Из опыта работы по программе ГН Степановой



Из опыта работы по программе Степановой Г.Н. (слайд 1)

(слайд 2) Уча других, мы учимся сами.

Сенека

Почему я выбрала этот курс? Несколько лет назад назрела необходимость готовить детей к изучению физики в 7 классе.

У нас в школе систематическое изучение физики начинается с 7 класса. Однако, к седьмому классу обучающиеся в значительной степени утрачивают интерес к изучению явлений окружающего мира, а пятиклассники ещё находятся в возрасте «почемучек» и живо интересуются явлениями природы, различными техническими устройствами. Психологами установлено, что максимум сензитивного периода для развития интеллекта путём познания окружающего мира как раз приходится на возраст, соответствующий 5-6 классу. Именно поэтому важно, как можно раннее дать возможность ребёнку получить представление об окружающем мире.

Меня как учителя заинтересовало и привлекло в этом курсе то, что он, прежде всего, ориентирован на развитие личности ребёнка. С учётом возрастных особенностей предусматривается развитие речи, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, объема памяти, логического и критического мышления, умение грамотно выражать свои мысли, описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира.

Конечно, все естественно — научные предметы используют единые подходы к изучению природы. Однако, в курсе «физики» знакомство с методом научного познания происходит наиболее последовательно; сами объекты изучения позволяют пройти всю цепочку научного познания в достаточно короткие сроки (в течение урока и сразу получить результат). Можно легко воспроизвести физические явления, выяснить закономерности их протекания непосредственно в условиях физического кабинета и установить факты. При этом обучающийся делает это сам (!) в процессе деятельности. Поэтому предпочтительно начинать изучение предметов естественно-научного цикла именно с физики.

В 2005 году, учитывая социальный заказ обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся 4 классов, в учебный план 5-х классов был введён пропедевтический курс Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса».

Основные задачи курса: (слайд 3)

— поддержать и пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явления;

— заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить

причинно – следственные связи между ними;

— мотивировать необходимость осознания человека и как субъекта и как объекта природы;

— научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явлений природы;

— научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать её из одной формы в другую.

Хочется поделиться, как происходил механизм реализации программы: (слайд 4)

I этап. Аналитический.

а) обсуждение возможности введения курса:

б) заинтересованность администрации;

в) наличие подготовленного учителя;

г) оценка материально – технической базы для проведения практической части программы;

д) возможность введения в учебный план;

е) обсуждение с родителями будущих пятиклассников. (Представление УМК Степановой Г.Н., посещение родительских собраний, анкетирование).

II этап. Внедренческий.

а) принятие решения о введении в учебный план;

б) выбор классов (традиционно выбирались более подготовленные классы);

в) постоянное поддерживание связи с родителями (разъяснительная работа);

г) в начале и в конце первого и второго года обучения проводятся мониторинг интеллектуального развития: входной и выходной контроль.

III этап. Результаты (планируемые)

а) развитие интеллекта и творческих способностей;

б) более высокая успеваемость по предмету;

в) возможность дальнейшего изучения физики (7 — 9 классы) в более высоком темпе;

г) формирование универсальных учебных действий, которое в конечном счёте приводит к умению учиться.

Приведу некоторые подтверждения эффективности (результативности) курса (слайд 5-11):

1). С обучающимися проводится значительное число практических работ исследовательского или проектно – конструкторского характера (в 5 кл. – 30, в 6 кл. – 35).

Пятиклассники начинают с измерения площади ладоней, ступней. Особенно им нравится измерять и сравнивать свои аршин, фут, ярд, косую и маховую сажени.

При этом они заполняют «свою страничку» в Рабочих тетрадях на печатной основе. (

Умеют пользоваться и знают измерительные приборы: психрометр, динамометр, барометр, вольтметр, весы, мензурку. Причём, на уроках достаточно времени можно выделить на формирование навыка работы с приборами (нахождения цены деления, погрешности, предела измерения, переводы единиц измерения).

При изучении темы: «Звуковые явления» ребята самостоятельно изготавливают источники звука, темы «Оптические явления» — калейдоскоп, темы: «Электрические явления» — электроскоп и так далее. Проводим с детьми выставку поделок. Такие уроки вызывают у детей живой интерес к процессу познания, активизируют их деятельность, помогают легче усвоить учебный материал.

Таким образом, реализуется деятельностный подход.

Исследовательские умения, которые формируются в процессе выполнения практических работ, позволяют в дальнейшем осуществлять учебные проекты. В целом, ранее изучение физики способствует выработке не только предметных, но и метапредметных умений. Таким образом, формируются УУД (универсальные учебные действия).

2). Важно, что при изучении каждой темы главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые они сами ищут:

— зачем нам два глаза?

— какую ложку лучше взять в поход?

— что надеть в жаркий летний день?

— почему многие животные спят, свернувшись в клубок?

Для ответа на эти вопросы мы представляем обучающемуся возможность стать субъектом в процессе обучения, организовывая его самостоятельную деятельность с разными источниками информации.

3). (слайд 12) Дидактический аппарат учебника позволяет организовать работу с информацией, представленной разными способами: текстом, рисунками, графиками, таблицами (вербальный и зрительный ряды).

В учебниках вопросы расположены в соответствующей части текста. Обычно ответ на этот вопрос ученик может дать как на основании уже прочитанной части текста, так и на основании своего жизненного опыта. Часто ответ на вопрос даётся в тексте учебника сразу и начинается словами: «Правильно!», «Верно». Если ребёнок знает правильный ответ, он стремится сформулировать его самостоятельно. Заглядывая в продолжение текста, он сверяет свой ответ с ответами автора. (Операция сравнения – важное интеллектуальное умение). Сравнение позволяет провести коррекцию или уточнение знаний.

Если ребёнок не знает ответа, то, не желая обнаружить своё незнание, быстро просматривает несколько следующих строк. Это очень полезно – так как чтение мотивировано.

Особенностью учебников является включение фронтального эксперимента и фронтальных практических работ в текст учебника, а не в Приложение.

Таким образом, реализуется информационный подход.

4). Очень важную роль играют межпредметные связи:

математика – десятичные дроби, отрицательные числа, построение графиков.

химия – агрегатные состояния веществ, растворы, топливо.

биология – зрение, слух животных, рыб, птиц, человека.

история – мифы, легенды, архитектурные сооружения, памятники.

литература – описание в художественных произведениях физических явлений (грозы, миража, солнечного зайчика).

5). Большую роль играют дидактические игры и логически — поисковые задания (слайд 13)

Например, в 6 классе даю конструкторское задание:

Начертите схему соединения трех таких ламп (фиолетовой, белой, желтой), чтобы в случае выкручивания белой лампы, горели фиолетовая и желтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все.

Ф

Б

Ж

Игра 1. (слайд 14)

Учитывая возраст учеников (10-11 лет), особый акцент делаю на дидактические игры. Они вызывают у детей живой интерес к процессу познания, развивают внимание. Дети разбиваются на небольшие группы. Им нужно описать одно и то же физическое явление (например, шарик катится по наклонному желобу), но: 1 группа — с точки зрения ученого, 2 группа — писателя, 3 группа — художника, 4 группа — философа и т.д. Описания’ одного и того же явления будут разными, основанными не только на фактах, но и на впечатлении, фантазии, игре воображения. Подводится итог, чей рассказ им больше понравился. Далее сравниваем, что одинаковым было в рассказах и делаем вывод: то общее, что увидели все участники наблюдения, в науке называют фактом.

Игра 2.

Мы — путешественники и попали в волшебный город «Пять чувств». В городе пять улиц: «Вкус», «Обоняние», «Осязание», «Слух» и «Зрение».

Путешественники оказываются поочередно на каждой улице и получают информацию только с помощью одного органа чувств. Знакомые в быту предметы дети распознают безошибочно, но чтобы узнать новый объект, каждый из органов чувств должен внести свою лепту. Делается вывод, что наибольший объем информации нам приносит зрение.

6). Самостоятельная работа обучающихся при изучении нового материала — это один из способов индивидуализации обучения. У ребят вырабатывается алгоритм «добывания» знаний из текста при изучении физических явлений. Подобные задания исключают формальное чтение текста, а главное, целенаправленно работает мысль всех учеников.

Важным считаю уже в 5-6 классах научить школьников читать и самим строить графики, рисунки, диаграммы, таблицы, то есть добывать и обрабатывать информацию.

7). (слайд 15) В связи с тем, что домашнее задание не является обязательным, обычно, прошу выполнить задания творческого или поискового характера:

— сделать сообщение;

— самостоятельно исследовать физические явления;

— придумать на заданную тему кроссворд, стихи, загадки…

Результат: (слайд 16) У детей по окончании изучения курса, сформированы на качественном уровне знания по оптическим, тепловым, звуковым, электрическим и магнитным явлениям.

Оптические явления (инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, линзы, законы отражения и преломления света, оптические иллюзии).

Тепловые явления (способы теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение; навык построения графиков плавления, отвердевания, испарения, нагревания; знание об абсолютной и относительной влажности воздуха; видах топлива и тепловых двигателях).

Звуковые явления (характеристики звука, эхо, инфразвук и ультразвук).

Электрические явления (умеют собирать электрические цепи, измерять напряжение, силу тока, сопротивление; знают виды соединения проводников).

Магнитные явления (применение магнитов и электромагнитов, устройство генератора переменного тока и так далее).

Но не всё так гладко, есть и трудности, с которыми я столкнулась в своей работе:

Домашнее задание необязательны, носят творческий характер и у некоторых обучающихся формируется ложное представление о том, что можно их вообще не выполнять.

Очень трудно направить некоторых обучающихся на самостоятельную работу с информацией.

Я составила график результативности преподавания курса за период 2005-2012гг.

(слайд 19)

(слайд 18)

(слайд 17)

— изучали

— не изучали

Мы знаем, что физика занимает одно из первых мест по сложности среди предметов, изучаемых в школе. В связи с этим хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся пятого класса, которые отвечали на следующие вопросы

(слайд 20)

(слайд 21)

(слайд 22) Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преподавание курса Степановой Г.Н. «Физика с 5 класса», ведет к повышению качества знаний обучающихся.

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт…

Мигель де Сервантес

Спасибо за внимание!!! (слайд 23)



sitemap
sitemap