ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ СКД



ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ СКД

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА  13. Парадигмы социально-культурной деятельности. Педагогическое направление: внешкольное, частное, государственное

Формирование обобщающей педагогической теории внешкольного образования.

Преодоление позитивистского подхода к воспитанию как научению.

Становление идеи развития личности как общей концептуальной основы большинства прогрессивных педагогических начинаний конца XIX — начала XX века.

ТЕМА  14. Парадигма частной инициативы. Становление теории внешкольного образования

Открытие воскресных школ и библиотек.

«Внешкольное образование народа» В.П.Вахтерова.

«Основные вопросы организации внешкольного образования в России» и «Настольная книга по внешкольному образованию» В.И. Чарнолуского.

«Внешкольное образование» С.О.Серополко.

Парадигма частной инициативы.

ТЕМА  15. Ценностно-смысловое ядро педагогической парадигмы частной инициативы

Философско-аксиологические идеи С.Л.Рубинштейна.

«Социальная педагогика», «Культура народа и культура личности», «Философская пропедевтика» Пауля Наторпа.

«Основы педагогики» Гессена.

ТЕМА  16. Методологическое обоснование принципа частной инициативы в трудах педагогов внешкольного образования

Дифференциация и синтез педагогического знания.

Педагогика социальная и эмпирическая педагогика.

Антрополого-гуманистическая парадигма.

Методология внешкольного образования в трудах В.И.Чарнолунского.

Методология внешкольного образования в трудах С.О.Серополко. Принцип общественности.

ТЕМА  17. Парадигма педагогического воздействия. Становление теории и практики политико-просветительной работы.

Формирование системы политико-просветительской работы.

Реформирование системы внешкольного образования. Демократический принцип единой школы.

Подготовка кадров для культурно-просветительских учреждений.

Тенденция политизации внешкольной работы. Система политпросветов.

Петроградский Институт внешкольного образования.

Академия социального воспитания.

Институт детского чтения и Московский Библиотечный институт.

Клубный институт.

Музейно-экскурсионный институт.

Научно-педагогический институт методов внешкольной работы.

Появление специализированной журнальной прессы: «Внешкольное образование», «Коммунистическое просвещение», «Политпросветработник», «Клуб и революция».

Централизованная система клубной работы.

ТЕМА  18. Философия и педагогика: методологический синтез (1920-1930-е годы)

Идейная борьба по основным вопросам педагогики.

Ассимиляция марксизма в русской философии и научной мысли.

Критика марксисткой теории педагогики.

Биогенетический принцип в педагогике, гласящий что развитие ребенка повторяет все стадии культурно-исторического развития человечества в работах П.Ф. Каптерева, СИ. Гессена, Н.Д. Виноградова.

Теория свободного воспитания в работах КН. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова.

Утверждение научно-теоретических позиций марксисткой педагогики Н.К Крупская, АВ. Луначарский

Становление принципов социального воздействия, заменивших принцип частной инициативы.

ТЕМА  19. Парадигма социального воздействия — основа теории политико-просветительной работы.

Создание советской системы политико-просветительной работы.

Отказ от парадигмы частной инициативы, формирование теории политико-просветительной работы (1920-1930-е годы). Общественная инициатива.

Вклад Е.Н. Медынского в разработку теории внешкольного образования и политико-просветительной работы. Его основные педагогические труды и их современная оценка.

Методология политико-просветительной работы в трудах В. А Зеленко и их современная оценка.

ТЕМА  20. Педагогический принцип социального воздействия в теории культурно-просветительной деятельности.

Педагогические концепции Н.А.Бердяева, П.П.Блонского.

Формирование системы методических и научно-методических учреждений. Институциональное выделение отрасли из системы образования.

Комитеты по делам культурно-просветительских учреждений.

Открытие культурно-просветительных школ.

Клубоведение в теории и практике культурно-просветительной деятельности.

Концепция А.В.Сасыхова в работе «Основы клубоведения».

Концепция В.Е. Триодина в работе «Теоретические основы воспитательной деятельности советских клубов».

Концепция Ю.А.Стрельцовой в работе «Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов».

ТЕМА  21. Парадигма социальной активности личности социально-культурной деятельности. Современные тенденции видоизменения методологии социально-культурной деятельности

Становление неклассической теории педагогики.

Три генеральные тенденции видоизменения методологического контекста современных социокультурных теорий.

Принципы либерализма в концепциях К. Поппера, Х. Альберта, Ф. фон Хайека.

Идейно – нравственное ядро «классического» либерализма.

Ценностные характеристики в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова.

ТЕМА  22. Принципы методологии научного познания в современной теории социально-культурной деятельности

Основные методологические принципы научного познания.

Принципы научного познания в работах П. Фейерабенда, Э. Гуссерля, В.Н. Поруса.

Гносеологическая и социологическая «концептуальные схемы» познания.

Принцип объективности знания. Принцип познаваемости.

Ж. Делез и Ф. Гваттари: коммуникативное пространство культуры.

ТЕМА  23. Феноменологический дискурс современной теории социально-культурной деятельности

Круг проблем анализа воспитательных возможностей социально – культурной деятельности.

Синергизм в контексте социально-культурной деятельности.

Черты гражданского общества.

Внешкольное образование как альтернатива участия государства в социальном воспитании.

Типология общественных объединений Ю. Жилина.

Феномен социальной активности в концептуально — мировоззренческом плане в исследованиях философов и культурологов (М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, С.Н. Иконникова, А.С. Каргин, Н С. Мансуров, Б.Г. Мосалев, В.А. Разумный, В.М. Чижиков и др.)

Феномен социальной активности в концептуально — мировоззренческом плане в исследованиях педагогов (Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Н.К. Бакланова, B.C. Садовская, В.Е. Триодин, В.В. Туев и др.).

Всесторонний феноменологический анализ клуба, проведенный В.В. Туевым. Десять основных специфических характеристик клуба.

Методологическая позиция в работах Ю.А. Стрельцова.

ТЕМА  24. Научные дискуссии как источник обновления научного знания. Понятие социально-культурной деятельности обобщение результатов научного поиска

«Узкий» и «широкий» подходы к трактовке понятия «социально – культурная деятельность».

Социопедагогический характер социально – культурной и культурно – досуговой деятельности.

Логика социального подхода в работах А.В. Соколова. Функционально – специализированные подсистемы структуры социально – культурной деятельности.

Разработка понятия «социально – культурная деятельность» М.А. Ариарским.

Особенности социально – культурной деятельности, выделенные В.М. Рябушевым.

Общая характеристика сущности социально – культурной деятельности, обоснованная Ю.Д. Красильниковым.

Определения социально – культурной деятельности с позиций педагогической антропологии культуры.

Попытка продуктивного объединения педагогического и культурологического подходов В.В. Туева.

Концепция М.С. Кагана.

ТЕМА  25. Основные научные школы современной социально-культурной деятельности

Основные научные школы в современной теории социально- культурной деятельности.

Теория и методологии социально-культурной деятельности в работах Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, H.H. Ярошенко.

Теория и практика культурно-досуговой деятельности — А.Д. Жарков, Л.С Жаркова

Теория и практика социокультурного менеджмента — В.М. Чижиков и др.

Конценция прикладной культурологии — М.А. Ариарский.

Теория социально- культурной деятельности с позиций истории и теории народной художественной культуры — Т.И. Баклановой и др.

Теория социально- культурной деятельности социокультурного маркетинга — В.Е. Новаторов.

Теория технологий социально-культурной деятельности Е. И. Григорьева.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: педагогика досуга — В.Е. Триодин.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: синергетика досугового общения — Ю.А. Стрельцов.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: технология культурно-досуговой деятельности — А.Д. Жарков.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: социально-коммуникативная концепция социально-культурной деятельности — А.В. Соколов.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: феноменология клуба — В.В. Туев.

Развивающиеся авторские подходы в теории социально-культурной деятельности: парадигмы социально-культурной деятельности Н.Н. Ярошенко и др.

ТЕМА  26. Перспективы развития теории социально-культурной деятельности

Основные тенденции развития теории социально-культурной деятельности: научное самоопределение.

Основные тенденции развития теории социально-культурной деятельности: расширение ее институциональной основы, обогащение опытом общественных объединений, политических партий, неформальных групп, объединений волонтеров и других гражданских инициатив.

Основные тенденции развития теории социально-культурной деятельности: усиление технологического компонента социально-культурной деятельности; активное обращение к проблемам общественного развития.



sitemap
sitemap