Изготовление декоративных панно в технике вышивка лентами



Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение

Куть-Яхская СОШ

Декоративное покрывало «Мой край»



Разработчик: ученица 5 класса

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

Исянова Даша

Руководитель:

Исянова Елена Викторовна

учитель технологии НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

п.Куть-Ях

2012 г.

Введение

С любимым делом жить в сто крат милее,

Лишь надо приложить к нему терпенье.

И мастерство становится смелее,Когда приходит к сердцу вдохновенье.

Интерьер — это такое особое, по-своему замкнутое пространство. Отгороженное от всего мира, это пространство живет по своим законам и воспринимается человеком как некая специфическая среда, которая непохожа на все то, что находится за ее пределами. Оценка интерьера, как искусственного порождения, лежит в области стилистики. Это, своего рода, лицо человека, живущего в этом доме или квартире.

Из чего складывается интерьер в целом? Здесь, несомненно, свою важную роль играет каждая мелочь. Не говоря уже об основных составляющих, будь то стены, мебель, обои, дерево или камень, ткани или драпировки, светильники или освещение.

Актуальность: данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, и каждый ценитель искусства и изящного интерьера прекрасно осознаёт важность отдельных предметов в декоре помещения.

Проблема: возможно ли использование аппликации при декорировании покрывала.

Новизна моей работы заключается в том, что это покрывало будет сделано моими руками и по созданному эскизу. Оно будет выполнено из подручных, экологически чистых материалов.

Стремление сделать свой дом красивым и уютным присуще большинству людей. Достигнуть этого можно разными путями.

В каждом доме достаточно интересных ваз для цветов, картин, остатков от переделанных вещей. Именно их можно использовать в работе. В любом из принесенных или найденных рисунков находятся образы интересных фигур, пейзажи, прибавляя к этому фантазию, можно выполнить невообразимо простые и красивые вещи: декоративное покрывало салфетки, вазу для цветов, декоративные подушки многое другое.

Такие изделия могут послужить как украшением интерьера, так и украшением стола. И не важно, будь это обеденный или рабочий стол. А может, это будет книжная полка или журнальный столик, на котором разместятся красивая ваза, светильник или декоративная прихватка. Также оригинальные декоративные изделия могут украсить кухню, столовую.

Самый доступный материал — остатки материала всевозможной структуры. Флок, шинил, плюш — все идет в ход. Используя остатки и моделируя новые изделия, легко и непринуждённо впишутся в любой интерьер. Кроме всего, как удачное дополнение к покрывалу будет оригинальные бумбончики, самодельные бусинки, аппликация.

Декоративные покрывала, выполненные своими руками, могли бы послужить наглядными пособиями на уроках технологии, выставочными экспонатами, оформительским материалом. Их можно было бы подарить детскому саду, школе, родным, друзьям.

Поэтому посвятила свой проект — декоративным покрывалам в техниках «лоскутная мозаика» и «накладного шитья».

Цель работы над творческим проектом – изготовить декоративное покрывало в техниках «лоскутная мозаика» и «накладного шитья».

В процессе работы мне предстоит решить следующие задачи:

• Изучить сведения об искусстве декорирования покрывала.

• Подобрать инструменты и материалы для работы.

• Освоить и закрепить основные приемы декорирования.

• Выполнить декоративное покрывало.

Прогнозируемый результат:

— написать творческий проект;

— выполнить декоративное покрывало, которое подойдет к любому интерьеру, и будет радовать всех.

При выполнении работы использовались следующие методы:

1. практический;

2. частично – поисковый;

3. получение результатов.

1. Исследование и развитие идеи.

Ткани сопровождают нас с первого дня нашей жизни, они постоянно окружают нас, воздействуя, как это ни странно, на все наши органы чувств. Ткани влияют на нас осторожно и сдержанно, становясь частью нашего мироощущения. Они формируют и воплощают наше настроение, наши эмоции.

Декоративно — прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т.е. быть полезными и одновременно красивыми. Сочетание различных тканей (разновидности флока, иглопрошивного ковролина т.п.) обогащает фактуру лоскутного полотна в целом, делает его более выразительным в художественном отношении. Мода и интерьер определяются многообразием стилей, их смешение придает дизайну новизну и нестандартность. Но для создания атмосферы, наполненной уютом и собственной внутренней жизнью, сочетания эмоций и ощущений не менее важны.

Сейчас в мебельных тканях или, как их можно еще назвать, обивочных тканях, нет недостатка. Напротив, человек, который хочет выбрать подходящую к интерьеру ткань для оформления интерьера, зачастую оказывается перед сложной проблемой выбора. Ведь, выбирая ткань, вы смотрите не только на цвет, но и на рисунок, и на фактуру, да еще задумываетесь о том, отвечает ли ткань тем функциям, которые будет выполнять оформленное ею помещение.

Основа творческого процесса — поиск гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

В работе использовался материал не являющийся тканью и хлопчатобумажные нити. Были составлены эскизы покрывал. Применяя технологию лоскутного и накладного шитья получили декоративное покрывало, где удачно сочетаются объем ворса ковролина, его цветовое разнообразие с традиционными материалами. Изготовленное покрывало отличаются оригинальной композицией, цветовым сочетанием и могут быть использованы для украшения интерьеров как деловых офисов, холлов, библиотек, так и жилых помещений.

1.1 История мебельной ткани

В переводе с французского шинилл — «гусеница». Шинилл — ткань, которая используется в тканой индустрии уже более 200 лет. Шинилловая пряжа создаётся путём вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые в последствии скручиваются по спирали. Внешне она похожа на мохнатую гусеницу, откуда и произошло её название. По составу сырья она может быть однородной, скажем

вискозной или полиэстерной или быть смешанной: например, полиэстер с вискозой,

хлопком или акрилом.

Шинилл — очень плотная и прочная ткань. Ворс начесан на специальном станке.

При тканом процессе нити плотно прилегают друг к другу и придают ткани внешний вид и ощущение велюра. Нить шинилла также может быть использована в комбинации с жаккардом и гобеленом, в ней присутствуют синтетические волокна. По экологическим свойствам близки к гобелену, так как присутствуют натуральные волокна. (см. приложение 1 )

Флок — наследник многовековой традиции. Первое упоминание о тканях, созданных без применения ткацкого станка, относится, примерно, к первому веку до н.э. Искусство наклеивать мелко нарезанный ворс (он-то и называется флоком) на плотную текстильную основу. Зародилось в Китае и только в позднем средневековье распространилось в Европе. Создавая флоковую ткань, в те далёкие времена для связи основы и ворса использовали смоляной клей. Флок сохраняет все свои потрясающие свойства — мягкость и прочность, яркость и игру красок. Он более красив и бархатист, допускает значительно большее разнообразие рисунков и цветов. Новое поколение флоков — флок на флоке.

Название «велюр» происходит от французского слова «velours», происходящее от латинского «vellosus»—«мохнатый» (см. приложение 2)

Велюры — трикотажные ворсовые мебельные ткани. Эта ткань с разрезным ворсом, получаемая путем переплетения пяти нитей. Четыре нити попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая (обязательно отличная от друпгх. как правило, бархатистая) — образует ворс. Ворсовая нить определяет внешний вид. потребительские свойства и качество ткани. Велюры вырабатываются при сочетании натуральных и химических волокон: текстурированных полиамидных и полиэфирных нитей. По структуре эти ткани с устойчивыми малорастягивающимися трикотажными переплетениями.

Плюш- это материал с большими ткаными узорами вырабатываемые на жаккардовых машинах. Плетение жаккард относится к сложному запутанному плетению, исполняемому на ткацком станке, который был изобретен Жозефом Мари Жаккардом в 1801 году. Уникальность жаккардового механизма состоит в возможности контроля отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания запутанных узоров на станке. Последовательность формирования утка нити для каждого узора запрограммировано. Жаккардовый велюр — мягкая и благородная ткань, прекрасно сочетающая в себе изысканность с удобством .

В далеком 1950 году американский инженер Коббл сконструировал машину для поточного изготовления ковров иглопрошивным методом, так началось первое производство иглопрошивного ковралина. Популярностью пользовалась иглопробивная технология. По способу производства ковролин классифицируется на три вида: тканый, тафтинговый и иглопробивной ковролин.

1.2. Основные приемы декорирования

Декор (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера)

или изделия. Коллаж, (франц.collage — наклеивание)

Прием, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре. Аппликация (от лат.аррНсаир — прикладывание)

Создание худ. изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Кожаная пластика.

Кожа — чудесный материал. Разнообразный по внешнему виду, прочный, пластичный, интересный в работе. Из кожи можно сделать много красивых вещей, а старые кожаные изделия (обувь, куртки, сумки), лоскутки от новой кожи всегда найдутся в каждом доме.

Умельцев, работающих с кожей, народ ценил и воспевал в мифах и легендах. Кожаная посуда, прочная и легкая, украшенная аппликацией и тиснением, широко применялась у кочевых народов. Чабаны Казахстана и Калмыкии до сих пор пользуются такой посудой.

В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия народных мастеров, с их естественностью и поэтичностью. Роспись.

Стеклянную, керамическую посуду тщательно моют, сушат. Наносят слой гуашевой или акварельной краски, сушат и покрывают прозрачным лаком. Наносят рисунок, который после просушивания покрывается опять лаком.

2. Банк идей и предложений

Так как цель овладеть основными приемами декорирования, то были рассмотрены такие варианты изделий:

Модель 1.

Покрывало «Нежность».

Размеры: Н-1м 50.

Степень сложности: не сложное

Заманчивая идея воплощена в сложном покрывале «Нежность».

Имея навык работы, мне будет не сложно выполнить

это покрывало, так как оно состоит из крупных деталей (см. приложение).

Модель 2.

Покрывало «Сияние».

Размеры: Н-1м 50.

Степень сложности: сложное

Это покрывало состоит из мелких деталей, материал-мех.

Думаю, что на ее выполнение уйдет много времени,

и мне сложно будет выполнить работу достаточно хорошо.

Модель 3.

Покрывало «Мой край»

Размеры: Н-2м 30.

Степень сложности: сложное

Это покрывало выполнено в ярких, красках, поэтому пейзаж

по центру изделия, смотрится актуально.

От этого изделия веет теплом и радостью.

Выполнение необходимых заготовок не должно вызвать

больших затруднений, да и в процессе изготовления покрывала

можно хорошо освоить навыки техники аппликации по ткани (см. приложение)

3. Технология работы над изделием

Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге — высокое качество изделий из текстильного лоскута. Рассмотрим эти этапы.

3.1. Выбор, подготовка и определение расхода материала.

На этом этапе в выбранной цветовой гамме для изделия подбирают ткани для верхнего (лицевого) лоскутного полотна и для изнаночной стороны. Это могут быть синтепон, ватин, шерстяные платки и т.п.

3.2. Выполнение рабочего чертежа.

На этом этапе выполняют чертеж в натуральную величину: С рабочего чертежа снимают выкройки деталей рисунка и изготавливают шаблоны на детали всех размеров и форм. Для этого разрезают чертеж на отдельные детали рисунка и фона. Затем выкроенные детали накладывают на плотный картон и обводят их контуры остро наточенным карандашом.

3.3. Расчет полной себестоимости изделия.

Производственные затраты

Стоимость

> Расход материала

0 руб.00 коп.

> Расход ниток

100 руб. 00 коп.

> Расход электроэнергии

114 руб. 00 коп.

> Расходы на оплату труда

225 руб. 00 коп.

ИТОГО:

439 руб. 00 копеек.

3.4 Инструменты и материалы

ножницы;

графитный карандаш;

картон или фольга;

шаблоны;

выкройки;

ткань — флок, шинилл, велюр

швейная машина;

утюг, гладильная доска

4. Эколого-экономическое обоснование.

Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи не разделялись, а решались как единое целое.

Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду.

Накладное шитье не приносит никакого вреда экологии, так как это:

• Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.

• Рациональное использование природных ресурсов.

• При работе нет запаха вредного для организма человека.

Расчет себестоимости изделия

1. Расчет материальных затрат:

Затраты на ткань мы не учитываем, так как в работе были использованы остатки и лоскутки, синтетических тканей.

— Расход ниток: было затрачено 10шт.,

10 руб. х 1кат.=100 руб. 00 коп.

2. Расчет затрат на электроэнергию:

Так как работа велась в дневное время суток, то будем учитывать только работу шв. машины швейная машина проработала около 25 часов:

72 x 25 = 1590 Вт или 1,59кВт.

Цена за 1 кВт/ч электроэнергии в среднем составляет 72 коп.

Отсюда получаем затраты на электроэнергию 72 х 1.59= 114р

3. Расходы на оплату труда: Отчисления на зарплату производятся из расчета, что оплата неквалифицированного работника составляет 15 руб. в час.

На изготовление покрывала ушло 3 дня (по 5 часов в день).

15 х 15 = 225руб.

4. Общая себестоимость покрывала составляет:

225+114=439. руб.

Стоимость моего покрывала невелика, отсюда следует, что этот вид рукоделия не требует больших материальных затрат.

Заключение

Анализируя всю проделанную работу, хочется отметить: лоскутное творчество тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет. Овладев основными навыками аппликации можно с уверенностью сказать, что это увлекательная и захватывающая работа.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, надо только поверить в свои силы, иметь большое желание и запастись терпением. Изготовляя покрывало, учишься работать не только и не для себя, но и на общее благо. Стараешься не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.

Выводы:

В результате кропотливой работы, цель и задачи, поставленные мной, были выполнены. Я не только узнала много интересного о накладном шитье, о свойствах обивочной ткани и сочетание традиционных и нетрадиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве. Изготовила выставочное покрывало в этой технике, составила описание ее изготовления, а также рассчитала себестоимость готового изделия.

На практике убедилась, что без физических усилий, хлопчатобумажные нити легко проникают через мебельную ткань, технологически сочетаются.

Нетрадиционный материал напольное покрытие ковролин успешно сочетаются с традиционным материалом.

4.Хлопчатобумажные нити используемые для шитья легко проникают черезмебельную ткань, напольное покрытие ковролин, технологически сочетаются.

5.В дальнейшем планирую развивать технику накладного шитья, аппликацию,макраме и создавать новые проекты, которые послужат основой для реализациипрограммы прикладного творчества.

Список литературы

Волшебные узоры из лоскутков. Стежке. М., 1997.

Лоскуток к лоскутку. М., 1999.

Муханова И.Ю. Лоскутное шитье. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры. М.,1998.

З.А. Литова «Творческие проекты в школе», «Школа», 1/34, 2000, стр. 12-18.

А.Я. Мульги «Рукоделие в школе» , 1998.

В.Д. Сймоненко. Технология учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М. Издательство «Вентата — Граф», 2000.

Индев А. Оптический орнамент. Рига, 1995.

Костикова И. Д. Школа лоскутной техники М., 1997

Кузнецова Ю., Банакина Л. Чудо — лоскут//Мир женщины, 1987, №1,3,5,9,11 с.64-65

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики М., 1980.








sitemap
sitemap