Изучение личности младших школьников_27390



Изучение личности младших школьников.

(Игнатьева Елена Георгиевна. Из опыта работы.)

Одним из важнейших направлений в работе учителя начальных классов является развитие личности ученика, его особенностей, создание благоприятных условий для этого развития. Для этого необходимо знать и понимать ребенка. Существует много методик, направленных на изучение личности. Я хочу рассказать о тех, которые чаще использую в своей работе.

Существует несколько правил использования методик.

Методика должна соответствовать возрасту. Не может быть диагностических методик одинаковых для разных возрастных периодов. Даже в рамках младшего школьного возраста есть специфика в подходе к детям 6-7 лет и 9-10 лет.

При проведении методики следует фиксировать не только высказывания и поступки ребенка, но и его переживания, мимику, затруднения, обращая при этом внимание на аргументацию выбора, т.е. ответ на вопрос: почему?

Во время проведения методики необходимо создать доброжелательную спокойную атмосферу. Проводящий должен быть внимателен и тактичен.

Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы. Главное правило «не навреди».

Сказочные методики. (6-8 лет)

Друг из сказки.

Цель: выяснить, какие качества личности ценятся.

Ребятам предлагается выбрать себе друга из героев названных сказок и объяснить, почему выбор пал именно на этого героя.

Петушок (А.Пушкин «Золотой петушок»)

Портняжка (бр. Гримм «Голый король»)

Золушка (Ш.Перро «Золушка»)

Знайка (Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»)

(Список можно продолжить. Если ребенок не может выбрать из предложенных вариантов, то он может предложить своего героя)

«Терем-теремок»

Цель: выяснить, на кого, на что ориентируется ребенок в ситуации затруднения.

Детям предлагается воображаемая ситуация: «Представьте себе, что вы заблудились в лесу. Вы расстроены, напуганы. И вдруг совсем неожиданно вы из лесной чащи выходите на солнечную поляну, на которой стоит домик. Кого ты хотел бы встретить в нем? Почему?

«Гости»

Цель: выяснить, какие качества, поступки ценит ребенок.

«Ты, конечно, знаешь много сказок, мультфильмов, помнишь и любишь их героев. Кого из них ты пригласил бы к себе в гости? Почему?»

(Сказочные методики могут проводиться устно в виде беседы, письменно, с помощью рисунка)

Методики-рисунки.

«Портрет моей семьи» («Моя семья в праздник», «Выходной день в нашем доме»)

Цель: выявить отношения ребенка к членам семьи, семейные отношения, как он определяет свое место.

Ребятам предлагается нарисовать свою семью.

Что можно увидеть в рисунке:

-ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются предметы, которые служат преградой между ними.

-общая деятельность семьи (чтение, уборка, игра), как правило, говорит о благоприятных семейных отношениях. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, — это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребенка, его тревожном состоянии.

-считается, что более детально ребенок рисует фигуру самого любимого человека. И наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой и стиранием.

-важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребенок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей – это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье.

«Несуществующее животное»

Цель: выявить некоторые особенности характера ребенка.

Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.

Анализ рисунка проводится в зависимости от расположения его на листе бумаги, выполнения отдельных элементов.

Положение рисунка на листе бумаги:

-ближе к верху – высокая самооценка,

— в центре – норма,

— внизу, в уголке – заниженная самооценка, неуверенность в себе.

2. Положение головы:

— повернута вправо – ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;

-повернута влево – говорит о нерешительности, сомнениях;

-фас – говорит об эгоцентризме, обращении в себя.

3. Нос большой и длинный – любопытство.

4. Присутствие ушей говорит о значимости мнения окружающих для него.

5.Рот с языком – значимость того, что говорят о нем; рот с зубами – некоторая агрессия (защита); рот с губами – чувственность; закрытый рот – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.

6. Глаза. В зависимости от размера глаз проявляется степень страха – чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвергнут страхам.

7. Опора. Крупные, толстые ноги – основательность, рационализм. Тонкие, длинные – некоторое легкомыслие, мечтательность.

8. Множество конечностей – широта взглядов.

9.Большое количество деталей говорит об энергичном характере и наоборот.

10. Контур рисунка четкий, заметный – уверенность в себе; тонкий, штриховой – неуверенность.

«Радости и огорчения»

Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

Предлагается продолжить предложение:

Больше всего я радуюсь, когда…

Больше всего я огорчаюсь, когда…

Методика на самооценку «Лестница» (8-10 лет)

Цель: выяснить, способны ли ребята дать самооценку, могут ли увидеть себя глазами других.

Ребятам предлагается вопрос: «На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Товарища? Почему?», «Как ты думаешь, на какую ступеньку поставят тебя мама, учитель, товарищи. Почему?» Чем выше ступенька, тем выше уровень самостоятельности у детей, стоящих на ней. Наиболее важно соотношение «за себя», «за маму». Благополучный вариант – если дети считают, что мама их поставит на самую верхнюю, а сами они ставят себя немного ниже. Такие дети, ощущая поддержку за спиной, уже выработали способность критически оценивать себя как личность.

Методика диагностики межличностных отношений (социометрия).

Цель: выяснить положение ребенка в межличностных отношениях, изучить их структуру.

Дети отвечают на вопросы:

-С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

-Кого бы ты пригласил на день рождения?

-С кем бы ты хотел заниматься (какой-то) деятельностью?

Выбор – три фамилии, в порядке более предпочтительной и менее. Если ребенок не может назвать три, пусть назовет одну-две, не может ни одной – напишет «не знаю».

После анализа выделяем:

А) лидеров или «звезды» (5-6 выборов);

Предпочитаемые (3-4 выбора);



Неавторитетные (1 выбор);

Изолированные (0 выборов);

Б) микрогруппы (выбирающие друг друга).

Результаты проводимых методик помогут учителю при работе с классом, с отдельными учениками, с родителями. Иногда беседа с родителями после проведения методик дает взрослым пищу для размышлений, а иногда «знакомит» родителей с собственными детьми.








sitemap
sitemap