Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей



Пояснительная записка.

Объединение «Художественная вышивка», руководителем которого я являюсь, функционирует в Школе Прикладного искусства (далее ШПИ) в селе Сицком с момента её существования. Моя программа учитывает и обобщает весь приобретённый опыт работы автора, составлена в соответствии с требованиями современной педагогики, откорректирована с учётом интересов обучающихся, потребностью семьи. Также при составлении программы принимались во внимание особенности контингента села. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через декоративно – прикладное творчество с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи. Программа составлена с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении – индивидуально – личностный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. На занятиях объединения «Художественная вышивка» девочки осваивают различные виды ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки и художественными промыслами России, с народными традициями и современными тенденциями данного вида ремесла. Большое внимание уделяется приобщению к национально – региональным особенностям, к знанию родного Нижегородского края.

На занятиях воспитанники приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретной вышивки, качественной обработке изделий.

Художественная деятельность воспитанников объединения способствует развитию их творческих возможностей, интеллекта, формирует эстетический вкус, помогает реализовать себя в общении со сверстниками, педагогом. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

В данной программе особое значение уделяется практической работе. Во время практических занятий идёт изучение и освоение различных технологий вышивки, приёмов работы с инструментами и техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Особенностью моей программы является изучение народных традиций и региональных особенностей, в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни, то есть внесение в традиционное, элементов новизны и современности. Программой предусмотрено варьирование содержания занятий, форм их проведения.



Программа рассчитана на два года обучения, но желающие могут продолжить посещать объединение и совершенствовать свои умения вплоть до выпуска из школы. Таким образом, возраст воспитанников объединения составляет с 10 до 17 лет.

В группу 1 года обучения набираются все желающие с 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год.

В группу 2 года обучения набираются учащиеся, закончившие 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Всего 216 часов в год. Для обучающихся, посещающих группу II курса более одного года, предполагается свободный выбор темы по желанию и по силам, учитывая личную потребность. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, они создают свою работу, начиная с истоков – эскиза, в который вкладывают мысли и фантазию, а не пользуются готовыми наработками. По отношению к ним педагог выступает как консультант и советчик, сведя к минимуму вмешательство в творческий процесс.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на праздниках и выставках сначала в объединении, потом в ШПИ. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах. В этой деятельности выделяются более одарённые дети.

Цель:

Развитие творческих способностей детей, формирование у них высокого уровня потребностей к саморазвитию и самосовершенствованию на основе приобщения к традиционной русской культуре.

Задачи:

Обучающие:

— Овладение знаниями в области декоративно – прикладного творчества и основ народных художественных промыслов

— Формирование умений и навыков выполнения ручной и машинной вышивки, освоение различных техник вышивки

— Творческая самореализация детей через выполнение творческих проектов

Воспитательные:

— Воспитание гражданских и патриотических чувств обучающихся посредством изучения лучших образцов народной художественной вышивки

— Формирование личностных качеств: аккуратности, исполнительности, усидчивости, требовательности к себе

— Формирование гуманно – созидающей творческой личности воспитанника

Развивающие:

— Развитие познавательных интересов воспитанников

— Развитие художественного вкуса, фантазии, бережного отношения к народным традициям

— Развитие мелкой моторики: рук, глаз, творческого мышления

Основная задача 1 года обучения – познакомить девочек – подростков с увлекательным искусством вышивания, дать начальные знания предмета, выявить возможности и способности детей для последующей работы, побудить желание дальнейшего совершенствования в данном виде декоративно – прикладного творчества.

Второй год обучения нацелен на закрепление приобретённых знаний, умений и навыков, овладению более сложными приёмами ручной художественной вышивки, совершенствованию мастерства. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют творческую активность, создают авторские работы, проектируют, комбинируют материалы и техники выполнения, участвуют в конкурсах и выставках. Основная задача педагога – формирование поисково-творческого интереса и создание условий для самореализации обучающихся через выполнение авторских работ. Возможность использования разнообразных техник вышивки, а так же комбинирование вышивки с другими видами художественной обработки ткани даёт импульс творческому поиску, сотрудничеству, сплочению коллектива воспитанников, интеграции между объединениями ШПИ.

В программе уделяется внимание экскурсионной деятельности, цель которой – обогащение впечатлений и знаний об окружающем мире, истории и многообразии художественных ремёсел и промыслов.

Программа основана на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанников.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать подростка сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Принцип коллективности предполагает, что образовательный процесс осуществляется в детско – взрослых общностях, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, художественно – творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно – ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в декоративно – прикладной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями и совместное продуцирование художественных ценностей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, Российской культурой, природой родного края.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В логике этого принципа в программе предусматриваются творческие проекты по художественной вышивке.

Принцип диалога культур предполагает рассмотрение творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох, рассмотрение декоративно – прикладного творчества как диалога культур всех участников коллектива.








sitemap
sitemap