Изучаем соц психологию Метод рекоменд



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО»)

И.Н. Протасова

ИЗУЧАЕМ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Методические указаниядля студентов педагогического вуза

Мода как массовидное психическое явление курсоваяБийск

АГАО им. В.М. Шукшина

2014

Содержание

1. Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы……………………………………………………3

2. Задания для самостоятельной работы…………………………………………………..4

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение ………………………………..8

4. Семинарские (практические занятия) ……………………………………………………15

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Курс «Психология. Социальная психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин и является завершающим профессионального цикла базовой части (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология), но предшествующим курсам по выбору.

Главная цель курса заключается в получении студентами представлений о фактах, закономерностях и механизмах межличностных отношений людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристиках самих социальных групп.

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 72 часа). Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и практические занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современной социальной психологией, дать систематизированную картину проблем личности в социальной психологии, изучить группы как социально-психологический феномен.

Задачи семинарских занятий: получить представление о межличностных отношениях, взаимодействии людей в группах, научиться диагностировать особенности межличностных отношений и рефлексировать собственные психологические особенности, важные для общения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

36

4

В том числе:

Лекции (Л)

18

4

Практические занятия (ПЗ)

18

4

Консультации

2

4

Самостоятельная работа (всего)

34

4

1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение.

20

2. Выполнение творческого индивидуального задания

6

4

3. Составление психологического словаря

4

4

3. Подготовка к итоговому тестированию

4

4

Вид промежуточной аттестации: зачет

4

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

2

Содержание разделов дисциплины

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

Предмет и методы социальной психологии

История становления социальной психологии как науки. Предмет и основные проблемы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Методы социальной психологии

Группа как социально-психологический феномен

Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Механизмы развития группы. Групповые нормы и санкции. Теории лидерства. Власть и ее виды. Психологический климат в группе. Групповая совместимость и сплоченность. Большие социальные группы. Этнические группы и этнопсихология.

Проблемы личности в социальной психологии

Личность как субъект общения. Понятие о социализации личности. Социально-психологические качества личности. Социальные роли и статус. Референтные (эталонные) группы. Социальные убеждения и суждения. Социальные установки.

Общение и межличностные отношения

Категория общения в социальной психологии. Цели, функции, мотивы общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Межличностные конфликты.

2. Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включает в себя

Самостоятельную проработку и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение.

Систематическое ведение терминологического словаря.

Оформление результатов лабораторных исследований, выполненных на практических занятиях, составление на их базе отчетов.

Подготовку к тестированию.

5. Выполнение творческого индивидуального задания (обязательным является одно из заданий на выбор):

Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».

Сделать презентацию.

Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие социальной психологии.

Тематика презентаций

Значение социологических, антропологических и этнографических исследований в становлении социальной психологии.

Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт) и «психологии масс» (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле).

История развития социально-психологических идей в России.

Психоаналитическое направление в социальной психологии.

Необихевиористское направление в социальной психологии.

Когнитивно-психологический подход к объяснению социально-психологических явлений.

Теория социальных ролей.

Теория каузальной атрибуции.

Психологические аспекты политического лидерства.

Психология политической власти в современном обществе.

Психология толпы.

Стихийные группы и массовые движения.

Слух как массовидное психическое явление.

Мода как массовидное психическое явление.

Паника как массовидное явление психики.

Психология и религия.

Психология межгрупповых отношений.

Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.

Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

Этнопсихологические исследования в социальной психологии.

Межэтнические отношения.

Понятие о межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции.

Альтруизм в межличностных отношениях.

Социально-психологические причины возникновения затрудненного общения.

Психологические барьеры общения — социальные установки, социальные стереотипы, социальные предрассудки).

Взаимосвязь поведения и социальных установок.

Проблема конформности в социальной психологии.

Проблема агрессии в социальной психологии.

В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:

текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);

промежуточный – (промежуточные тесты);

итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).

Основным результатом изучения дисциплины «Психология. Социальная психология» является умение при реализации воспитательных функций в педагогической деятельности учитывать психологические закономерности организации групповой деятельности, благоприятного психологического климата, развития группы.

Оценочные средства для текущего контроля

и промежуточной аттестации

В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по данному курсу контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

— устного контроля: выступление на практическом занятии, участие в дискуссии и т. п.;

— письменного контроля: конспектирование научных текстов, отчёт об исследовательской работе, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря и т. д.;

— тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;

— самоконтроля: рефлексия, самооценка.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачёта.

Текущий контроль

I. Устный опроспозволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

формы: доклад, сообщение, собеседование, коллоквиум

II. Письменные работы

формы: отчёты, конспекты, обобщающие таблицы, терминологические диктанты, выполнение рефератов и презентаций, ведение психологического словаря

III. Контроль с помощью технических средств и информационных систем

формы: тесты

Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.

При тестировании используется закрытая форма заданий.

Образцы тестов

1. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений:

А) Социальная психология

Б) Общая психология

В) Педагогическая психология

2. Теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения:

А) Психология народов

Б) Психология масс

В) Рефлексология

3. Целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социально психологического явления

А) Эксперимент

Б) Наблюдение

В) Моделирование

4. Передача определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основанная на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека, называется

А) Гипнозом

Б) Заражением

В) Внушением

Г) Подражанием

Вопросы к зачету

Основные этапы развития социальной психологии.

Современные представления о предмете социальной психологии.

Место социальной психологии в системе наук. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

Классические социально-психологические методы – наблюдение, эксперимент, тестирование.

Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

Активные социально-психологические методы (социально-психологический тренинг, деловые игры, групповая дискуссия, мозговой штурм)

Группа как социально-психологический феномен. Параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Классификация групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые.

История исследований малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные.

Механизмы формирования малой группы. Феномен группового давления (конформность) и процесс групповой сплоченности.

Теории лидерства. Стили лидерства. Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата.

Эффективность деятельности малой группы и социально-психологический климат группы

Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика). Феномен толпы.

Этнопсихологические исследования. Понятие о национальном характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм.

Гендерная психология. Влияние гендера на социальное поведение личности. Исследование гендерных стереотипов.

Понятие социализации. Стадии, институты и основные этапы процесса социализации. Референтные (эталонные) группы. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная.

Социальные роли и статус.

Социально-психологические качества личности.

Понятие о межличностной аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Альтруизм в межличностных отношениях.

Социально-психологические причины возникновения затрудненного общения. Психологические барьеры общения. Агрессия в межличностных отношениях.

Понятие социальной установки. Структура социальной установки. Формирование и изменение социальных установок личности.

Социальные убеждения и суждения.

Структура и функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная).

Коммуникативная сторона общения Общение как обмен информацией. Понимание, влияние, коммуникативные барьеры.

Средства коммуникации. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.

Интерактивная сторона общения Общение как взаимодействие. Организация совместных действий. Транзактный анализ Э.Берна.

Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Основа общения: понимание и принятие. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Социальное восприятие – интерпретация, приписывание. Каузальная атрибуция. Эффект ореола. Эффекты первичности и новизны. Стереотипизация.

Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Функции конфликта.

Типология конфликтов.

Структура и динамика конфликтов.

Стратегии поведения в конфликте

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наименование

Кол-во экз



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap