Изменим систему новая концепция организации школьного спорта



Изменим систему: новая концепция организации школьного спорта

В последние годы в России все более актуальной становится проблема здоровья подрастающего поколения, поскольку от него во многом зависит выход из демографического тупика, Как показывают многочисленные независимые исследования, дети испытывают острый дефицит двигательной активности. В конечном итоге это выливается в целый букет заболеваний. В целях содействия изменению ситуации руководством страны предпринят целый ряд мер. Выделены значительные финансовые средства, каждый день в СМИ появляются сообщения об открытии новых стадионов, спорткомплексов, проведении соревнований, спартакиад и т.д. Более того, в школах введен дополнительный час физкультуры

Однако заметных улучшений не наблюдается. Стадионы пустуют, тренажерные залы могут посещать только обеспеченные люди. При этом основная масса ребят, как и раньше, остается в стороне. На наш взгляд, причина этого в отсутствии комплексного системного подхода.

Материальная база

Поскольку школы изначально не были предназначены для организации занятий в режиме «трехурочной физкультуры» в образовательных учреждениях не хватает площадей и спортивного оборудования для всех детей. Кроме того, устарела материальная база – как физически, так и морально, причем технологический аспект этого устаревания почему–то упорно игнорируется. Например, детей вот уже которое десятилетие заставляют прыгать через коня и козла, хотя исторически эти снаряды способствовали подготовке кавалеристов, что сегодня совершенно не актуально. Но каждая школа обязана иметь эти сноряды, иначе ее просто не лицензируют. И это несмотря на тот факт, что подобные снаряды используются лишь в ходе нескольких уроков в год. Точно также метание гранаты входило в курс подготовки гренадеров, что в эпоху современных методов ведения войны утрачивает свой смысл.

Выход очевиден: необходимо не только провести полный аудит находящегося в массовых школах материально-технического оборудования, но и радикальным образом переосмыслить содержание уроков. Если детей гораздо больше интересует бадминтон и волейбол, чем занятия на бревне или брусьях, следует подходить к закупкам спортинвентаря с учетом пожеланий учащихся. Также вместо финансирования огромных спорткомплексов, до которых многим детям порой просто трудно добираться, следует направить средства на развитие площадок при школах, сооружение пристроек к спортзалам и т.д. Эти меры помогут охватить гораздо больше ребят, а также привлекут внимание к школе не только детей, но и взрослых. А это уже прямой выход на развитие массового спорта и семейно оздоровительной деятельности в масштабах всей страны.

Кадры, их подготовка и поддержка

Наличие новых площадей и возможность проводить на них спортивные мероприятия в течении всего дна требует также увеличение штата инструкторов и тренеров. Уже сейчас мы наблюдаем ситуацию, при которой учителя физкультуры, получив дополнительную нагрузку в виде еще одного урока, не справляются с детьми, не могут их организовать и не способны за ними проследить. Следовательно, актуальным является выделение ставок для тех специалистов, которые могли бы выстроить грамотную систему спортивной работы, как на занятиях, так и в после урочный период. При этом необходимо особо отметить, что новые подходы требуют новых компетенций, ведь речь идет об изменении самой концепции физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, появляется необходимость организации курсов подготовки и переподготовки специалистов, а также постоянной методической поддержки их деятельности. Учитывая международный опыт, стоит также сделать упор и на привлечение волонтеров, в том числе (а может быть — прежде всего) из числа бывших спортсменов.

Смена приоритетов

Говоря о новой концепции развития массового школьного спорта, важно вспомнить о «старой», ныне существующей. На сегодняшний день из общего числа школьников учитель выделяет 10-12 % спортивно развитых, на которых и акцентирует внимание в своей работе. Именно их он и привлекает к соревнованиям, их достижениями гордится школа, на них делают ставку при организации спортивных праздников. Между тем, это как раз те ребята, которые и без учителя физкультуры, самостоятельно готовы качать мышцы, развивать выносливость, отрабатывать точность.

Еще 10% составляют больные дети, которым противопоказаны занятия в рамках определенных школьной программой. С этой группой здоровья мало кому интересно заниматься, поэтому зачастую ребята предоставлены сами себе. Оставшиеся 80% — это те, кто в принципе мог бы заниматься спортом и кому бывает интересно погонять мяч, побегать на коньках или покрутиться на турнике, но чью деятельность нужно организовывать, поскольку без стимулирования извне они быстро теряют интерес и «гаснут».

В нынешней ситуации, когда и педагога, и школу, и район в целом оценивают по достижениям, специалистам выгодно заниматься с отдельными детьми, «звездочками», потому что именно эти таланты приносят победы, дипломы, кубки, а значит и славу. Все остальные дети интересуют учителя гораздо меньше, а отсутствие у этой массы стремления к физическому развитию не слишком беспокоит большинство педагогов.

Организация школьных спортивных клубов

Совсем другая ситуация складывается, когда в основу всей спортивной работы положена организация школьного спортклуба. В этом случае оценивается не достижение кого-либо одного, а совокупность достижений всех участников структурной единицы. Каждый из члена клуба имеет право и возможность попробовать себя в самых разных видах спорта, выбрать то, что ему более всего интересно, и своей активной деятельностью принести очки всему клубу. Когда в конце командных соревнований оценка коллектива осуществляется по результатам последнего участника, каждый из членов клуба заинтересован в том, чтобы поддерживать другого, помогать товарищам (когда же ставка сделана на одного самого лучшего участника, он заинтересован в провале всех остальных, потому что только тогда он будет первым, лучшим).

Школьные клубы, организованные по принципу учета интересов каждого ученика, помогут решить проблему приобщения детей к спорту. Принадлежность к тому или иному клубу отражена в символике, девизах, гимнах и прочих атрибутах, является своеобразной «прививкой патриотизма на базовом уровне». Ведь если ученик ассоциирует свой любимый клуб со школой, он никогда не будет относиться к ней плохо, а станет помогать ей.

Система соревнований

Но наличие клубов мало, что даст, если не обеспечить организацию соревнований между ними. В детском возрасте соперничество может быть созидательным. Поскольку помогает организовать деятельность ребят в направлении самосовершенствования, повышения уровня физического развития, оттачивания умений и навыков. На сегодняшний день слово «соревнование» большинством учителей и директоров школ воспринимается негативно. Ведь оно означает, что необходимо снимать с уроков одного или нескольких детей (тех самых «звездочек»), везти их куда-то, часто далеко и утешать в случаи поражения. Такие мероприятия проводятся сотрудниками ведомств, не относящихся к системе образования, поэтому в школах их рассматривают как нечто чужое, инородное.

Другое дело, когда образовательное учреждение само организует соревнования, готовится к ним, когда каждый ученик знает: от его участия зависит, сколько баллов наберет их школьный клуб, а значит, насколько выигрышно он будет выглядеть на общем фоне. Поэтому организации этих структур следует уделить особое внимание.



Информационное обеспечение

Огромное внимание следует уделить информационной поддержке всех подобных начинаний, регулярному освещению в СМИ мероприятий, проводимых на уровне школ и районов, описанию и распространению положительного опыта работы некоторых школьных клубов, отдельных тренеров и преподавателей. Сегодня СМИ способны помочь не только с точки с зрения информирования масс о проведении матчей и чемпионатов, но и с позиции осуществления обратной связи (публикации с отзывами комментариями зрителей, советы, предложения и т.д.). Поскольку массовый спорт не может существовать без учета пожеланий рядовых граждан, это абсолютно необходимое условие его развития.

Более того, широкое распространение новых информационных технологий, наличие в большинстве семей и школ страны подключенных к интернету компьютеров позволяет оперативно освещать спортивное событие любого уровня – от соревнований на школьном стадионе до областной и республиканской спартакиады. Благодаря возможности организовать в социальных сетях сообщества по интересам, открывать собственные сайты и странички каждый заинтересованный человек может рассказать о своих спортивных достижениях, выложить фотографии, пообщаться с товарищами, получить квалифицированную консультацию специалиста, поделиться опытом, подать заявку на участие в соревнования и т.д.

В последние годы не только Россия, но все мировое цивилизованное общество взяло курс на информатизацию. С точки зрения смены ценностей, перехода от подвижного образа жизни к «компьютерному — сидячему» это минус. С другой стороны, умелый и грамотный подход к информатизации может помочь развить массовый спорт (за счет использования совершено новых методов организации деятельности граждан, налаживания связей, оповещения о мероприятиях и др.). Даже такие молодежные акции, как флэш-моб, при умелом подходе могут быть направлены на укрепление здоровья и поддержку физической культуры.

Комплексный подход

Таким образом, можно отметить, что каждый из упомянутых факторов максимально эффективен лишь в совокупности с остальными, и при отсутствии какого – либо одного из них гармония нарушается. Можно построить десятки тысяч спортзалов, но без тренеров и учителей физкультуры эти помещения никогда не продемонстрируют полной отдачи. Однако если кадры будут подготовлены в необходимом объеме, важно будет изменить саму систему работы с детьми и сделать упор именно на массовость (наладив подходы к каждому из детей и взяв во внимание их пожелания, иначе любое спортивное мероприятие снова превратится в скучное обязательство).

Успех таких начинаний возможен лишь при значительной информационной поддержке и ориентации всех СМИ на пропаганду здорового образа жизни. Естественно, что без изучения положительного опыта (как отечественного, так и международного), а также без организации свободного общения между всеми заинтересованными участниками процесса крайне трудно избежать ошибок и просчетов в его организации.

При этом следует помнить: любые глобальные изменения в обществе и его отношении к проблеме начинаются с малого. Поэтому реализацию новой концепции развития школьного спорта можно начать хотя бы с нескольких образовательных учреждений, чтобы на их примере продемонстрировать преимущество передовых подходов над устаревшими.








sitemap
sitemap