общение – источник хорошего настроения.

III. «Делу время – потехе час»

1. Составь режим дня и следуй ему каждый день. Это поможет тебе распределять время, быть собранным и организованным.

2. После школы не торопись садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

3. Не стремись сделать все уроки в один присест, делай небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

IV. «Крепкий духом не унывает»

1. Верь в себя и в свои силы! Если что-то не получилось – иди дальше, не опускай руки.

2. Не ставь перед собой цель получать только «4» и «5». Помни, ты учишься ради знаний!

3. Перед контрольной и проверочной работой хорошо выспись! По дороге в школу думай о чем-нибудь приятном, не настраивай себя заранее на отрицательный результат. Позволь быть страху, но не позволяй ему брать верх над тобой.

4. Не сравнивай себя с одноклассниками. Каждый из вас по-разному видит, слышит и осмысливает все, с ним происходит.

5. Не оценивай себя негативно. Повторяй про себя фразу: «Все в моих руках, у меня все получится!»

Список литературы.

Джеймс У. Психология / У. Джеймс. — М., 2000.

Дубровина И.В., Лисицина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. 164с.

Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. М: Генезис, 2003.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М., 2002.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. – М., 1999.

Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2000.

Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан – СПб., — 2002.

Цылев В., Мельницкий В. Подросток по мнению одноклассников / В. Цылев, В. Мельницкий // Школьный психолог. – 2000. — № 42. – С. 4.

Приложение 1.

Методика «Направленность личности»

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

Направленность на себя (я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительной работы и окружающих, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

Направленность на общение (0) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция к применению методики:

«Ребята, вам предлагается выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначенные буквами А,В. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно.

Текст опросника:

Больше всего удовлетворения в жизни даёт:

А – оценка работы;

Б – сознание, что находитесь среди друзей;

В – сознание того, что работа выполнена хорошо.

Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А – известным игроком;

Б – выбранным капитаном команды;

В – тренером, который разрабатывает тактику игры.

Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – имеют индивидуальный подход;

Б – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

В – увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А – не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

Б – вызывают у всех дух соперничества;

В – производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

А – всегда верны и надёжны;

Б – помогают другим, когда для этого представляется случай;

В – интеллигенты и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А – на которых можно надеяться;

Б – с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В – которые могут больше, чем я.

7. Я хотел бы стать известным, как те, кто:

А – может сильно любить;

Б – отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В – добился жизненного успеха.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А – опытным лётчиком;

Б – начальником отдела;

В – научным работником.

9. Когда я был ребёнком, я любил:

А – когда меня хвалили;

Б – игры с друзьями;

В – успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А – когда меня критикует учитель;



Б – когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В – встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11. Основная роль школы должна бы заключаться в:

А – развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б – воспитании в учениках качеств, благодаря которым они смогли бы уживаться с людьми.

В – подготовке учеников к работе по специальности.

12. Мне не нравится коллективы, в которых:

А – человек теряет индивидуальность в общей массе;

Б – недемократическая система;

В – возможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap