Изучение и определение качества меда



XI Муниципальная научно-практическая конференция

«Шаг в науку»

Тема исследования

«Изучение и определение качества меда»

Российская федерация

Забайкальский край, город Борзя

Автор: Ракитина Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №41

ученица 10 класса.

Научный руководитель: Цыган Елена Викторовна

учитель химии I категории,

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №41.

2012 г.

Исследовательская работа по химии «Изучение и определение качества меда»

Автор: Ракитина Юлия Александровна

Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Средняя общеобразовательная школа № 41, 10 класс

Аннотация

Как отличить настоящий продукт от поддельного? — такой вопрос ставит перед собой человек, когда речь идёт о покупке мёда. Данная тема является актуальной особенно в зимнее время, когда люди часто болеют простудными заболеваниями, мёд просто необходим, а высокие цены на натуральный мёд делают его весьма заманчивым объектом фальсификации (подделки). Мне показалась очень интересной идея определения качества мёда, купленного недавно.

Цель работы: провести анализ проб меда и сделать вывод об их качестве

Для достижения цели исследования, мы воспользовались следующими методами:

1)теоретическими: анализ (анализировали литературу, касающуюся темы исследования),2)эмпирическими: сравнение (сравнивали исследуемые объекты и полученные результаты с уже известными), наблюдение (наблюдали за изменениями, происходящими с веществами), анкетирование (выявило потребительские предпочтения при выборе и покупке меда), эксперимент (позволил сделать вывод о качестве меда)

Итог работы Изучена специальная литература, требования ГОСТа по определению качества меда, овладели методикой исследования как научной, так и народной, исследованы собранные образцы меда и определено их качество. Проба №3 являются натуральным качественным продуктом. Проба№1и№2 – фальсификат и употреблять такой мёд в лечебных целях не желательно. Выработаны рекомендации по определению качества мёда для рядового покупателя. Надеемся, что полученные знания помогут нам и другим людям, ознакомленным с этой информацией, выбрать настоящий мед. Гипотеза, в домашних условиях можно отличить натуральный мед от фальсификата поставленная в начале исследования — подтверждена, цель: провести анализ проб медов и сделать вывод об их качестве – достигнута. Вывод: исследование показало, что к покупке меда нужно подходить очень серьезно, если рассчитываешь на его лекарственные свойства, а не только на сладкий вкус.

Исследовательская работа по химии « Изучение и определение качества меда»

Автор: Ракитина Юлия Александровна

Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Средняя общеобразовательная школа № 41, 10 класс

План исследования

Проблема исследования: как отличить натуральный мед от фальсификата.

Гипотеза исследования: в домашних условиях можно отличить натуральный мед от фальсификата.

Методика проведения исследования.

1. Анкетирование.

Цель: выявление потребительских предпочтений при выборе и покупке меда.

Вопросы анкеты:

1.Едите ли Вы мед?

1)Да 2)Нет

2. Где Вы обычно покупаете мед?

1)Только в магазинах 2)На рынке 3)Как в магазинах так и на рынках 4)С рук, через знакомых

3.Какие критерии для Вас наиболее весомы при выборе меда?

1)Цена 2)Рекомендации знакомых 3)Консультация продавца 4)Аромат, букет

5)Вкусовые качества

4.Выберите наиболее близкие для Вас утверждения:

1)Я очень люблю мед, с удовольствием его ем

2)Мед очень полезный и питательный продукт, поэтому я его ем

3)Я ем мед исключительно в лечебных целях, без необходимости не употребляю

4)Не люблю мед, поэтому практически его не ем

5.Внимательно ли вы выбираете мед при его покупке?

1)Всегда внимательно изучаю маркировку, обращаю внимание на вкус, аромат внешний вид меда.2)Полагаюсь на консультацию продавца, выбираю мед по его совету.

3)При покупке поддаюсь порыву, совершаю «импульсную покупку», не проверяя качество на месте. 4)Пробую и приобретаю по критерию «нравится — не нравится.»5)Покупаю длительно время в одном и том же месте у доверенного продавца, поэтому при покупке практически не уделяю внимания проверке качества.

В анкетировании принимали участие учителя школы№41.

2 .Исследование образцов меда

Исследования проводились на основе ГОСТа 19792 — 2001. Мёд натуральный. По данным показателям можно судить о качестве мёда, поэтому мы сделали сравнение каждого образца с нормами ГОСТа.

Проба 1. «Мед цветочный с пасеки Савватеева горзя.

Проба 2. « Мед с пасеки ОпрокидневаА.И.»горзя.

Проба 3. «Мед гречишный» гнгарск

Каждой пробе была дана органолептическая оценка по цвету, вкусу, запаху и консистенции. А также был проведен химический анализ по следующим показателям: наличие механических примесей; наличие сахара, наличие муки или крахмала; наличие мела.

Исследование №1.Органолептический анализ проб.

Был проведен анализ цвета проб. Его определяют только при дневном освещении. Окраску мёду придают красящие вещества нектара.

Вкус меда определяют при его нагревании до 30-60°С (сладкий, горький, кислый), при этом отмечают вкусовые дефекты.

Запах (аромат) меда определяют, поместив в стеклянный стакан 30-40г меда. Закрывают плотной крышкой и на 10мин ставят на водяную баню (45-50°С). Затем снимают крышку и сразу же определяют запах меда и обонятельные дефекты проб.

Консистенцию (вязкость) определяют, по характеру стекания меда: — жидкий мёд — на шпателе мёд, который стекает мелкими, частыми каплями; — вязкий мёд — на шпателе мёд, стекающий крупными, редкими, вытянутыми каплями; — очень вязкий мёд — на шпателе мёд, который, стекая, образует длинные тяжи;- плотная консистенция — шпатель погружается в мёд под давлением.

Исследование №2. Определение наличие воды в меде.

В настоящем меде вода отсутствует. Мед с сиропом имеет повышенную влажность — это можно проверить следующим способом. Опустить в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достать его. В качественном меде хлеб затвердеет. Если наоборот, размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, фальсификат.

Исследование №3. Определение наличия механических примесей (опилок, песка и др.) 5 г меда растворяют в 5 мл дистиллированной воды, нагревают до 50°С. Затем раствор меда выливают в цилиндр из светлого стекла емкостью 100 мл. Раствор остается чистым, если бы были примеси, то они находились бы на поверхности или на дне

Химический анализ проб.

Исследование №4.Определение наличия крахмала — пробу мёда растворяют в воде (1:1) и добавляю 1 каплю раствора йода, изменение окрашивания раствора указывает на присутствие крахмала или продуктов его гидролиза.

Исследование №5.Определение наличия мела.

К раствору мёда прибавили несколько миллилитров какой-либо кислоты, например уксусной или соляной. Вскипание раствора свидетельствует о наличии мела в меде.

Происходит процесс: СаСО3 + 2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О

Исследование №6. Определение фермента диастазы в меде. Наличие фермента диастазы (который добавляется в мед пчелами) указывает на то, что мёд является натуральным, а не искусственным или фальсифицированным, определяли при добавлении в пробирку к 10 мл водного раствора меда (1:2) 1%-ного раствора крахмала. Полученную смесь поставили на 1 ч в водяную баню (45°С), затем охладили и добавили 1-2 капли настойки йода. Окрашивание раствора в синий цвет указывает на отсутствие в нем фермента диастазы, и, следовательно, мед не натуральный.

Исследование №7.Определение добавки в мёд сахарозы (сахара).

Для выявления примеси сахарозы (сахара) к 5мл раствора меда (1:1) прибавили 5 капель 5%-ного раствора нитрата серебра-ляписа. Появление мути или белого осадка говорит о наличии данной примеси

Дополнительную информацию по теме исследования мы нашли в следующих изданиях. В книге «Мед и его использование» автора Аганина. В. П. рассказывается много нового об истории меда, о его свойствах, применении и влиянии на организм.(1) «Советы покупателю при выборе меда» автора Захарова Н.И., помогли составить вопросы анкеты и рекомендации для рядового покупателя .(4). Изучив статью Солодовой Н.И., Волковой Л.А. «Как определить качество меда» из журнала «Химия в школе» мы составили методику исследования(6). Так же большую помощь оказали различные интернет-сайты(11,12).

Исследовательская работа по химии «Изучение и определение качества меда»

Автор: Ракитина Юлия Александровна

Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Средняя общеобразовательная школа № 41, 10 класс

Описание работы

1.Введение

Проблема. Как отличить настоящий продукт от поддельного? — такой вопрос ставит перед собой человек, когда речь идёт о покупке мёда. Данная тема является актуальной особенно в зимнее время, когда люди часто болеют простудными заболеваниями, качественный мёд просто необходим, а высокие цены на натуральный мёд делают его весьма заманчивым объектом фальсификации (подделки). Мне показалась очень интересной идея определения качества мёда, купленного недавно.

Гипотеза исследования: в домашних условиях можно отличить натуральный мед от фальсификата.

Цель исследования: провести анализ проб медов и сделать вывод об их качестве

Объект исследования: мед.

Предмет исследования: показатели качества меда

Задачи исследования: 1) Изучить виды медов и их особенности.2) Рассмотреть требования Госта по определению качества меда .3) Выявить способы фальсификации меда.4)Исследовать собранные образцы меда и определить их показатели качества.5)Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы, предложить рекомендации для рядовых покупателей.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез), эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент), математические (статистические, диаграммы, таблицы)

Практическая значимость исследования: Изучены методы выявления фальсифицированного меда, которыми можно пользоваться покупателю. Простота проведения эксперимента, позволяют проводить данные опыты и в домашних условиях.

Новизна исследования: исследование проводиться впервые.

2. Общая характеристика, классификация, требования к качеству мёда.

2.1Что такое мед?

Мёд — это сложный биологический продукт, содержащий в себе комплекс ценных биохимических веществ, необходимых человеку для жизнедеятельности, сохранения здоровья и увеличения продолжительности активной жизни.Мёд — сладкое вещество, вырабатываемое пчелами из цветкового нектара, который они собирают и перерабатывают при помощи диастазы, содержащейся у них в зобике. Нектар или обработанный сок пчелы складывают в соты, где процесс превращения в мёд продолжается. Он содержит смесь фруктозы и глюкозы, которая легко усваивается, являясь источником энергии. Мёд содержит в определенных пропорциях витамины, ферменты, кислоты, минеральные вещества, гормоны, аминокислоты, ароматические и бактерицидные вещества.(1,7с) (Таблица№1 Приложение I) Наименование мед не может быть дан продукту, полученному при подкормке пчел сахаром или сахарным сиропом. Также не могут называться медом и продукты, содержащие более 22% воды и более7% сахарозы, как и искусственные сорта меда, получаемые химическим путем.(5,17с)

2.2. Классификация меда.

Мёд различают: по происхождению, по товарном виду, по консистенции (густоте), по цвету, по вкусу и запаху.

Виды мёда по происхождению (7, 47с):

1. Цветочный мед производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками растений как цветковыми, так и нецветковыми.

2. Падевый мёд пчелы вырабатывают, собирая падь и медвяную росу (сладкие выделения тли) с листьев или стеблей растений.

Виды цветочного мёда

В зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчёлами, мёд различается по цвету, вкусу и запаху. Если мёд получен с одного определённого вида растения, то обычно ему придают название этого растения: липовый, кипрейный, гречишный, подсолнечниковый и т. д. Если пчёлы собрали нектар с разных растений, то такой мед обычно называют смешанным, или просто цветочным. Виды цветочного меда: каштановый, липовый, молочайный, подсолнечный, и другие (Приложение II).

Товарные виды мёда:

1. Центробежный мёд получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медогонки. Чаще всего под словом «мёд» подразумевают именно центробежный мёд.

2. Сотовый мёд — мёд, не извлечённый из восковых сотов, продаётся рамками или прямоугольными вырезками. Внутри сот мёд может быть как жидким, так и севшим.

Виды мёда по консистенции:

1. Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов (обычно мёд текущего пчеловодного сезона). Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от большего или меньшего содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Слишком жидкий мёд может свидетельствовать о недостаточной выдержке его в сотах, его называют «незрелым».

2. Закристаллизовавшийся («севший») мёд — образуется из жидкого мёда при перепадах температуры. Севший мёд не теряет своих свойств в результате кристаллизации.

Виды мёда по цвету, вкусу и запаху.

По цвету, мёд делят на светлый и тёмный с многочисленными переходным оттенками от белого до красновато-коричневого.(Приложение II)

Натуральный мёд, как правило, имеет сладкий вкус. Резкий кисловатый привкус присущ только испорченному, забродившему мёду. Аромат (запах) мёда обусловливается особенностями того или иного растения.

2.3 Химические свойства меда.

Мед состоит из воды (16—21%) и сухих веществ, среди которых преобладают сахара (до 75%). К сахарам, обнаруженным в меде, относится глюкоза (35%), фруктоза (35%), сахароза (не более 7%). В состав меда входят белки (0,04—0,30%) как растительного (из нектара растений), так и животного происхождения (из организма пчел). В меде содержится до 0,43% кислот. Наибольшее количество яблочной, значительно меньше лимонной, щавелевой и молочной. Из неорганических кислот в меде обнаружены соляная и фосфорная. В состав меда входят ферменты инвертаза, диастаза, липаза и каталаза, а также минеральные (от 0,03 до 0,2%) вещества. Мед богат витаминами. (9)

2.4. Требования к натуральности меда.

Введение международных требований к меду потребовало разработки национальных норм к этому продукту в различных странах. В 1975 г впервые в СССР был создан ГОСТ 19792-74 «Мед натуральный», который нормировал качество меда для пищевого использования при его заготовке и поступления в продажу. Последним стандартом по меду в России стал ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный» (10)(Приложение III).

2.5. Способы фальсификации меда.

Поддельный и фальсифицированный мёд весьма обычен на наших рынках. Обычно применяемым веществом является обыкновенный сахар, разведенный водой в виде сиропа и сдобренный различными ароматическими веществами. Этот препарат обычно смешивается с настоящим медом, и на практике этот способ настолько распространен, что весьма мало можно найти «чистого меда», который был бы действительно чист.

Для фальсификации меда к нему подмешивают самые различные продукты: сахарный сироп (обыкновенный сахар), сахарин, свекловичная или крахмальная патока, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел, песок, древесные опилки и т.д.

Пчел, приносящих нектар, подкармливают еще и сахарным сиропом. Они перерабатывают сахар так же, как нектар. В этом случае подделку трудно установить даже лабораторным путем. (2, 63с)

3. Методы анализа качества меда.

3.1. Органолептический метод исследования.

Качество продукта определяют органолептическим (исследование при помощи органов чувств) и химическим способом. Органолептическая оценка не всегда позволяет определить натуральность меда, но она более доступна. По ГОСТ 19792-2001 контроль качества производится по органолептическим признакам: цвет, запах, вкус, вязкость (консистенция) меда. (10)

Цвет – его определяют только при дневном освещении. По цвету можно предположить сорт мёда, его происхождение, то есть растение, с которого собирался нектар. Окраску мёду придают красящие вещества нектара, которые хорошо сохраняются и в зрелом меде. (3, 14с)

Вкус. Для натуральных медов характерно раздражающее действие на слизистую оболочку полости рта и глотки различной интенсивности — это послевкусие может усиливаться уже после проглатывания меда. Все меда вызывают ощущение сладости и легкой кислоты. Интенсивность сладости разных медов неодинакова. Условно различают меда приторные (с гречихи, белой акации), сладкие (большинство медов), умеренно сладкие (с донника, хлопчатника, падевые меда). Многим медам свойственны различные привкусы. Привкус может быть тонким, нежным (мед с малины, клеверов), острым или резким (гречишный, некоторые липовые) и даже неприятным или горьким (мед с каштана, табака).

Запах. Газообразные вещества воспринимаются как запахи органами обоняния.

Мёд обладает специфическим приятным ароматом, который зависит от длительности и условий хранения, а также нагревания и наличия примесей. Некоторые сорта мёда имеют сравнительно слабый аромат, а у некоторых аромат отсутствует. Аромат мёда исчезает при брожении, длительном и интенсивном нагревании, при добавлении тростникового и искусственно инвертированного сахара, патоки и т. д., а также после скармливания пчёлам сахарного сиропа в большом количестве. (3, 22с)

Консистенция недавно выкачанного мёда может быть жидкая и очень густая. Она зависит от влажности воздуха. Мёд, собранный в сырую погоду, жиже мёда, полученного в сухую погоду. Свежеоткачанный мёд при хранении постепенно мутнеет. Через 1—2 месяца мед кристаллизуется (засахаривается) и становится более плотным. (3, 25с)

Незрелый мед стекает с ложки, а зрелый наматывается на нее, наслаивается складками.

Падевый мед более густой, т.к. содержит более сахарозы и растительных клеев

3.2.Химические методы исследования.

Для натурального меда характерны следующие химические показатели: не допустимы признаки брожения, механические примеси, содержание сахарной и крахмальной патоки, крахмала или муки, желатина, мела и др.

При определение качества меда с помощью химических методов определяют следующие показатели: наличие нерастворимых веществ, содержание воды, содержание сахаров, крахмала, мела и др.. (2, 59с)

4.Методика исследования.

4.1. Анкетирование.

Цель: выявление потребительских предпочтений при выборе и покупке меда.

Вопросы анкеты:

1.Едите ли Вы мед?

1)Да 2)Нет

2. Где Вы обычно покупаете мед?

1)Только в магазинах2)На рынке 3)Как в магазинах так и на рынках 4)С рук, через знакомых

3.Какие критерии для Вас наиболее весомы при выборе меда?

1)Цена2)Рекомендации знакомых 3)Консультация продавца 4)Аромат, букет

5)Вкусовые качества

4.Выберите наиболее близкие для Вас утверждения:

1)Я очень люблю мед, с удовольствием его ем.

2)Мед очень полезный и питательный продукт, поэтому я его ем.

3)Я ем мед исключительно в лечебных целях, без необходимости не употребляю.

4)Не люблю мед, поэтому практически его не ем.

5.Внимательно ли вы выбираете мед при его покупке?

1)Всегда внимательно изучаю маркировку, обращаю внимание на вкус, аромат внешний вид меда.2)Полагаюсь на консультацию продавца, выбираю мед по его совету.

3)При покупке поддаюсь порыву, совершаю «импульсную покупку», не проверяя качество на месте. 4)Пробую и приобретаю по критерию «нравится — не нравится.»5)Покупаю длительно время в одном и том же месте у доверенного продавца, поэтому при покупке практически не уделяю внимания проверке качества.

4.2 Исследование образцов меда

Из всех рассмотренных мной методик исследования качеств мёда выбрала наиболее приемлемые в условиях школьной лаборатории. Провела исследования свойств трех образцов мёда. Исследования проводились на основе ГОСТа 19792 — 2001. Мёд натуральный. (ПриложениеIV)По данным показателям можно судить о качестве мёда, поэтому мы сделали сравнение каждого образца с нормами ГОСТа.

Проба 1. «Мед цветочный с пасеки Савватеевагорзя

Проба 2. «Мед с пасекиЧПпрокидневаА.И.»г.Борзя

Проба 3. «Мед гречишный» гнгарск

Каждой пробе была дана органолептическая оценка по цвету, вкусу, запаху и консистенции. А также был проведен химический анализ по следующим показателям: наличие механических примесей; наличие сахара, наличие муки или крахмала; наличие желатина; наличие мела.

4.3 Органолептический анализ проб.

Исследование №1

Был проведен анализ цветапроб.Его определяют только при дневном освещении. Окраску мёду придают красящие вещества нектара, которые хорошо сохраняются и в зрелом меде.

Вкус меда определяют при его нагревании до 30-60°С (сладкий, горький, кислый), при этом отмечают вкусовые дефекты.

Запах (аромат) меда определяют, поместив в стеклянный стакан 30-40г меда. Закрывают плотной крышкой и на 10мин ставят на водяную баню (45-50°С). Затем снимают крышку и сразу же определяют запах меда и обонятельные дефекты проб.

Консистенцию (вязкость) определяют похарактеру стекания меда: — жидкий мёд — на шпателе мёд, который стекает мелкими, частыми каплями; — вязкий мёд — на шпателе мёд, стекающий крупными, редкими, вытянутыми каплями; — очень вязкий мёд — на шпателе мёд, который, стекая, образует длинные тяжи;- плотная консистенция — шпатель погружается в мёд под давлением.

Вывод:По цвету, проба №1(светло- желтый) и проба №2 (желтый) соответствуют цветочному меду, а проба№3 –гречишному (красно-коричневый). Проба №2 имела слабо-сладкий вкус с посторонним привкусом (спиртовым) и неприятный запах, чтосвидетельствует о признаке брожения меда. А все остальные пробы имели терпкий вкус. Сравнительно слабый аромат имела пробы №1 и резкий №3. Проба №2 – жидкий мед, что говорит о повышенном содержании воды.

Исследование №2. Определение наличие воды в меде.

В настоящем меде вода отсутствует. Мед с сиропом имеет повышенную влажность — это можно проверить следующим способом. Опустить в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достать его. В качественном меде хлеб затвердеет. Если наоборот, размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, фальсификат.

Вывод: В пробе №2 хлеб размягчился, что подтверждает избыточное содержание воды.

Исследование №3. Для определения наличия механических примесей (опилок, песка и др.) 5 г меда растворяют в 5 мл дистиллированной воды, нагревают до 50°С. Затем раствор меда выливают в цилиндр из светлого стекла емкостью 100 мл. Раствор остаетсячистым, если бы были примеси, то они находились бы на поверхности или на дне цилиндра.

Вывод: Механических примесей в пробах меда не обнаружено.

Химический анализ проб.

Исследование №4.

Определение наличия крахмала — пробу мёда растворяют в воде (1:1) и добавляю 1 каплю раствора йода, изменение окрашивания раствора указывает на присутствие крахмала или продуктов его гидролиза.

Вывод: Во всех пробирках не происходило изменение цвета

Исследование №5.

Определение наличия мела.

К раствору мёда прибавили несколько миллилитров кислоты, уксусной и соляной. Вскипание раствора свидетельствует о наличии мела в меде.

Вывод: Исследование не показало наличие мела в пробах

Исследование №6.

Определение фермента диастазы в меде. Наличие фермента диастазы (который добавляется в мед пчелами) определяли при добавлении в пробирку к 10 мл водного раствора меда (1:2) 1%-ного раствора крахмала. Полученную смесь поставили на 1 ч в водяную баню (45°С), затем охладили и добавили 1-2 капли настойки йода. Окрашивание раствора в синий цвет указывает на отсутствие в нем фермента диастазы.

Вывод: В растворах проб 1, 2 и 3 выпал синий хлопьевидный осадок, что говорит об отсутствии или небольшом количестве фермента диастазы.

Исследование №7.

Определение добавки в мёд сахарозы (сахара).

Для выявления примеси сахарозы (сахара) к 5мл раствора меда (1:1) прибавили 5 капель 5%-ного раствора нитрата серебра-ляписа. Появление мути или белого осадка говорит о наличии данной примеси.

.Вывод: В пробе №1 появился белый осадок, а в пробе№2 белая муть, что говорит о повышенном содержании сахара.

5. Результаты и их обсуждение.

5.1.Анкетирование

С целью выявления потребительских предпочтений при выборе и покупке меда было проведено анкетирование. В нем принимали участие учителя школы №41.

Как показало анкетирование мед употребляют 80% из числа опрошенных– это говорит о популярности продукта. Обычно покупают мед через знакомых48%,в магазинах и на рынках32%,в аптеке-12% . Самым весомым критерием при выборе меда являются вкусовые качества(68%) затем аромат, букет(28%),рекомендацией знакомых и консультацией продавца руководствуются по (12%) опрошенных. Для характеристики меда самыми популярными утверждениями стали: а) мед очень полезный и питательный продукт, поэтому я его ем (44%);б), я ем мед в лечебных целях(32%); в) я очень люблю мед и с удовольствием его ем(20%). На что обращают внимание рядовые покупатели при покупке меда: полагаются на консультацию продавца (32%), внимательно изучают маркировку, обращают внимание на вкус, аромат, внешний вид меда (24%), покупают длительное время в одном и том же месте(26%)

5.2. Исследования органолептических показателей качества мёда.

По органолептическим показателям все сорта мёда удовлетворяют качествам ГОСТа, кроме экземпляра под №2. Экземпляр под номером №2 по таким важным показателям, как: запах, вкус, прозрачность — вызывает сомнения в его натуральности, так как данный образец – не прозрачный, с посторонним привкусом; с очень жидкой консистенцией.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap