Из опыта реализации дополнительной образовательной программы Основы этической культурыф



«Формирование нравственных качеств у учащихся на уроках этикета» из опыта работы Андреевой О.В.

Современная гимназия призвана готовить человека, способного к активному интеллектуальному труду, воспитывать широкообразованную интеллигентную личность. Это значит, гимназия должна сформировать у учащихся хорошие манеры поведения, умение ориентироваться в мире культуры и обществе.

В связи с этим мной была разработана дополнительная образовательная программа «Основы этической культуры», которая имеет социально-педагогическое направление и направлена на формирование нравственных качеств у учащихся. Программа имеет модифицированный вид, так как включает в себя разработки таких авторов, как Шемшурина А., Ермакова Е.,Лихачева Л., Армер А. Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом общества на нравственную, культурную личность, способную участвовать в жизни страны; невозможностью ближайшего социума создать полноценную культурно-этическую среду для развития школьников; переходом репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной; отсутствием адаптированных к условиям средней школы программ, способствующих воспитанию культурной нравственной личности учащихся. Педагогическая целесообразность программы обеспечивает овладение учащимися этическими нормами поведения в цивилизованном обществе, способствует формированию мировоззрения, приобщения к здоровому образу жизни. Целью программы является развитие нравственной личности учащихся посредством овладения основами этической культуры. Задачи, поставленные для обучения по данной программе — активизация познавательного интереса учащихся к правилам этикета и нравственной жизни общества; обучение учащихся определенным знаниям, умениям, навыкам общения в различных жизненных ситуациях на основе освоения программного материала; воспитание гражданских и нравственных качеств личности учащихся; развитие рефлексии учащихся, развитие эстетического отношения к действительности.

В современной России поиски новых общественных идеалов, ломка изживших себя экономических отношений породили пересмотр нравственных отношений среди значительной части молодежи. С одной стороны – жажда знаний, раскрытие творческих способностей, стремление лично участвовать в перестройке страны на основах демократии и справедливости; с другой — явное обнищание, преступность ради обогащения любыми способами, понимание свободы, как вседозволенности. И, если я не могу повлиять на причины кризисного явления, то хотя бы стараюсь на своих занятиях убедительно показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и достоинство, благородство во все времена почитались всеми народами мира, а зло, остается злом, даже если оно временно торжествует. Я стараюсь убедить ребят, что истинное призвание человека — радость творческого созидательного труда, сострадание близким, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести. Совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание подрастающего поколения, так как это непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок и подросток могут, например, по-разному относиться к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Нравственное развитие ребенка в начальной школе занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Я предъявляю ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оцениваю умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу, как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации в которых у учеников есть возможность общения между собой. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, которая пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы для решения воспитательных задач, если выполнение эпизодически поручать группе учеников. Решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения цели, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цель всего курса этикета — духовное воспитание молодежи, привитие навыков культуры общения, обучение методом самоконтроля, самопознания, самовоспитания. Все содержание уроков этикета нацелено на формирование в душах детей уважительного отношения к людям, стремление понять их и предупредить конфликтную ситуацию, научить детей уважать себя, верить в свои творческие возможности и силы, стремясь быть порядочным человеком. Все темы мы закрепляем на примерах, которые ребята видят в жизни.

Например, в 5 классе, по теме «Взаимопомощь», мы сделали копилку добрых дел. Приходя на каждый урок, ученики приносят записки, где они фиксируют помощь, оказанную им одноклассниками. В конце четверти, подведя итоги, я называю имя того ребенка, который оказался самым отзывчивым и добрым человеком. Весь класс дружно награждает его аплодисментами. Это стимулирует детей на совершение добрых дел, они с радостью предлагают помощь окружающим. Со временем взаимопомощь становиться хорошей привычкой в характере ребят.

При изучении таких понятий, как мужество, честь и совесть, мы подробно обсуждаем тему, находим примеры, понятные и близкие детям. В качестве закрепления они получают задания: внимательно посмотреть вокруг себя, и на следующем уроке рассказать, что они увидели по заданной теме. Таким образом, ребята учатся понимать, что мужественные, честные люди живут среди нас, и их гораздо больше, чем плохих. Изучение окружающего мира с этой точки зрения позволяет воспитать в учащихся оптимизм и желание брать пример с людей достойных. Эти темы заставляют детей больше общаться со своими семьями, что тоже дает определенный эффект в воспитании добрых черт характера. Очень часто дети видят и чувствуют то, мимо чего проходим мы, взрослые, тут сказывается и свежесть ума, непридавленного бытовыми заботами и чистота души. Ведь люди, как приемники: подобное притягивается к подобному.

В 6 классе мы продолжаем рассуждать на тему «Каким должен быть Человек». Ребята познают науку общения при помощи разных жизненных ситуаций, убеждаются на примерах в преобладании добра над злом. Уроки этикета проходят интересно, ученики стремятся высказать свою точку зрения, они раскрепощены, задают, не стесняясь, вопросы, которые в другой обстановке, возможно, не решились бы задать. В конце каждой четверти мы проводим урок под названием «Познай себя», где ребята анализируют полученные знания и ставят себе оценку за соблюдение этических норм поведения. Дают характеристику не только себе, но и своим одноклассникам, что помогает всем ученикам сделать правильные выводы и наметить цели самовоспитания.

В 7 классе у учащихся начинается период взросления. И темы подобраны в соответствии с их интересами. Они должны при помощи учителя определить нравственность цели своей жизни. В этом им помогают такие темы, как «Уголок Отчизны – отчий дом», «Поговори со мною мама», «Что хранит твоя память», они помогают осознать свое чувство долга перед близкими людьми и Родиной.

В 7 классе мы рассматриваем тему «Отношения между мальчиками и девочками», так как она близка в этом возрасте каждому ребенку. Перед уроком каждый анонимно пишет, каким бы он хотел видеть своих одноклассников, а затем мы делаем вывод, как должны вести себя девочки и мальчики. Я стараюсь научить детей такому поведению по отношению друг к другу, чтобы чувство первой симпатии имело возвышенный, светлый облик, чтобы ребята не стеснялись показать свое чувство и проявить свои лучшие качества. Во время изучения темы «Труд для других» я стараюсь убедить детей, что их родители думают не только о том, как заработать деньги, выполняя свою работу, но и о том, как принести больше пользы окружающим, выполняя работу на отлично. И ребята, отвечая на уроке, всегда приводят жизненные примеры, опираясь на опыт своей семьи, они не скрывают гордости за своих родителей, показывая этим хороший пример взаимоотношений в семье.

В 8 – 9 классах программа больше построена на изучении правил этикета. «Как вести себя в гостях», «У вас гости», «Поведение за столом» все это интересно ученикам, тем более что они получают и практические навыки по сервировке стола, выбору подарка для похода на различные мероприятия. Ребята готовят маленькие сувениры и вручают их своим одноклассникам, объясняя, почему они сделали такой выбор, руководствуясь полученными знаниями. Обязательно в течение года проводятся практикумы на тему «Как вести себя на дискотеке», «В театре», «В музее» и т.д. Учащиеся заинтересованы в получении таких знаний, они с удовольствием слушают, задают вопросы на интересующую их тему, иногда рассказывают, как дома применяют полученные навыки, удивляя своих близких и гостей.

В 10 – 11 классах, подготавливая ребят к самостоятельной взрослой жизни, мы начинаем изучать «Этику делового человека», которая поможет нашим выпускникам чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях. Учащиеся с увлечением знакомятся с тем, как правильно обращаться с визитными карточками, грамотно делать комплименты, учатся разбираться в конфликтах, приобретая практические навыки правильного выхода из создавшейся ситуации. Исходя из пословицы, что «Встречают по одежке…» очень интересной для них оказалась тема «Удобно, просто, элегантно», о правильном выборе одежды, о создании собственного имиджа. Ребята на уроках знакомятся с разными сторонами жизни современного делового человека, поэтому они приобретают знания и о том, какие бывают виды приемов, как правильно к ним подготовиться, о чем можно непринужденно беседовать в незнакомой компании, сохраняя чувство собственного достоинства. В процессе работы со старшеклассниками становится видно, что учащиеся не всегда ясно осознают собственные цели и планы. Они теряются на пороге большой взрослой жизни, поэтому мы часто обращаемся к книгам Д.Карнеги, которые советуют, как создать себе репутацию уважаемого и приятного в общении человека, как найти в незнакомом коллективе друзей, о чем необходимо помнить, ведя спор и многое другое.

При выборе норм поведения у молодого поколения, к сожалению, не всегда происходит осмысление нравственных ценностей. Поэтому, как считают специалисты, самый опасный результат современного образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные знанием морально-этических норм поведения. Поэтому на своих уроках я пытаюсь создать обстановку открытости и доброжелательности, чтобы ребята могли обсудить проблемы, с которыми они встречаются и найти правильный выход из создавшейся ситуации.

Дополнительное образование только называется дополнительным, на самом деле оно зачастую становится определяющим. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Преодолеть хотя бы часть проблем, с которыми предстоит встретиться нашим ученикам, помогут сформированные нравственные качества характера и знания, полученные на уроках этикета.



sitemap
sitemap