Измерение углов Транспортир



Тема: «Измерение углов. Транспортир 5 класс (учебник Математика. 5 класс / Н. Я Виленкин)

Цели:

Ознакомить учащихся с транспортиром;

Учить измерять углы с помощью транспортира;

Учить сравнивать углы.

Задачи:

Обучающие:

Усвоить правила пользования транспортиром;

Продолжать учиться распознавать острые и тупые углы на чертеже;

Продолжать совершенствовать вычислительные навыки;

Активизировать мыслительный процесс;



Способствовать развитию общеучебных умений и навыков: использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать коммуникативную культуру;

Развивать креативное мышление;

Развивать умение ясно и точно излагать свои мысли.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать одноклассников;

Воспитывать уважение к мнению других людей

Основные технологии и методы: эвристическая беседа.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Материалы к уроку: транспортир, мультимедиа.

Ход урока:

Приветствие.

Время



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

1/

— Ребята, у кого возникли трудности с выполнением домашнего задания?

(Если у кого-то они были, то:

— Давайте разрешим их в конце урока;

Если нет, то:

— Замечательно, я надеюсь, что проверка тетрадей покажет, что это так на самом деле.)

Один из учеников собирает тетради с домашним заданием, другой раздает второй комплект тетрадей. (Дежурные)

II. Устная работа.

4/

— Решив правильно примеры и расположив соответствующие буквы в таблице ответов, вы сможете прочитать тему нашего урока.

(Задания и таблица ответов находятся на доске.)

5% от 600

И

30

от 120

А

90

67*11

О

737

51,5:5

С

10,3

0,8*7

П

5,6

9-0,99

Т

8,01

12,8+7,02

Р

19,82

4:0,8

Н

5

8,01

19,82

90

5

10,3

5,6

737

19,82

8,01

30

19,82

— Какое слово у нас получилось?

— Правильно, молодцы, «транспортир» — это и есть тема нашего урока.

— А теперь запишите в тетради дату и тему урока.

По-порядку называют результат действия.



Называют слово (транспортир).

Записывают дату и тему урока.

III. Изучение нового материала.

15/

— Как вы думаете, для чего нужен транспортир, что с ним можно делать?

— Хорошо, я вам немного помогу. У меня на доске изображено несколько углов. Какие из них можно сравнить между собой?

Задает вопросы.

Какие углы мы не смогли сравнить? (Фиксирует этот ответ на доске: ˂ABC и ˂DFS.)

— Почему?

— Как же их всё-таки сравнить?

— Да, конечно, но вы согласитесь, что это не всегда удобно. Что же нам делать? Я помогу вам еще раз.

— Скажите, чем измеряют расстояния?

— Площади?

— Объёмы?

— Таким образом, линии мы измеряем линиями (линейными единицами измерения), поверхности или плоскости – квадратами (квадратными единицами измерения), а пространство или объём – кубиками (кубическими единицами измерения). Для измерений существуют единицы измерений. Сравнивая отрезки, площади или объёмы, мы сравнивали величины. Может по аналогии можно сравнить ˂ABC и ˂DFS и как-то это связать с темой нашего урока? (Вероятно, кто-нибудь из учеников догадается, что углы надо измерять углами)

— Верно. Для измерения углов за единицу измерения выбрали угол, который составляет часть развернутого угла и обозначили его 10.

— Какова же величина развернутого угла?

— А какова величина прямого угла?

— Теперь давайте подумаем, как измерить любой угол?

— Возьмите в руки свои транспортиры и внимательно их рассмотрите. Скажите, что на них изображено?

— Верно. Деления и обозначают градусы. Что же дальше? Как измерить углы? Ваши предложения? Может, есть желающие попробовать сделать это у доски?

— Давайте помогать (имя). Высказывайте свои соображения. (Появятся различные предложения, в результате чего выяснится, что «штришок» — центр транспортира надо поместить в вершину угла, а транспортир расположить так, чтобы одна из сторон угла прошла через ноль, тогда другая сторона укажет на величину угла.).

— Ребята, начертите в тетрадях два острых угла и обозначьте их как на доске: ˂ABC и ˂DFS.

Измерьте свои углы и запишите: ˂ABC= и ˂DFS= .

Помогает учащимся, у которых возникают трудности.

— Теперь сравните ваши углы, и результаты запишите в виде неравенства.

— Есть желающие измерить ˂DFS у доски и записать результат?

Высказывают предположения (начертить дугу, начертить круг, провести линию)

Называют пары углов и сравнивают:

˂ABC˂˂XYZ (острый угол меньше тупого)

˂ABC˂˂MON (острый угол меньше прямого)

˂ABC˂˂TKV (острый угол меньше развёрнутого)

Аналогично сравнивается ˂DFS.

˂XYZ˂˂TKV (тупой угол меньше развернутого)

˂XYZ˃˂MON (тупой угол больше прямого)

˂TKV˃˂MON (развёрнутый угол больше прямого)

Отвечают на вопросы учителя.

˂ABC и ˂DFS.

Они оба острые.

— С помощью кальки.

— Расстояния измеряют сантиметрами, миллиметрами, метрами, километрами.

— Площади измеряют см2, мм2, м2.

— Кубическими см3, мм3, м3.

— Углы надо измерить и сравнить их величины, а транспортир нужен для измерения углов.

Записывают в тетрадь:

10 – это часть развернутого угла

— 1800.

— 900 , так как он составляет половину развернутого угла.

— Деления от 0 до 180.

— Числа.

— Линейка

— «Крестик», «штришок», «дырочка».

Желающий выходит к доске и берет в руки транспортир. Затем пытается придумать, как измерить угол˂ABC, изображенный на доске. Ребята ему помогают с места.

Изображают в тетради ˂ABC и ˂DFS.

Измеряют их в тетради и записывают результаты измерения.

Записывают неравенство: ˂ABC) ˂DFS.

Желающий выходит к доске и измеряет угол, еще раз проговаривая, как он это делает. Записывает результат измерения, и сравнивает углы.

IV. Закрепление изученного.

17/

— Выполним упражнения из учебника: № 1649 устно. Посмотрите внимательно на рисунок 178 и давайте определим градусные меры предложенных углов.

( a) ˂AKD=450, ˂AKE=1100, ˂AKF=1550;

б)˂BKF=250, ˂BKE=700, ˂DKC=1200, ˂BKD=1350;

в)˂DKC=150, ˂DKE=650, ˂DKF=1100, ˂CKE=500, ˂CKF=950, ˂EKF=450)

— Выполним упражнение №1651: вооружитесь своими транспортирами, измерьте углы и запишите результаты в тетрадь.

— Давайте проверим, что у вас получилось. (Имя) прочти, что ты записал?

(˂DEF=650 , ˂PSK=1350, ˂NOM=1120 , ˂ABC=350)

Организует процесс обсуждения полученных результатов измерений.

Если работа на уроке проходила в более быстром темпе, то можно дополнительно решить задачу 1677 или предложить ее отдельным более успешным учащимся.

Открывают учебники, стр.251. Рассматривают рисунок 178, отвечают на вопросы задания.

Измеряют углы. Работают в тетради.

(Имя) отвечает на вопрос учителя, остальные проверяют свои записи. Если кто-то не согласен, то предлагает свой вариант измерений.

V. Подведение итогов.

3/

— Давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы на уроке. Скажите, как называется инструмент для измерения углов?

— Чему равна градусная мера прямого угла?

— Чему равна градусная мера развёрнутого угла?

— Что обозначает 10?

— Молодцы!

— Запишем домашнее задание: п. 42, № 1683, 1687.

(Далее отметить самых активных, оценить их работу на уроке.)

— Всем большое спасибо.

— Инструмент для измерения углов называется транспортир.

— Градусная мера прямого угла равна 900.

— Градусная мера развёрнутого угла равна 1800.

— 10 – это часть развернутого угла.

Записывают в дневники домашнее задание.

Устный счет (начало):

Кто придумал транспортир сообщение

Устный счет (конец):

Кто придумал транспортир сообщение








sitemap
sitemap