Измерение выталкивающей силы



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Место работы

МБОУ «Шеломовская СОШ»

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Фронтальная лабораторная работа № 11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» (урок № 2 в теме)

Базовый учебник

Пёрышкин А.В. Физика 7

Цель урока

обеспечить усвоение учащимися формулы для расчёта архимедовой силы;

научить учащихся определять выталкивающую силу

Задачи

обучающие: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить выталкивающую силу; вычислить архимедову силу

развивающие: развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью

воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на уроке; чувство уверенности в своих суждениях; терпимость и взаимоуважение (по отношению к одноклассникам)



Тип урока

Применение знаний и умений

Формы работы

Фронтальная и групповая работа по актуализации знаний, индивидуальная работа (выполнение лабораторной работы) или групповая/парная (при недостаточном количестве компьютеров)

Необходимое техническое и лабораторное оборудование

— компьютеры (желательно по количеству учащихся в классе), проектор, проекционный экран, виртуальная лаборатория, принтер

— портрет Архимеда, штатив, мензурка с водой, динамометр, набор тел для калориметрических работ

— карточки с обозначениями (FА, ρ, V, g и единицы их измерения — по количеству учащихся в кл.)

— 2 таблички с названиями (выталкивающая сила; вес тела)

— схема-треугольник закона Архимеда

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Орг.момент

Установление дисциплины и проверка готовности класса к занятию

Актуализация знаний

Ребята, перед вами на столе лежат перевёрнутые рубашкой вверх карточки (рисунки, обозначения и единицы измерения физических величин – веса тела и выталкивающей силы Архимеда). Возьмите каждый по одной.

Рассмотрите внимательно свою карточку и карточки всех остальных ребят.

Объединитесь в «группы по интересам», согласно имеющимся у вас карточкам (должно получиться 2 группы).

Назовите, пожалуйста, каждая группа, физическую величину, которая объединила вас.

Займите свои места (на парты выставляются таблички с названиями физических величин).

Скажите, ребята, можно ли измерить эти силы и как?..

Да, вес тела мы легко измеряем динамометром. А вот что касается выталкивающей силы, то я предлагаю вам определить её значение с помощью представленных здесь предметов (штатив, мензурка с водой, динамометр, набор тел для калориметрических работ).

Для начала давайте рассмотрим каждый предмет — Что вы можете о нём сказать? Как он называется? Из чего состоит? Для чего используется? Как им пользоваться? Продемонстрируйте… (на данном этапе опроса вспоминается способ измерения объёма тела с помощью мензурки, определение цены деления прибора)

А теперь я слушаю ваши предложения по способу определения выталкивающей силы. Кто желает это показать?.. Прошу к демонстрационному столу…

Ребята, теперь вы сможете сами вычислить выталкивающую силу?..

Проверим это! Приглашаю всех к компьютерам. (Если компьютеров не хватает, то класс делится на группы по количеству компьютеров)

Выполнение фронтальной лабораторной работы № 11

На рабочих столах компьютеров уже открыты лабораторные работы «Измерение выталкивающей силы»;

и выбран этап Ход работы.

Ребята, вы должны постараться выполнить все задания, заполнить таблицу, записать выводы и распечатать Отчёт.

Не забудьте на распечатке написать свою фамилию!

Если вы быстро со всем справитесь, то можете дополнительно выполнить задания из раздела Проверь себя.

За работу! Удачи вам!

Итоги.

Задание на дом

Физминутка для глаз (после работы с компьютером)

Рефлексия (Что вспомнили? Что смогли сделать? Где это может вам пригодиться? Что понравилось на уроке? Что не получалось? Оценка работы активных учащихся, состоящая из самооценки, оценки класса и учителя)

Объявление домашнего задания:

§§ 48, 49 повторить;

провести домашние эксперименты по определению выталкивающей силы, действующей на тело в масле, молоке, лимонаде и др. (предварительно должны были быть изготовлены динамометры; если нет, то выдать их на дом)

Источники материала

Пёрышкин А.В. Физика 7: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа

Рабочая тетрадь по физике (для 7 класса) к учебнику Пёрышкина А.В.

Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина/В.А. Шевцов. – Волгоград: Учитель

Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./А.И. Сёмке. – М.: НЦ ЭНАС. — (Портфель учителя)

Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы — http://cwer.ws/node/64776/








sitemap
sitemap