ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ ЛНТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР



ТЕМА: ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА: показать истинное лицо великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать другие слои дворянства, с другими нормами жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: в/ф «Война и мир»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. ПРИВЕТСТВИЕ. ПРОВЕРКА ПО СПИСКУ.

2. Проверка домашнего задания

Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»

3. Вступительное слово учителя.

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить отношение автора к нормам жизни высшего света; разговоры в салоне .

4. Сообщение обучающегося

«Исторический комментарий»

5. Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)

1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в

первых главах романа

2. Проследить, как автор открывает истинное лицо своих героев.

3. П.Безухов и А.Болконский в гостиной Шерер.

4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании

салона Шерер.

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер, где мы знакомимся с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и андрей Болконский, Пьер Безухов и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Среди гостей Анны Павловны автор выделяет двух героев. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе люди. (Пьера Анна Павловна приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне). О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он для всех свой. Они для него — чужие.

Вывод: С одной стороны, отрицая нормы жизни светского общества, эти два героя показывают читателю пустоту и фальшивость светской жизни. И эта мысль совпадает с мыслью самого Толстого. С другой стороны автор показывает, что они часть этого общества. Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность. Это сценка еще раз доказывает фальшивость этого общества.

Язык высшей знати.

Французский язык – как норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа (это язык знати, язык «фальши» )..

6. Отрывок из фильма. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины»

Неоднородность светского общества мы подмечаем, прочитав и посмотрев отрывок о семье Ростовых (именины Наташ)

ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу (танец главы семьи), вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»

— Готова ли русская армия к войне? (гл.2)

— Что предпринимает Кутузов? (гл.14)

— Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12).

— Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.



sitemap
sitemap