Изготовление материала у восточных марийцев



МОУ «Калтаковская средняя общеобразовательная школа»

Мензелинского муниципального района РТ

Изготовление материала у восточных марийцев

Проектно-исследовательская

работа ученицы 11 класса

Абдулгараевой Лейсан.

Руководитель:Байбатыров В.Т.

Калтаково-2011

Оглавление:

1.Введение 3-4 стр.

2.Цели и задачи 5 стр.

3.Этапы исследовательской работы 5 стр.

2.Основная часть:

Приготовление ниток из поскони и конопли 6-8 стр.

Приготовление ниток из шерсти 9 стр.

Этапы ткачества 9-13 стр.

Беление и крашение приготовленной ткани 13-14 стр.

Старинный способ ткачества в современном мире 15 стр.

3.Заключение 16-17 стр.

4.Литература 18 стр.

5.Приложение 19-23 стр.

Введение

Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

Культуру можно рассматривать как главный источник гуманизации человеческой истории. Культура любого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов 20 столетия. При этом возникает необходимость учитывать специфику культур, в том числе архаичных, а также культур, развиваемых в рамках неевропейских цивилизаций.

Одной из удивительно ярких, самобытно выраженных составляющих современной цивилизации является традиционная культура народа мари, во многом определяющая его современное национальное самосознание. Присущие национальной культуре ценности слишком трудно вписать в пространство современного постиндустриального общества. Основы ментальности народа мари находятся в представлениях о бесконфликтном саморазвертывании мира в процессе его творения из первоматерии. Этим отличается мифология от индоевропейской. Чувство утраты корней обостряется перед лицом экологических катастроф. Растерянность перед неразрешимыми проблемами современности особенно остра потому, что опыт городской жизни исчерпывается жизнью одного-двух поколений, а большая половина народа остается на селе, и до сих пор живет по законам традиционной общины. Сегодня носитель традиционного сознания растерян и выбит из привычной колеи напором модернизационных процессов. Естественная для него реакция на усложнившуюся и враждебную ситуацию – стремление вернуться в старый, привычный мир. Ему кажется, что только таким образом он и окружающее общество могут сохранить национальные традиции и ценности. Современное народное искусство развивается в нескольких направлениях: в форме народных промыслов, в творчестве профессиональных художников, но главным было и остается творчество самого народа – вышивальщиц, создающих по сей день живое народное искусство.

Ткачество – одно из основных ремесел марийского народа с древнейших времен. Марийские девушки с детства учились изготовлять материю, шить из нее одежду и вышивать необычным своеобразным орнаментом.

В современном мире мы покупаем только готовую одежду в магазинах, даже не задумываясь как и из чего она сделана. Главное сейчас для человека в вещах – удобство, комфорт и чтобы оно соответствовало моде.

Меня заинтересовало: как же мои предки создавали материал, чтобы в дальнейшем что-нибудь из него сшить? Именно поэтому я начала разработку этого проекта.

Основные цели и задачи:

Цель настоящего исследования заключается в историко-этнографическом анализе комплекса традиционного домашнего ткачества марийского населения. В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи:

показать исторически сложившееся общее состояние марийского домашнего ткачества;

представить этнографическую характеристику национального домашнего ткачества: обработку сырья, прядение, крашение, орудия труда, технологию изготовления, способов художественного оформления тканей многоцелевого бытового и декоративного назначения;

разработать типологическую классификацию основных орудий труда ткачей

развить у учащихся чувство любви к культуре и истории марийского народа

Этапы исследовательской работы:

определение точных целей проекта

сбор необходимой информации (беседа с пожилыми жителями села, посещение школьной библиотеки и музея)

обобщение материала, составление проектной работы

создание кружка «Марийское ткачество» в целях сохранения культуры марийского народа

Основная часть

Приготовление ниток из поскони и конопли

Марийцы прежде тканые одежды изготовляли из льна, конопли и поскони. Посконь отдельно не сеется, а получается от конопляных же семян. Посконь поспевает гораздо раньше, чем конопля, около 20 июля. Коноплю сеяли до праздника «Семык» (в мае). Землю для конопли оставляли или около дома, или в огороде, землю пахали глубиною вершка три, бороновали и засевали. Бросая семя марийка приговаривала: «Кужу кне лийже, урлыкан лийже», (пусть будет расти длиннее конопля, пусть будет с размножением). Затем хозяин засевал поле до конца. После сеяния землю боронуют. Окончив всю работу приговаривали: «Кужу яндар кне лиже, мужан лийже» (пусть будет длинна, чиста конопля, с толстыми многими куделями).Около 20 июля начинали собирать посконь. Убранная посконь определяется горстями (кормыж), снопами. После уборки посконь ставится у строения, забора. После 1 сентября (вуд юкшымо кече – день застывания воды) посконь 15-20 дней держится в воде, для сгнивания. Затем сушат на кне кашта (вешалка).

Посконь так провисит около 3 недель, смотря по тому, как она высохнет. Местом для окончательного высыхания служит баня или изба, и сушится на перекладине (кашта).

Потом высушенная посконь мнут. Мнут или снимают скорлупы со стебля, при помощи кне туле.

После измятия, из поскони получается кудель посконная – пачаш муш. При мятии на кне туле снимают скорлупу по одной горсти. Очищенный от грубой скорлупы, кормыж заворачивается в любую форму, а название носит тоже самое- кормыж. Когда приготовили десяток или более таких горстей кормыж, тогда начинаю кудель толочь в ступе (шуар) , при помощи шуар вондо .

Шуар делают из одного дерева с неглубоким углублением на верхней части. Посконь и конопля мнутся для того, чтобы было мягко прясть нитки. После из ступки шерсть горстей по одной вытряхиваются палкой и потом свертываются в одну кучу, завертку (тупка). Готовую тупку начинают при помощи шондаша трепать. Шондаш делается из тряпок и ветоши и щетины. Щетина – (сосна шу) прикрепляется вниз. Позже для трепания использовали чесалку. Местом для трепания кудели выбирается баня после мытья, на следующий день. Если в избе нужно трепать, то только когда топится печь, чтобы пыль уходила вместе с дымом. После трепания кудель завертывается в особую форму и привязывается к кынчыла вондо (прялка) или к палке (кÿнчыла тоя). Привязанный материал называется кынчыла. С помощью веретена (шудыр), женщины вытягивали пряжу.

От поскони нитка получается лучше, ценится дороже. Отличается мягкость и блеском. Из нее готовили праздничную одежду. Большой частью посконные нитки смешиваются с нитками конопляными. Работа с посконной куделью заканчивается всегда приблизительно до поспевания конопли.

Конопля в отношении кудели муш поспевает хотя и раньше 1 –го сентября, но оставляется всегда до вуд юкшымо кече. К этому времени хорошо созревает семя конопли. С первого сентября начинают выдергивать коноплю. Сперва выдергивается самая длинная конопля – длинные кормыж, затем короткая – кычык кормыж. Когда кончают выдергивать, мужчины с помощью кне пидыш (подвязка из мочалки или лыка) завязывает кормыж и рубят грубые корешки. Затем кладутся копны корешки всегда остаются внизу, а ушки – вверху, чтобы семя открылось – ношмы почылтмаш. В сенях конопля привешивается на вешалку и висит до тех пор, пока не вымолотят семена. На поле остается сухой остаток от поскони и конопли. Из этого остатка марийские женщины делали грубые матрасы (набивку) – пачаш кожга. Конопля кормыж связывается попарно, сравнивая по длине. Когда вымолотили семена, связки конопли крепко привязывали к двум жердям – кне пошлык. Кне пошлык увозится к ближайшей воде, где пролежит приблизительно недель 7-12, смотря какая вода. Через 12 недель лед режется пилой, и коноплю вытаскивают, и увозят домой сушится. Коноплю вешают на кне кашта, проветрится, окончательная сушка производится в бане или избе понемногу. После сушки конопля обрабатывается, как и посконь до получения нитки.

Полученные нитки из поскони и конопли обрабатывают вместе. Все навитые веретена хранятся на одном месте, чтобы их не трогали дети. Теперь со всех веретен, нитка снимается на йол вондо.

Длина йол вондо два аршина и более. Сперва, концы нитки привязываются к середине 3, а отсюда подходят к цифрам 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и т.д. На концах йол вондо буквы нн называются йол вондо шур-рога йол вондо. Затем эти нитки снимаются в определенном количестве. Прежде чем снимать нитки, женщина сосчитает, сколько пошма составляется в данном месте. Пошма есть количество ниток. Все нитки, считают по пуж штуки-нитки – называются лудыш- счет. Десять лудыш называются пошма (90 ниток). Каждая пошма перевязывается особой ниткой для того, чтобы знать сколько в йол вондо- пошмы. Затем нитки снимаются в определенном порядке. Снятые нитки называются йол вондо пунем – состоит, если нитка тонкая из двадцати пошма, а если толстая из 12 пошма. Теперь все готовые нитки кипятят в печи, чтобы нитки стали белыми и мягкими. В корыто или горшок наливают горячую воду с золой и мешают нитки (пошма), кладут на доску чтобы стекла вода. После этого в печку кидают все те нитки которые были помешены в золе, сверху накрывают старой мокрой тряпкой, на сутки. Через сутки нити вытаскиваются и споласкивают в речной воде (весенней воде). Затем развешивают во дворе не жердях и окончательно сушат в избе. Смягчение происходит в теплой воде с мылом и яйцами. После этого нитки, которые в йол вондо пунем, при помощи агуртньи снимают в кышкар.

Агуртньи стоит на пне, вертятся сам агуртньи (рр), нитка крепится на агуртнье при помощи веретена (4). Нитки с агуртньи снимают на кышкар сделанный из лыка или мягкого дерева.

После этого нитки из кышкар снимают в приспособление – сновалка, который называется эргыме крапля. В этот стан, если нитка тонкая, снимают около 8-9 пошма, а толстую 6-7 пошма. Традиционной сновалкой была деревянная жердь свыше трех метров длиной, к которой прикреплялись с обоих концов бруски с зубьями, как у грабель.

С кышкар нитка уже снимается на этот прибор так, как отмечен цифрами порядок натягивания нитей. Конец нитки сперва привязывается к колу (1), а потом водят нитку по ряду, как показано цифрами 1,2,3,4,5 и т.д. По окончании снятия нитку, из эргыме крапля начинают плести со знака 1 до конца. Другой конец пропускают через вурж и ис. Сплетенные нитки получают вид большой косы, которая называется виктышаш пунем-коса для снаряжения в кумо стан (ткацкий станок).

Приготовление ниток из шерсти

Для того чтобы достать шерсть, каждый черемисин держит у себя из домашних животных овец. Прежде чем бить, шерсть треплют руками. Этим очищают от крупной грязи и от других прилепившихся материалов. Потом шерсть кладется в особое при шерстобитии место и мешается с мукой, засыпанной поверху. Затем шерстобит начинает бить шерсть. Полученная битая шерсть понемногу завертывается в кучу, которая называется меж кынчыла. Затем шерсть можно прясть. Прядется нить довольно толсто. Из шерстяных нитей приготавливается сукно. Шерстяная нитка для чулок, варежек и перчаток удваивается. Прежде чем удвоить нитку, ее с веретена снимают в клубок. Берут 2 клубка. Концы ниток с обоих клубков привязываются к середине веретена. Основание удвоенных ниток до привязывания к веретену скручиваются руками. Когда возможно, нитку перебрасывают через каждую жердь или через кольцо. Затем черемиска ставит на колени какую-нибудь деревянную чашку и в этой чашке вертит веретено. Так происходит удвоение ниток. Удвоение и весь его ход называется почкинчымы.

Этапы ткачества

Длина будущей ткани определялась количеством пасм (пошма, пасма). Основу более тонкой ткани сновали из 10— 14 пасм, более толстой — из 6—7 пасм. По полевым данным основу делали из такого количества ниток, чтобы при тканье получилось 3—5 ярыма. В один ярым входило ниток примерно 5 кынер. Ярым — мера холста около 5 метров (один ярым равен 7 аршинам, один аршин составляет 71, 12 ем), достаточный для шитья традиционной женской туникообразной рубахи, т.е. полотно при тканье (3—5 ярым) получалось длиной примерно 15—21 метров. Ширина марийских холстов (анг, äнг) была небольшой 37—42 см, длиной 20,30,50аршин. Если на скамье навивалась основа рубашечного холста, то количество ниток рассчитывалось обычно на пять ярым и прибивалось пять палочек. В том случае, если собирались делать основу для онучей, то прибивалось три колышка и количество ниток было рассчитано на три ярыма. На скамье и на стене снование происходило примерно так же, как и на раме — отделялись нижние и верхние нити основы, разделялся зев. При снятии основы со сновалки она убиралась с зевом, а остальная ее часть свивалась в косу (вынерпоч, мынервач) или в жгут. Несвитой оставалась только часть основы с зевом, которая была равна длине ткацкого стана. После этой процедуры, завязав нити зева, чтобы они не перепутывались, основу (вынер эргыш, виктыш, мынер кыт) снимали со сновальни и несли к ткацкому стану обычно втроем, вдвоем, поскольку одному это сделать было сложно. Затем приступали к заправке стана нитками основы. Свитый в косу или переплетенный особыми кольцами конец основы надевали на кол при помощи первого узла косы (вынер шинча) и приступали к пропусканию нитей основы через нитченки (вурт), которые состояли из двух частей. Нитченки плелись из прочных толстых сученых конопляных или льняных (вурт шÿртö, вурт шырты), позже — из прочных фабричных нитей в виде системы из двух рядов с отверстиями для пропускания нитей основы. Нитченки держались на прочных прямых палках (вурт тоя, вурта панды). По свидетельству информаторов, палки для нитченок обычно делали из орешника, иногда использовали и ветки сирени. К нитченкам прикреплялись деревянные подножки (тошкалтыш, ташкалтыш) при помощи веревочек, наступая на которые ткачиха меняла зев основы. В одной половине нитченок заправлялись верхние нити, в другой — нижние. Этот прием требовал большой внимательности, нити не должны были перепутаться, так как от этого зависело качество ткани. Затем эти нити пропускались через бердо (ис) при помощи острия веретена или острой палочки, крючка, где чередовались четные и нечетные нити основы друг с другом. Во время экспедиций были зафиксированы надписи на бердах . Так, например, в с. Шоруньжа, на берде для холста была нанесена надпись: «7 пашма, 9 лудмо» (7 пасм, 27 ниток), на берде для домашнего сукна: «6 пашма, 5 лудмо» (6 пасм, 15 ниток). Надписи делались «на память». После того, как нитями заправлялось бердо, к началу основы прикреплялась палочка, которая в свою очередь привязывалась к палке навоя (кугу вуйвондо, кого вуйванды), куда навивалась впоследствии сотканная холщовая ткань. Приготовив основу холста, необходимо было приготовить уточную нить с челноком (шуша). Уточная нить наматывалась на цевку (шопш рÿдö, цепка) на специальном приспособлении — скальнице (олдырчо, алдырцы). Нить наматывалась на прочную палочку, металлический стержень, по полевым данным также и на косточку курицы или гуся. Клубок, намотанный на цевку, назывался «шопш», «чывиге» (цыпленок), «шапш», «цывигы» (цыпленок) и вставлялся в челнок. Таких клубков для утка заготавливалось достаточное количество. Для ткачества необходимо было чередовать зев ниток, что достигалось при помощи подножек. Различное переплетение нитей создавало разный рисунок на домашних тканях. При работе на двух подножках получалось простое полотняное переплетение — шашечное распределение нитей, характерное для холста, из которого шилось много традиционных форм одежды. На четырех подножках получалось плотное, толстое полотно с саржевым переплетением в виде параллельных диагоналей, сотканных из толстых нитей. Полотняное и саржевое переплетение характерная особенность древнейших тканей финно-угорских народов, что подтверждают археологические материалы могильников 1 тыс. Для ткачества цветной ткани в полоску или клетку при сновании через определенные интервалы чередовались разноцветные нити. Для ткачества в клетку также чередовались челноки с разноцветными нитками. Подготовка основы холста, челнока, заправка нитей основы в нитченки и бердо, подвешивание подножек — основные, наиболее сложные технологические приемы. Нитченки, бердо, челнок, подножки — главные элементы, определяющие процесс ткачества. Эти составные детали ткацкого стана создавались местными мастерами, которые продавали на базарах или развозили на телегах по деревням сами изготовители. Бердо представляло собой прямоугольную деревянную раму, в которую вставляли тонкие лучинки (ис пÿй, ис пÿ), чаще из древесной Части камыша (омыж, амыж), а иногда из липы. Бердо было важнейшей деталью, распределяющей нити основы в ткацком стане. Зубья-пластинки закреплялись в деревянной раме с помощью просмоленной пряжи, в берде их могло насчитываться от 180 до 300 и более штук, что определялось толщиной ниток. Для тканей разного качества применялись берда с различными ячейками. Через берда могло проходить различное количество пасм, обычно от б до 14. Выбор берда зависел от качества ткани, которую собиралась ткать ткачиха. Толстые ткани ткались при помощи бёрд с широкими ячейками (шолдра ис, шалдыра пÿäн ис), тонкие ткани из качественного волокна и фабричных хлопчатобумажных ниток производились при помощи бёрд (тыгыде ис, тыгыды пÿäн ис), где было 300 и больше зубьев. На бердах, челноках и ткацких станах иногда ветречаются изображения знаков собственности (тамга), инициалы владельца, а также на некоторых экземплярах указан год приобретения. Процесс производства холста (вынер куымо, мынер коаш) заключался в следующем: при помощи опускания подножек нитка челнока проходила по нитям основы в шахматном порядке. Затем нити утка уплотнялись бердом. Переплетенная особым образом основа петля за петлей подавалась в стан. Холст, предназначавшийся для одежды, обычно отличался плотной структурой. Готовая ткань наворачивалась на валик. После того, как процесс был завершен, конец холста обрезался, и ткань была готова. Нитки, оставшиеся от основы (чÿчмö чычмы) не выбрасывались, а использовались для шитья одежды. В больших семьях, где нужно было шить много одежды и имелись рабочие руки, для тканья холста одновременно ставили два ткацких стана. У марийцев в первой половине ХIХ века был наиболее распространен простейший горизонтальный ткацкий стан, не имеющий рамы и без заднего навоя. Такой стан назывался «марийским» марла кумо стан, мары комы стан). Истоки горизонтального ткацкого стана уходят в глубокую древность, что подтверждают археологические материалы. Характерно, что подобные простейшие горизонтальные ткацкие станы с небольшими конструктивными различиями называли «своими» удмурты, мордва, башкиры, татары. Марийский стан не имел стоек, а блоки, поддерживающие нитченки, прикреплялись к потолку или перекладине. Не имел он также палки навоя, на которую наматывается основа. В таком стане основа закреплялась на столбик (почменге, каравондо), а концы ниток заплетались в косу или складывались петлями. Этот тип стана самый древний и, по мнению исследователей, он был общим для всей Урало-Поволжской зоны. Ко второму типу относится ткацкий стан с рамой, но без заднего навоя, который бытовал в ХIХ — начале ХХ вв. Такие станы с рамой без заднего навоя имели палку, на которую закреплялись нити основы в виде косы или свитых колец. Подобные станы использовались в ткачестве еще в 60-е годы у моркинских марийцев. В.Н. Куклин относил их к переходному типу стана — от примитивного к развитому. Позднее, в начале ХХ века, вошел в употребление ткацкий стан русского типа с рамой и задним навоем, более удобный для производства домашних тканей. Простейший ткацкий стан легко собирался из отдельных частей на время изготовления холста или сукна. Процесс собирания отдельных деталей для производства холста рассмотрен в работе Т.Е. Евсеева. На одной из фотографий Т.Е. Евсеева запечатлен такой простейший стан. Конструкция его имеет деревянное основание, к которому прикреплялась стойка, на которой прочно держалась коса основы и скамейка для ткачихи. Основание этого стана вырубалось из половины бревна, коса основы закреплялась к стойке (фото 19). Нитченки и подножки подвешивались на веревочке и прикреплялись к жерди на потолке, бердо держалось на основе. Станы были достаточно легкими, быстро разбирались на отдельные детали, видимо, во многих районах они бытовали еще в начале ХХ века. Однако, в селениях, соседствующих с русскими деревнями, станы с рамой и задним навоем распространились быстрее . Этот тип ткацкого стана для ткачества был более удобным и устойчивым, хотя вся конструкция также разбиралась и собиралась. По этнографическим материалам, у горных Марийцев русский стан появился уже в начале ХХ века. Как правило, холст ткали после Масленицы до Пасхи, до начала весенних полевых работ. В ткачестве марийцев четко проявляется цикличность всех видов работ, связанных с обработкой волокнистых растений, прядением и изготовлением ткани.

Беление и крашение холста

Все черемиски, кончив тканье, принимаются за беление холста. Черемиски холсты белят после схода снега, когда на земле появляется молодая зеленая трава. Они в продолжение весенних хороших дней свои готовые холсты мочат и расстилают на земле столько раз, пока холсты не станут совершенно белыми. Окрашивание пряжи относилось к числу хорошо развитых домашних промыслов марийского народа32. Это подчеркивали еще ученые — участники академических экспедиций в XVIII в.33. Во второй половине XIX в. пряжа для вышивания, тканья тесьмы и поясов продолжала окрашиваться красителями домашнего изготовления.

Марийцы красили не только пряжу, но и готовые ткани, главным образом сукно. Они использовали различные красители: растительные, минеральные и смешанные (растительно-минеральные). Для крашения пряжи чаще всего применяли растительные красители: цветы, листья и корни трав, а также листья и кору деревьев. Цветовая гамма (марийских орнаментов) состояла из четырех красок (красной, черной, зеленой и желтой). Преобладающим цветом был красный (различных оттенков). Каждый цвет имел также разные оттенки (в зависимости от интенсивности краски).

Растения для крашения заготавливали в основном весной. Для закрепления красок использовались катализаторы (железо, соль, щелочь и др.), поэтому нитки совсем не линяли. В разных районах Марийского края существовали свои характерные и разнообразные средства и приемы крашения. Красильщицы старались держать их в секрете. Основным способом было заквашивание ниток в красильном растворе, поэтому пряжа, окрашенная таким образом, называлась «шуктымо шÿртö» — «квашеные нитки».

Средства и методы окрашивания пряжи и тканей в различные цвета у марийцев имеют большое сходство с соседними народами, особенно эта аналогия прослеживается с чувашами и мордвой.

Анилиновые красители марийцами стали применяться в конце XIX в. Это повлияло на цветовую гамму народного костюма. Наряду с четырьмя основными цветами появляются новые — яркие: малиновый, розовый, фиолетовый, сиреневый, ярко-желтый и другие.

Старинный способ ткачества в современном мире

Мне захотелось узнать: сохранился ли старинный вид ткачества в наше время? Оказалось, что все таки осталась в деревне одна единственная бабушка Акузина Минсылу, которая в совершенстве владеет этим ремеслом. Ее тканые паласы, материи распространены не только в нашем селе, но и в близлежащих окрестностях. Даже у меня дома есть ею изготовленная половая дорожка, которая до сих пор в прекрасном состоянии. У нее был собственный ткацкий станок, которую она передала в школьный музей. Но пожилая жительница сохранила навыки и умения ткачества, помнит все ее секреты.

Так как на всю деревню осталась всего лишь одна рукодельница, важно сохранить способы изготовления материи у марийцев, поскольку они могут быть утрачены. У меня появилась идея – организовать в школе кружок труда, в котором девушки могли бы обучаться этому ремеслу под руководством этой бабушки. Тем самым передается мастерство ткачества из одного поколения в следующее.



Заключение

С разрушением и эрозией традиционного сознания разрушаются и гибнут также и национальные традиции. Этот процесс неизбежен для любой страны, где осуществляется модернизация. Однако дороги назад, в прошлое, не существует. Единственная возможность сохранить национальные традиции в современном мире – осуществить их трансляцию новыми средствами. Способствуя при этом принятию носителями традиционного сознания демократических стандартов и ценностей.

Представленный в творчестве оригинальный материал о народе мари позволяет сделать вывод о том, что традиционная культура – это относительно простая, изолированная и стабильная социокультурная структура. Такая культура без авторского происхождения, воспринимается как исконно существующая и передается путем устной и невербальной коммуникации. Жизненное кредо человека в традиционной культуре – жить в гармонии с природой, окружающим миром. Народ мари во все времена отличало отношение к природе как к живому партнеру. Современное обращение к традиционной культуре народа мари открывает новые перспективы не только для него самого, но и для России, для мирового сообщества. Традиция как содержание социоестественной ментальности служит базовой ценностью, предопределяющей сбалансированную устойчивость культурной модели. Такая модель не несет в себе конфронтации, агрессии, изоляционизма, а открыта для всех народов, культур, вероисповеданий

За многовековую историю марийского народа марийское народное искусство выработало свой яркий и самобытный стиль. Эстетические идеалы народа, его отношение к природе и жизни общества, обычаи и традиции нашли отражение в искусстве. Во всем этом отразился народный вкус, народное понимание жизни.

Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом правилами этикета. Мир человека – это мир культуры в своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека в этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. И каждому человеку с детских лет важно знать историю и культуру своего родного народа, пытаться сохранить его традиции и обычаи, уважать все то наследие, которое оставили нам далекие предки. Ведь человек, который не знает своего прошлого, не может продвигаться вперед.

Литература

Г.Е. Шкалина, «Традиционная культура народов мари», Йошкар-Ола, 2003 г.

А.Т. Иванов, К.Н Сануков «История марийского народа», Йошкар-Ола, 1999 г.

Т. Евсевьев. «Этнографические коллекции», Йошкар-Ола, 2002 г.








Яндекс.Метрика sitemap
sitemap