Изучение биологии в профильном классе



МОУ «СОШ п. Нива Питерского района Саратовской области»

Изучение биологии в профильном классе

(биолого – географический профиль)

Изучение биологии в профильном классе

(биолого – географический профиль)

Подготовила

учитель географии и биологии

Ткаченко С.Г.

Дифференциация – одна из наиболее острых, ключевых проблем современной школы. Дифференциация является объектом ожесточенных споров среди учителей, учащихся и их родителей. Нужна ли дифференциация детей при поступлении в 1 класс, при переходе на вторую ступень и так ли необходима профильная старшая школа? Далеко не все понимают, что время «Аристотелей-универсалов» ушло, что важнейшим условием достижения успеха в какой-либо области является специализация. Не случайно слова «специалист» и «специализация» имеют один корень.Специализация способствует гуманизации учебного процесса, так как отвечает разнообразию интересов, способностей человека, способствует развитию творческого потенциала учащихся. В профильных классах создается коллектив единомышленников. Ребята, которые в прежних классах считались чудаками, становятся признанными авторитетами. Их знания – достояние всех членов коллектива. Дети заражаются творчеством, возникает обстановка соревнования, высоко ценится все, что добыто упорным трудом.

Кроме того, традиционная в общеобразовательном учреждении подготовка старшеклассников по принципу «мы все учились понемногу»  привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения, подготовительные курсы, репетиторство.

Мое глубокое убеждение, что именно профилизация старшей школы может внести значительный вклад в решение этих проблем.

В настоящее время в нашей школе профильное обучение биологии осуществляется в 10 классе биолого – географический профиль.

  В системе профильного обучения я работаю первый год. И уже накоплен определенный опыт, чтобы можно было оценить как достоинства этого направления, так и увидеть узкие места. Работа проводиться большая. В течение года организуются собеседования с родителями, учащимися, анкетирование, опрос  мнений, разъяснительные беседы.



На основании нормативных документов, методических рекомендаций было составлено календарно-тематическое планирование на 2011-2012 учебный год. Исходя из утвержденного перечня программ и учебников, реализовывалась «Программа  по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Профильный уровень)», авторы программы: О.В.Саблина и Г.М.Дымшиц. Учебник Дымшиц Г.М. «Общая биология 10-11» На преподавание предмета отводилось 105 часов. Учебник биологии очень интересен и доступен для учащихся. При подготовке к урокам приходиться использовать много  дополнительной литературы.

Распределение часов по темам:

Учение о клетке.(37ч)

Химическая организация живого вещества (13 ч)

Структурно-функциональная организация прокариотической и эукариотической клеток (10ч).

Обмен веществ в клетке (метаболизм) (9ч).

Неклеточные формы жизни. Клеточная теория (5 ч).

Размножение организмов (13ч).

Индивидуальное развитие организмов (14 ч).

Основные закономерности наследственности и изменчивости признаков

( 24ч)

Основы селекции. Биотехнологии (7 ч).

    На протяжении учебного года в соответствии с программными требованиями учащиеся должны были усвоить и знать ;

-основные положения биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности);

— сущность законов Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости;

— закономерностей изменчивости, сцепленного наследования, наследования сцепленного с полом взаимодействия генов и их цитологических основ;

— правил доминирования Г.Менделя, принципов репликации, транскрипции и трансляции, гипотезы чистоты гамет;

— имена великих ученых и их вклад в формирование современной   естественно-научной картины мира;

— строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение), генов, хромосом, женских и мужских гамет, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов;

— сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов.

Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Обзорные и установочные лекции,  являются основной формой изложения нового материала на уроке в старших классах. Для обеспечения активной позиции учащегося на подобном уроке необходимо использовать проблемные лекции, построенные в форме эвристических бесед.  На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, создаются предпосылки к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей, законов, которым подчиняются физические явления и системы. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, — сохраняются практически всю жизнь. Повышает эффективность подобной формы работы использование ИКТ, демонстрационных и моделирующих программ. Лекция-беседа оказывается эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «Происхождение жизни на Земле», «Генетика человека», «Виды мутационной изменчивости» и т.д. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, несомненно, служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Существенную помощь оказывают компьютеры с выходом в Интернет.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов нужно учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

        Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Эволюционные теории в додарвиновский период», «Теории происхождения жизни»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Эволюционные процессы в популяциях»). Как показывает  опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

        Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. Примерами семинаров-дискуссий являются семинарские занятия «Проблемы вида», «Закон Харди-Вайнберга».

Пожелания(рекомендации):

1, Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы в профильных классах. Но в этом году нам не были выделены часы предусмотренные на этот вид деятельности ( хотя они есть в вариативной части и школьном компоненте – 1 час на проектно-исследовательскую деятельность или практикум и 1 час на элективный курс).

2, Проводить в школе научно-практические конференции. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах, презентациях. Научно-исследовательская деятельность позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя — создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление.

Учебный план профильного класса реализован полностью в федеральной части. По завершению прохождения профильного  курса биологии в 10 классе учащиеся умеют объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние мутагенов на организм человека, возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.

Учащиеся научились  решать биологические задачи разной сложности,   составлять схемы скрещивания,   описывать микропрепараты клеток растений и животных, сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения.

В результате подготовки проектных работ, рефератов и сообщений они освоили навык самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях.

   В течение учебного года учащиеся 10 класса принимали участие в смотрах знаний по биологии и географии различного уровня. В 1 Всероссийском дистанционном блиц — турнире по биологии «Росток» Макашева Сабина заняла 2 место и Амерханов Арсен 3 место в регионе. В Молодежном биологическом чемпионате Бухарина Вероника заняла 3 место на муниципальном уровне. В Молодежном географическом чемпионате Кисикова Анара заняла 1 место на муниципальном уровне. Учащиеся класса работали над исследовательскими проектами к 300 летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Качество знаний по профильным предметам в 10 классах возросло к концу учебного года. Что говорит о повышении мотивации обучающихся, об ответственности их за свой выбор. Программы профильных предметов позволяют дифференцировать содержание обучения старшеклассников в соответствии с их интересами, возможностями, обеспечить лучшую подготовку к продолжению образования в ВУЗе.

Учебные планы профильных классов и профильных групп реализованы полностью в федеральной части и части компонента образовательного учреждения.








sitemap
sitemap