Изменение показателей сердечно сосудистой системы в предстартовых состояниях



«Изменение показателей сердечно сосудистой системы в предстартовых состояниях»

Сатюков Владимир, 16 лет

ученик 10 класса

Руководитель работы:

Иванова Ксения Сергеевна

преподаватель физической культуры,

МБОУ «Кодинская СОШ»

п.Кодино, Онежского района, Архангельской области

2013г.

Введение

Для того чтобы показывать высокие результаты, спортсмен должен достичь высокого уровня развития физических и психических качеств. И если физическая подготовленность обычно находится на стабильно высоком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Поэтому вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении относительно длительного времени. Но, несмотря на это, еще многие вопросы не решены и актуальность этой проблемы не уменьшилась.

Баскетбол как игровой вид спорта предъявляет такие специфические требования к игрокам, как умение постоянно «видеть игровое поле», выделять наиболее существенные признаки игровой ситуации, что предполагает наличие психической свежести и боевой готовности. Вместе с этим у баскетболистов часто наблюдаются психическое пресыщение и перенапряжение, стартовая лихорадка и апатии и другие факторы, способствующие психосоматическим срывам.

Соревнования нередко требуют максимального напряжения в самых неблагоприятных условиях. От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит и успех спортсменов на соревнованиях. Предстартовые состояния определенным образом влияет на спортивные результаты.

Вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении относительно длительного времени. Но, несмотря на это, еще многие вопросы не решены и актуальность этой проблемы не уменьшилась. Проблема предстартового состояния является общей проблемой для международного спортивного движения.

Цель: проследить динамику изменений показателей ССС в предстартовых состояниях.

Объект исследования – предсоревновательная деятельность, направленная на оптимизацию изменений ЧСС, АД в зависимости от предстартовых состояний.

Предмет – реакции организма в предстартовом состоянии.

Гипотеза – предполагаем, что показатели ССС будут изменяться.

Задачи работы:

1.Анализ литературных источников;

2.Определить динамику показателей ЧСС, АД в предстартовых состояниях перед разными играми;

3. Исследовать показатели ЧСС, АД в покое.

Метод педагогического исследования:

1. Анализ литературных источников;

2. Аускультативный метод;

3. Пульсометрия;

4. Педагогическое наблюдение;

5. Математико-статистическая обработка.

Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме

1.1. Предстартовое состояние

Психические переживания спортсменов исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального напряжения в самых неблагоприятных условиях. Эмоциональные переживания на соревнованиях принимают особенно острый характер, и их называют специальными спортивными эмоциями. От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит и успех спортсменов на соревнованиях. Предстартовое состояние определенным образом влияет на спортивные результаты. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошему выступлению. Однако если возбуждение принимает форму стартовой лихорадки, т. е. появляется перевозбуждение или апатия, то действие его оказывается отрицательным.

Положительное или отрицательное влияние предстартового состояния на спортивные результаты зависит от степени возбуждения нервной системы спортсмена.

Степень предстартового возбуждения зависит также от уровня притязаний, который в зависимости от реализации на предыдущем соревновании по-разному влияет на спортивные результаты.

На степень предстартового возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер и значение соревнований, состав и поведение зрителей, подготовленность к соревнованиям, тренированность, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности спортсмена и др.

Предстартовые состояния возникают задолго до выступления, за несколько дней и недель до ответственных стартов. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина.

Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005).

По механизму возникновения эти реакции являются условными (приобретенными) рефлексами. Они могут носить специфический и неспецифический характер и обусловливаться не только мощностью предстоящей мышечной деятельности, но и ее значимостью и мотивацией для каждого конкретного случая, условиями ее выполнения и т.д. При благоприятном соотношении комплекса факторов предстартовые реакции протекают на оптимальном уровне, способствующем мобилизации функций и повышению работоспособности организма. В противном случае может иметь место чрезмерное возбуждение либо чрезмерное торможение ряда функций, потенциально влекущее за собой пониженную работоспособность организма, физиологическую неэффективность выполняемой работы (Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын, Р.Л.Палтиевич, Г.И.Погадаев, 2006).

В предстартовом состоянии происходят самые разные перестройки в различных функциональных системах организма. Большинство этих перестроек сходно с теми, которые происходят во время самой работы: учащается и углубляется дыхание, т. е. растет ЛВ, усиливается газообмен (потребление О2), учащаются и усиливаются сокращения сердца (растет сердечный выброс), повышается артериальное давление (АД), увеличивается концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, повышается температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы переходит на некоторый «рабочий уровень» еще до начала деятельности, и это обычно способствует успешному выполнению работы (К. М. Смирнов, 2002).

По своей природе предстартовые изменения функций являются условнорефлекторными нервными и гормональными реакциями. Условнорефлекторными раздражителями в данном случае служат место, время предстоящей деятельности, а также второсигнальные, речевые раздражители. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изменений часто находятся в прямой связи со значимостью данного соревнования для спортсмена.

Потребление О2, основной обмен, ЛВ перед стартом могут в 2— 2,5 раза превышать обычный уровень покоя. У спринтеров, горнолыжников ЧСС на старте может достигать 160 уд/мин. Это связано с усилением деятельности симпатоадреналовой системы, активируемой лимбической системой головного мозга (гипоталамусом, лимбической долей коры). Активность этих систем увеличивается еще до начала работы, о чем свидетельствует, в частности, повышение концентрации норадреналина и адреналина. Под влиянием катехоламинов и других гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание энергетических субстратов — глюкозы, свободных жирных кислот. Усиление симпатической активности через холинэргические волокна, интенсифицируя гликолиз в скелетных мышцах, вызывает расширение их кровеносных сосудов (холинэргическая вазодилятация).

Уровень и характер предстартовых сдвигов, часто соответствует особенностям тех функциональных изменений, которые происходят во время выполнения самого упражнения. Например, ЧСС перед стартом в среднем тем выше, чем «короче дистанция предстоящего бега, т. е. чем выше ЧСС во время выполнения упражнения. В ожидании бега на средние дистанции систолический объем увеличивается относительно больше, чем перед спринтерским бегом (К.М.Смирнов, 2002). Таким образом, предстартовые изменения физиологических функций довольно специфичны, хотя количественно выражены, конечно, значительно слабее происходящих во время работы.

Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положительное влияние на спортивный результат.

1.2. Виды предстартового состояния

Различают престартовые изменения двух видов – неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений).

К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстартовых состояний (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005):

1) Боевая готовности — проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата. Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов (Ю.Ф.Курамшин, 2004). На соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все резервные двигательные, волевые и интеллектуальные возможности (Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2002). Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов — повышенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальный усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005).

2) Предстартовая лихорадка — В этом состоянии нервная система находится на грани возможностей выдержать концентрированное возбуждение. Некоторые спортсмены способны продолжительное время находиться в этом состоянии без ущерба для спортивного результата, другие, снижают вероятность достижения высокого результата (Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2002). Возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преждевременный дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005). В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования (Ю.Ф.Курамшин, 2004). Выраженная стартовая лихорадка сопровождается существенным усилением процессов возбуждения. Этому состоянию сопутствуют нестабильные, часто низкие, результаты, особенно если выраженная лихорадка развивается задолго до выхода на старт. Ее признаки легко определить: черты лица заострены, кожные покровы бледные или на щеках выделяется лихорадочный пятнистый румянец, глаза глубоко западают в темные глазницы, взгляд рассеян, голос раздраженный, срывающийся. В состоянии выраженной стартовой лихорадки спортсмен становится излишне возбужденным, забывчивым, капризным, иногда необъяснимо упрямится и грубит, долго не может заснуть, спит с мучительными сновидениями, утром встает с постели неотдохнувшим, недовольным.

3) Предстартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности (Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2002). Характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена. В процессе длительной работы негативные сдвиги состояний лихорадки и апатии могут преодолеваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005). Слишком сильное и длительное предстартовое возбуждение, которое в ряде случаев сменяется угнетением и депрессией. В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей (Ю.Ф.Курамшин, 2004), а так же пониженная работоспособность, ухудшение координации привычных технических действий и комбинаций, ослабление внимания, снижение быстроты двигательной реакций.

Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы. Например, функциональные изменения в организме выше перед бегом на короткие дистанции по сравнению с предстоящим бегом на длинные дистанции; они больше перед соревнованиями по сравнению с обычной тренировкой. В коре больших полушарий больше активируются те зоны, которые должны вовлекаться в работу; перед циклическими упражнениями возникают колебания потенциалов в темпе предстоящего движения (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005).

1.3. Психологические свойства личности в условиях соревнований

Многие дети в условиях соревнований раскрываются совершенно с другой стороны. Бывает, что ребенок средних физических способностей, от которого не ждут активных действий или самостоятельного разрешения игровой ситуации, вдруг проявляет лидерские качества — «вытягивает» игру команды, в безнадежной ситуации переламывает ход матча, а после игры снова прячется в «футляр», становясь незаметным. И наоборот: ученик, выделяющийся на фоне остальных на уроке, теряется во время соревнований и не может проявить свои лучшие качества. Поэтому задача тренера заключается не только в физическом развитии воспитанника, но и в формировании его психологической устойчивости.

Так, например, сангвиники и холерики бурно реагируют на неудачи, но при этом готовы решить проблему: замечания они воспринимают с недовольством, пытаются, отстаивать свое мнение (за частую неправильное), но со временем соглашаются с педагогом.

С флегматиками работать удобнее всего: они согласны выполнить задание неоднократно, потому что понимают; что могут допустить ошибку; замечания воспринимают спокойно, без лишних эмоций и конфликтов. Как правило, эти дети добиваются на уроках хороших результатов.

Меланхолики не всегда адекватно реагируют на критику, как правило, не уверены в себе, могут замкнуться после неудами, отказаться выполнять задание. Тренеру нужно помнить о том, что эти дети очень ранимые, и общении с ним нужно соблюдать дипломатичность. В связи с ним он, прежде чем приступить, к работе с занимающимися, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, посмотреть медицинские карты, побеседовать с классным руководителем и таким образом постепенно выстраивать линию работы с командой и индивидуально с каждым занимающимся. В командных видах спорта важную роль играют взаимоотношения игроков с тренером и между собой. Бывают случаи, когда в повседневной жизни дети даже не разговаривают друг с другом, ссорятся, но во время игры они работают вместе и хорошо понимают друг друга. Доброжелательная атмосфера — это основа успеха команды. Взаимоотношения в команде формирует тренер, но взаимопонимание возникает только в процессе тренировок и игр. Умение тренера поддержать игроков, дать правильную психологическую установку на игру является частью успеха команды.

1.4. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения

Общими для всех видов спорта основными причинами, которые влияют на возникновение и изменение предсоревновательных психических состояний, являются:

Значимость соревнований — соотношение цели и уровня подготовленности спортсмена (абсолютная значимость). Слабая подготовленность требует снижения цели; высокий уровень подготовленности позволяет принимать более значительные цели. Все это дает благоприятную динамику психического напряжения. Значимость определяется масштабом соревнований (относительная значимость);

2) Состав участников соревнований — наличие сильных соперников, что повышает достоверную значимость. Поэтому необходима информация о противнике, чтобы снять излишнее напряжение;

3) Организация соревнований — торжественность открытия, регламент соревнований, своевременность стартов, объективность судейства и т.п. В отдельных случаях зависит от опыта и индивидуальных особенностей спортсменов;

4) Поведение окружающих спортсмена людей (особенно тренера) — продуманность общения тренера со спортсменом. Проявление волнения, суетливости, преждевременное объявление планируемого результата и т.п., — все это оказывает отрицательное влияние на состояние спортсмен;

5) Индивидуальные психологические особенности — свойства нервной системы и качества личности спортсмена. Это и диктует индивидуальный стиль деятельности и регулирует действия и переживания;

6) Особенности вида спорта и соревновательного упражнения — условия, средства и методы выполнения определенного типа деятельности, характерного для данного вида спорта;

7) Степень овладения способами саморегуляции — способность своевременно и умело использовать способы саморегуляции. Может оказывать положительное или отрицательное влияние на предстартовое состояние;

8) Психологический климат в коллективе — характер и особенности взаимоотношений в коллективе (Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов, 2002).

1.5. Регуляция предстартовых состояний

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами — сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков — предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии.

Умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний. Используют для этого и массаж. Однако наибольшее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в быстром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Для снижения уровня эмоционального возбуждения применяются:

а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спортсмена, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;

б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсменасамоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «успокойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «молодец» и др.

в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спортсмена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;

д) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и т.п.);

з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем измене интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа «отдай все — только выигрывай», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.)

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние достаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый; психорегулирующие воздействия и другие (Ю.Ф.Курамшин,2004).

1.6. Характеристика артериального кровяного давления

Нагнетательная функция сердца создает в сосудах определенный уровень кровяного артериального давления (АД), который поддерживается тонусом артериальных сосудов на уровне, обеспечивающем гомеостазис и функциональный комфорт организма.

АД – это давление крови на стенку сосуда и стенки сосуда на кровь. Его величина зависит от эластичности стенки сосуда, оказывающей сопротивление давлению крови, от количества крови, поступающей в единицу времени из сердца в аорту, а также от ряда других факторов. К ним относятся интенсивность оттока из центральных сосудов на периферию, емкость сосудистого русла, упругое сопротивление артериальных стенок и вязкость крови.

И.М. Сеченов ввел понятие среднего артериального давления — величины, обеспечивающей главный гемодинамический эффект движения крови в сосудах без учета пульсовых колебаний, величина АД в аорте в момент наполнения ее кровью равна 70—80 мм рт. ст. По ходу разветвления артериальных сосудов давление в них падает. Самое выраженное снижение АД (на 70% по сравнению с аортой) отмечается в артериолах (прекапиллярах). В артериальных капиллярах АД составляет 15—20 мм рт. ст. В венозном колене капилляров конечностей у человека давление в среднем достигает 5—9 мм рт. ст.

У молодых здоровых людей юношеского (16—21 год) и первой половины среднего (22—42 года) возраста в плечевой артерии величина АД составляет 115/70, 120/80 мм рт. ст. На протяжении сердечного цикла АД — больше в момент систолы, меньше при диастоле и квалифицируется как систолическое и диастолическое. Колебания АД при систоле и диастоле сердца происходят только в аорте и артериях разного калибра. В артериолах, артериальных капиллярах и венах оно постоянно на протяжении всего сердечного цикла. АД в артериолах отражает уровень среднего давления в артериях.

Систолическое максимальное давление имеет место в сосуде в момент прохождения вершины пульсовой волны, диастолическое Минимальное давление устанавливается на полном ее спаде. По разности между максимальным (систолическим) и минимальным (диастолическим) АД определяют пульсовое давление. У здорового молодого человека уровень АД в течение длительного времени остается постоянным. С возрастом в связи со склерозированием сосудов, уменьшением их эластичности и уплотнением стенки АД повышается. В 40 лет его величина может составлять 140/90 мм рт. ст. Для лиц этого возраста соответствующий уровень АД американские исследователи считают нормой. При физической работе АД повышается. Величина прироста зависит от мощности выполняемой работы.

Измерение АД у человека проводится непрямым аускультативным методом при посредстве аппарата Рива-Роччи. Метод основан на прослушивании тонов, возникающих в артерии в динамике манипуляции. Манжетка аппарата накладывается и укрепляется на плече. В локтевой ямке маркируется место пульсации плечевой артерии. Грушей в манжетку нагнетается воздух с расчетом, чтобы полностью перекрыть плечевую артерию. В этих условиях прослушивание артерии в локтевой ямке фонендоскопом не обнаруживает никаких звуков. Затем при постепенном выпускании воздуха из манжетки под контролем манометра, вмонтированного в аппарат Рива-Роччи, появляется первый тон, отражающий максимальное (систолическое) кровяное давление. При дальнейшем снижении давления в манжетке первый тон усиливается, появляется шум, который ослабляется, исчезает в пользу возникновения второго тона. Внезапный обрыв второго тона или переход его в неясный отражает минимальное (диастолическое) кровяное давление.

В летний период времени при жаркой погоде фаза шума при измерении АД может отсутствовать из-за более широкого просвета сосудов в жарких условиях. Тогда появление первого тона отражает максимальное АД, его исчезновение — минимальное АД.

Тенденция к повышению АД в сосудистой системе возникает при каждой систоле и дислокации крови в аорту. Расположенная в ее дуге богатая барорецепторами крупная рефлексогенная зона аорты воспринимает повышение давления и рефлекторно, через депрессорный нерв, уменьшает силу и частоту сердечных сокращений, возвращая АД к норме. Эта рефлексогенная зона стоит на страже постоянства общего кровяного давления. Импульсацию от нее П.К. Анохин квалифицировал в плане надежности поддержания адекватного уровня АД в сосудистой системе организма. Вторая крупная синокаротидная рефлексогенная зона в месте бифуркации сонной артерии, оснащенная больше хеморецепторами, меньше барорецепторами, обеспечивает постоянство кровоснабжения головного мозга.

1.7. Характеристика частоты сердечных сокращений

и факторы его изменения

Частота сердечных сокращений – количество сокращений сердца за одну минуту.

Пульс – это ритмичное сокращение стенок артерии обусловленных сокращением сердца. В покое у взрослого человека ЧСС 60-75 уд. в минуту. ЧСС зависит от возраста (у новорожденных – 140, в 5 лет – 95, в 16 лет – 60-75, в пожилом возрасте возрастает). Так же зависит от пола: у женщин чаще, так как скорость провидения импульса выше. Изменения происходят при занятиях физической культурой, и зависит от вида спорта.

При занятиях на выносливость ЧСС уменьшается и развивается брадикардия (урежению пульса), а так же ЧСС зависит от состояния здоровья, эмоционального состояния и выполнения физической работы.

Тахикардия – ЧСС более 90 ударов в минуту, причина в проводящей системе сердца. Аритмия – нарушение ритма в работе сердца (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005).

Глава 2.

2.1. Организация исследования

В исследовании принимало участие 12 человек в возрасте от 13-14 лет, пол мужской. Проводили исследования по измерению артериального давления, частоты сердечных сокращений перед соревнованиями непосредственно перед выходом на разминку.

2.2. Методы, задачи исследования:

Методы:

1. Измерение ЧСС;

2. Измерение артериального давления;

3. Математическая обработка (подсчитывание средних показателей);

4. Педагогическое наблюдение;

5. Педагогический эксперимент.

Задачи:

Исследовать показатели – артериальное давление в предстартовом состоянии;

Обобщить изучаемую литературу по данной теме;

Исследовать показатели ЧСС и АД в покое.

2.3. Методика исследования:

Определение артериального давления осуществляется аускультативным методом по Короткову Н.С., на обнаженное плечо испытуемого несколько выше локтевой ямки накладывается манжета. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп. Создается давление в манжете выше максимального (до 150-180 мм рт.ст.), при котором исчезает пульс. Затем, медленно поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжеты, при помощи фонендоскопа выслушиваются тоны в плечевой артерии. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. При продолжении снижения давления в манжете интенсивность тонов нарастает, далее отмечается постепенное их ослабление с последующим исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению.

Вычитая величину минимального давления из величины максимального, определяем пульсовое давление.

ЧСС определяется по пульсу на лучевой артерии, прощупывая (пальпируя) лучевую артерию у испытуемого и подсчитывает пульс в течении 10 с и умножаем на 6.

Ударный объем крови рассчитывается по формуле:

УОК=101+0,5САД-1,09ДАД-0,61В

Минутный объем крови рассчитывается по формуле:

МОК=УОК*ЧСС

Определение артериального давления, частоты сердечных сокращений у испытуемых производится в покое, затем таким же способом каждый раз перед выходом на разминку.

Проанализировав первые соревнования в сезоне, мы видим что, команда в целом находилась в боевой готовности. Однако у некоторых испытуемых наблюдалась по показателям сердечно – сосудистой системе предстартовая лихорадка.

Глава 3

Результаты собственных исследований.

Показатели измерялись в начале учебного года (сентябрь), далее показатели измерялись непосредственно на соревнованиях на играх перед выходом на разминку.

Таблица № 1

Показатели ЧСС и АД в покое

ЧСС

АД

САД

ДАД

ПД

УОК

МОК

1

70

110

70

40

71,8

5

2

64

90

60

30

72,6

4,6

3

70

110

70

40

71,8

5

4

65

110

70

40

71,1

4,6

5

70

120

80

40

65,2

4,5

6

65

100

60

40

77,1

5

7

68

120

80

40

64,6

4,3

8

68

110

70

40

70,5

4,7

9

75

110

70

40

70,5

5,2

10

70

110



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap