Из опыта работы педагога дополнительного образования детей



«Утверждаю»

Директор МБОУДОД АЦДТ

МО «Ахтубинский район»

Морозова Г.Н. ___________

Из опытов работы педагогов дополнительного образования УДОД

Автор: Иванов Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования МБОУДОД АЦДТ МО «Ахтубинский район».

Организация методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому

В настоящее время существует довольно широкий круг детей, не охваченных дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе, учреждения дополнительного образования, а получающих только домашнее воспитание.

Перед такими детьми остро стоит проблема подготовки их к школе, развития всех познавательных функций, в том числе математических, способствующих развитию умственных способностей, логического мышления ребенка и т.д. Родители этих детей стоят перед проблемой выбора подходящих форм и методов их обучения и развития.

Существует несколько подходов и взглядов родителей на развивающее обучение детей:



Развитие познавательных и творческих способностей ребенка происходит в семье непосредственно родителями, с участием бабушки или дедушки с раннего возраста

(с 2-3 лет). Результатом такого «развития» у некоторых детей, с еще недоразвитой психикой, наблюдаются такие расстройства психики, как заикание и другие отклонения в психическом развитии.

Всестороннее развитие и воспитание детей происходит в семье через общение с родителями по мере взросления ребенка постепенно, ненавязчиво, не перегружая его, не занимаясь конкретной подготовкой ребенка к школе, в надежде, что учитель научит всему.

Полноценное всестороннее развитие и интенсивное обучение дети-дошкольники (возраст от 4 до 7 лет) получают в учреждении дополнительного образования детей, где созданы действенные и эффективные условия для развития познавательных и творческих способностей детей, их интеллекта и мышления, активизации мыслительного процесса, направленного на пробуждение самостоятельной мысли и чувств. Многие родители для всестороннего развития своих детей отдают предпочтение их обучению в учреждении дополнительного образования, именно в дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет). Для обеспечения высоких результатов в развитии познавательных стремлений и способностей ребенку необходима поддержка самых важных для него взрослых-его родителей.

Основными задачами работы с родителями являются:

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формирование навыков построения познавательного обучения, желания и умения оказывать поддержку познавательным стремлениям ребенка;

— организация познавательного общения в семье с учетом индивидуальных программ, разработанных педагогами дополнительного образования детей.

Система взаимодействия и работы с родителями

Структурная схема работы с родителями приведена на рис. 1.

ЦЕЛЬ

Практикум по организации познавательного общения родителей и ребенка в семье

Повышение психолого-педагогической культуры родителей

Индивидуальная работа по программам познавательного общения, составленная педагогом УДОД

Групповые тематические консультации по темам, связанным с организацией познавательного общения с ребенком

1 этап

Создание общей установки на совместное решение задач познавательного развития ребенка

Основные рекомендации для родителей

2 этап

Тематические консультации по популяризации научных основ познавательного развития детей

Проведение индивидуальных консультации по индивидуальным картам развития ребенка и личным запросам

Знакомство родителей с программами индивидуального познавательного общения взрослого с ребенком

групповые

общие

3

этап

Знакомство с основными методами познавательного общения с ребенком в семье

Общение и взаимодействие родителей с детьми на позициях равноправия, партнёрства и взаимоуважения

Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала

Тематические консультации предполагают использование методов

Анализ, собственной воспитательной деятельности родителей

Метод домашних заданий

Решение педагогических задач

Методическое обеспечение работы с родителями и ее организация

Для обеспечения высоких результатов в развитии познавательных стремлений и способностей ребенку необходима поддержка самых важных для него взрослых и его родителей.

Основными задачами работы с родителями являются:

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей, желания и умения оказывать поддержку познавательным стремлениям ребенка;

— организация познавательного общения в семье.

Работа по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей начинается с момента поступления ребенка в творческое объединение «Юный эрудит» социально-педагогической направленности учреждения дополнительного образования детей. Во время бесед и консультаций с родителями педагогом собирается информация об особенностях и наклонностях ребенка, его семейном воспитании. После знакомства с воспитанниками и их обучением по программе в течение одного месяца родителям предлагается ответить на вопросы Анкеты №1 и Анкеты №2.

Анкеты №1

Для организации индивидуальной работы педагога с Вашим ребенком, мне необходимо узнать:

— чем интересуется Ваш ребенок?;

— чем он предпочитает заниматься в свободное время?

Прошу Вас внимательно прочитать анкету и ответить на все вопросы.

Имя и фамилия ребенка.

Каковы любимые занятия Вашего ребенка?

Чем интересуется ребенок?

С кем он (она) дружит? Как складывается его (ее) общение с друзьями?

Какие телевизионные передачи Ваш ребенок любит смотреть?

Он (а) любит, когда ему читают? Назовите его (ее) любимые книги?

Ваш ребенок рассказывает Вам о том, как прошел его день в Центре детского творчества. О чем именно он (а) рассказывает?

Рассказывает ли Ваш ребенок о том, какие занятия были в группе и чем именно он (а) занимался (лась)?

Какие занятия, проводимые руководителем творческого объединения, интересуют Вашего ребенка больше всего?

Какие занятия Вы считаете наиболее важными для своего ребенка? Почему?

Занимаетесь ли Вы с ребенком дополнительно дома? (Нужное подчеркнуть)

А) постоянно;

Б) время от времени;

В) считаю, что в дополнительных занятиях нет необходимости.

11. Посещает ли Ваш ребенок какие-либо другие кружки, секции?

12. Идет ли Ваш ребенок в Центр детского творчества (нужное подчеркнуть):

А) с желанием;

Б) неохотно;

В) без выраженного отношения.

13. Как Вы думаете, почему Вашему ребенку нравится или не нравится ходить в ЦДТ?

14. Что тревожит Вас в связи с обучением (в настоящий момент или в будущем) Вашего ребенка?

Ваше Ф.И.О.___________________________________________________

Дата заполнения анкеты _________________________________________

Спасибо за понимание!!!

Анкеты №2

С целью выявления познавательных интересов ребенка, видов личностно-значимой деятельности, получения сведений о познавательном общении в семье, помогите мне, руководителю творческого объединения, лучше узнать Вашего ребенка для более успешной организации индивидуальной работы.

Есть ли в семье детские мультфильмы, фильмы, видеомагнитофон или магнитофон и детские записи, компьютер, электронные игры, настольные игры (шашки, шахматы, нарды, домино и др.) познавательного содержания, детские книги, альбомы художественных репродукций, детские журналы, словари, справочники, научно-популярная литература, энциклопедии (подчеркните, что есть, недостающее допишите)?

Есть ли в семье другие дети?

Кто из взрослых больше всего уделяет внимание ребенку?

В чем это выражается?

Какие музей, выставки, театры, экскурсии, походы, концерты, цирковые представления Вы посетили с ребенком за последний год?

Какие книги Вы прочитали вместе с ребенком за последний месяц?

Покупаете ли Вы ребенку, читаете ли вы вместе с ним книги познавательного содержания, объясняющие строение человека, мира, рассказывающие о природе, космосе, технике, истории, искусстве, музыке и т.д. (если да!-подчеркните, недостающее допишите)?

Какой еще познавательной деятельностью Вы занимаетесь вместе с ребенком?

Что интересует Вашего ребенка больше всего (какая-то область знаний, предмет, явление)?

Задает ли Вам вопросы Ваш ребенок? Как часто?

Вспомните, какие вопросы Ваш ребенок задает чаще всего?

Всегда ли Вы отвечаете на них?

Если не всегда, то по какой причине? Как Вы объясняете это ребенку?

Советуете ли Вы ребенку поискать другой источник информации (спросить у папы, у руководителя т/о, полистать самому и найти информацию в книге, подумать самостоятельно)? Тревожит ли Вас, если Вы не смогли ответить на вопрос ребенка?



Приходится ли Вам приобретать дополнительные знания, по какому-либо вопросу, чтобы объяснить ребенку интересующие его явления?

Насколько полно Вы отвечаете на вопросы ребенка? Подробно, полно, или даете минимальный объем информации, достаточный (по Вашему мнению) для ребенка?

Кто в семье является наиболее частым источником информации для ребенка? Почему?

Вы обычно только отвечаете на вопросы ребенка или сами тоже задаете ему вопросы?

Если у Вашего ребенка хобби или просто любимое занятие, увлечение?

Поддерживаете ли Вы его увлечение или считаете его несерьезным?

Говорите ли Вы с ребенком о своей работе, стараетесь ли

когда-нибудь заинтересовать его этим?

Если у Вас есть увлечения (какие именно!), стараетесь ли Вы приобщить к ним Вашего ребенка?

Есть ли у Вас пожелания по созданию условий для познавательного развития Вашего ребенка?

Ваше Ф.И.О.___________________________________________________

Дата заполнения анкеты _________________________________________

Спасибо за понимание!!!



Методические рекомендации

В работе с ребенком дошкольного возраста по его развитию используйте и такую интересную и разнообразную игру, как кроссворд. Кроссворды («быстрое слово») используются для активизации мыслительных процессов, способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность. Умение логически мыслить.

Отгадывание кроссвордов может осуществлять только при наличии определенных условий: знания ребенком алфавита, высокого достаточного уровня развития звуковой культуры речи и иметь представление о линиях (вертикаль и горизонталь). Работу по отгадыванию кроссвордов целесообразно разбить на этапы.

1 этап: — показать кроссворд, предложить внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клеточки.

— объяснить ребенку основные правила:

— начинать решать кроссворд можно с любого слова;

— каждая клеточка предназначена только для одной буквы;

— слово начинается с клетки, где стоит номер, и заканчивается темной заштрихованной клеткой или краем кроссворда.

2 этап: — работа вместе с ребенком с заранее подготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти, полученной ранее информации и ее закрепления.

Например: — разгадывание загадок и внесение отгаданных слов в клеточки кроссворда;

— закрепление знаний ребенка об устройстве автомобиля, строении космоса, о временах года, о частях суток и т.п.

3 этап: — дети учатся самостоятельно составлять элементарные детские кроссворды, т.е. переходят на новый продуктивный созидательный уровень своей деятельности, что способствует развитию их самостоятельности.

Пример отгадывания кроссворда приведен на рис.2.

Кроссворд «Автомобиль»

Цель: развитие аналитической функции мышления, закрепить знания детей об устройстве автомобиля.

Ответьте на вопросы:

По горизонтали:По вертикали:

Ноги автомобиля? 2. При помощи чего водитель

3. Что рычит в автомобиле?управляет автомобилем?

4. Оболочка автомобиля?

5. На чем в автомобиле располагаются

водитель и пассажиры?

Расшифровка ребусов-интересная и увлекательная игра.

Игра требует внимательности,

логического мышления.

Игра развивает фантазию и воображение,

способствовать чувствовать состав слова.

Методика расшифровки ребусов (Рис.3).

Ребусы построены на представлении слова

или фразы в виде рисунка.

Слово может быть сложено из начальных

букв слов, называющих предметы, которые

изображены на рисунке.

Если от названия предмета отнимается буква,

то ставится запятая, количество их соответствует

количеству букв, которые необходимо отнять.

Запятые слева от изображения предмета, повернутые

к нему, означают, что буквы нужно отнять от начала

слова, а запятые справа – от конца.

Если слово надо читать наоборот, то изображение

дается в перевёрнутом виде.

Буква, которую читать не нужно, пишется в

изображении предмета и зачеркивается.

В случае замены одной буквы другой ставится номер

заменяемой буквы, а после него знак равенства и нужная буква.

В ребусах используются цифры в сочетании с буквой

или изображением предмета, нот на нотном стане.

Предлоги в ребусах не пишутся, они подсказываются рисунком.

Удачи Вам!








sitemap
sitemap