Из опыта работы учителя математики



Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ № 21

Кобзарь Натальи Григорьевны

МО Темрюкский район, Краснодарский край.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс.

Целью моей работы, как учителя стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений, навыков и опыта; осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии.

1. Проблемное обучение — это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Задача учителя организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. На уроках не даю информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы, что обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей личности.

Как пример использования «проблемной ситуации» приведу пример при изучении в 6 классе темы «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»:

а) Сравнить дроби с одинаковыми знаменателями.

Вопрос: почему действие было выполнить очень просто?

(Одинаковые знаменатели)

б) Сравнить дроби с одинаковыми числителями.

Вопрос: почему с этим заданием вы справились легко?

(Одинаковые числители)

в) Выполнить сложение или вычитание дробей с разными знаменателями.

Тем самым поставлена проблема привести к наименьшему общему знаменателю.

Следующая проблема:

Можно по этому правилу выполнить действия (числители и знаменатели разные)?

(Привести к наименьшему общему знаменателю)

Учащиеся приходят к выводу:



Чтобы сравнить (сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:

1) привести дроби к наименьшему общему знаменателю;

2) сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую серию задач и примеров, схем и графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания обобщений и гипотез. Считаю, что главная ценность проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.

2. Технология использования в обучении игровых методов — это расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

При изучении тем «Симметрия относительно точки», «Симметрия относительно прямой» учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно — нарисовать, наклеить:

Симметрия относительно точки:

Симметрия относительно прямой:

3. Проектные методы обучения — это методика, которая дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

Большинство учащихся привлечено к проектной деятельности, имеются авторские разработки в электронном виде: презентации по темам «Пропорция», «Подобные треугольники», «Пифагор», «Черное море – экология в задачах»,

«Математика-царица наук».

4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)-это сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Работа группы — это выполнение ряда задач в определённой последовательности: сбор информационных материалов и исходных данных, обсуждение полученных результатов и их оформление, подготовка выступлений, само выступление.

Например, при изучении в 8 классе темы «Теорема Виета» класс разбит на пять групп, каждой из которых дается задание решить приведенное уравнение. После его решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет соответствующую строку в таблице:

Уравнение

b

c

Корни

Сумма корней

Произведение корней

Х2 +11 Х -12 = 0

11

-12

Х 1=1, Х 2= — 12

-11

-12

Х2 – 6 Х – 7 = 0

-6

-7

Х 1 = 7, Х 2= — 1

6

-7

Х2 + 3 Х – 10 = 0

3

-10

Х 1 = — 5, Х 2=2

-3

-10

Х2+ 5 Х + 6 = 0

5



6



Х 1 = — 3, Х 2= — 2

-5

6

Х2– Х – 12 = 0

-1

-12

Х 1 = 4, Х 2= — 3

1

-12

Предлагаю учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами b и c и выдвинуть гипотезу. Ученики видят, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Подтверждаю сделанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, обращая внимание учащихся, что эта теорема справедлива для приведенных квадратных уравнений:

Теорема Виета: «Если х1, х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то х1 + х2 = –р;

х1 · х2 = q».

Групповая деятельность позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. По мнению психологов, при совместной деятельности ребята,  объединённые в группу, решают творческие задачи эффективнее, чем каждый из членов группы в отдельности.

5. Исследовательские методы в обучении — это возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения, для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

 На уроках часто использую задачи исследовательского характера. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде.  Например, при решении задачи по геометрии «Один из углов равнобедренного треугольника равен 500. Найдите углы треугольника» ребята быстро находят одно из решений 50,50,80. Советую ребятам построить равнобедренные треугольники и постараться найти другое решение или доказать, что решений больше нет. Путем рассуждений они приходят к другому ответу 50,65,65. И уже могут объяснить, почему больше не существует решений. Исследовательский метод обучения позволяют активизировать познавательную активность учащихся, развивают мышление, способствуют привитию  интереса к предмету.

6. Информационно-коммуникационные технологии – это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. 

Использование ИКТ на уроках математики позволяет:

сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разно уровневых заданий;

раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;

совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся. 

ИКТ используется на разных этапах урока:

— устный счёт — включает устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

— на этапе первичного закрепления — предложенные задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

— при объяснении нового материала — учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу;

— при закреплении, повторении;

— при решении тренировочных заданий, при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

7. Здоровьесберегающие технологии — использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором соблюдены возрастные и индивидуальные возможности  и способности учащихся, сохраняющие их умственную и физическую работоспособность, формирующие культуру здоровья, способствующие реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности. 

Правильно построенный с позиции здоровьесбережения урок сохраняет здоровье не только ученикам, но и учителю.  Педагогическая деятельность дает неплохие результаты; выпускники не только при поступлении в ВУЗы, но и  во время обучения в них подтверждают хорошие и прочные знания по предмету; выпускники  приобретают такие качества личности, которые помогают им быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь самостоятельное критическое мнение; уметь грамотно работать с информацией и  работать сообща в группах, самостоятельно трудиться над развитием собственной  нравственности, интеллекта, культурного уровня.     








sitemap
sitemap