ИНТЕРНЕТ – добро или зло



Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»

«ИНТЕРНЕТ – добро или зло?»

Научно-исследовательский проект

Выполнен учащейся 9 класса МБОУ СОШ №57, город Краснодар Пивачевой Екатериной Владимировной

Научный руководитель: учитель информатики МБОУ СОШ №57 Резникова Наталья Владимировна

Краснодар

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

История вопроса…………………………………………………………….4

Происхождение проблемы……………………………………………..….5

Интернет-зависимость и официальная медицина………………………..6

Исследования……………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………8

Список использованных источников……………………………………………..9

Приложение………………………………………………………………………10

Введение

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет — у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

XX – XI века – это время величайших изобретений, без которых мы уже даже не представляем себе жизнь. Телевидение, телефоны, автомобили… Наряду с этим, а может, даже и выше, стоит интернет. Наверняка, именно без него многие люди не могут обойтись и дня.

В разные времена все люди ценили любой источник знаний и информации. И вот он появился в неограниченном количестве. Чаще всего пользователями интернета являются дети, подростки, молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте привлекают новая информация и новые знакомства.

В настоящее время выделяют 3 функции интернета: коммуникативная, игровая, познавательная. Можно сказать, что интернет- это некое волшебное место, где слабый может быть сильным, а необщительный и замкнутый – душой компании.

Некоторым людям легче самовыражаться именно в интернете. Считая, что в реальной жизни будет только непонимание, некоторым легче высказаться на обширных просторах интернета, получив и критику, и одобрение.

Вот я и подошла к тёмной стороне всемирной паутины. Ведь не зря её называют паутиной. Она затягивает туда с головой, и порой очень сложно оттуда выбраться. Есть огромная опасность стать интернет-зависимым. К сожалению, в силу своего малолетства, некоторые просто не замечают опасности затягивания в интернет. И вот уже сильный не хочет возвращаться в реальную жизнь, где он слабый, а весёлый и общительный – где он скромный и замкнутый.

Некоторые высказываются в неодобрительной форме, не боясь последствий, из-за чего пропадает чувство ответственности и самосохранения.

Не стоит, забывать о большом количестве вредной и опасной информации.

И, конечно же, самый большой минус – это трата времени впустую. Вместо того чтобы сделать уроки, ребята играют в игры. Вместо того чтобы помочь маме по дому, они предпочитают переписываться со своей подругой, с которой и так видятся каждый день.

В силу всех плюсов и минусов интернета, мы решили провести исследование: на сколько ученики 10-11 классов зависимы от интернета.

История вопроса

К концу 2011 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2,3 млрд человек.

Интернет — зависимость (или Интернет — адди́кция) — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний.

Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства: использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс; использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

В России данный феномен изучается с 2000 года. В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет – зависимости.

Несмотря на отсутствие официального признания проблемы в России, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира.

Происхождение проблемы

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или интернет-зависимости, так как в определённом смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Интернет-зависимость и официальная медицина

Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

Основные 5 типов интернет -зависимости таковы:

Навязчивый веб-серфинг (Информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.

Признаки интернет-зависимости у подростков:

Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.

Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

Значительное эмоциональное отчуждение.

Ухудшение памяти и внимания.

Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.

Исследования

В связи с важностью данной проблемы среди учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №57 были проведены ряд исследований, в которых приняли участие 66 человек.

Исследование 1 Определение количественного состава учащихся, использующих интернет

Цель исследования: Определить количественный состав учащихся, использующих интернет

Из 66 опрошенных учащихся 10-11 классов 65 учащихся используют в своей жизни интернет

Вывод: Результат 99,34%

Исследование 2 Выявление категории интернет-зависимых учащихся

Цель исследования: Выявить категории интернет-зависимых учащихся

Учащимся был дан тест на интернет зависимость

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

Вопрос

1 очень редко

2 иногда

3

часто

4

очень часто

5 всегда

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете общению со своим другом?

4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?

6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?

7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?

10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?

17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

Вывод:

Из 66 опрошенных учащихся 10-11 классов

От 20 до 30 баллов набрали 41 учащийся

От 30 до 40 баллов набрали 19 учащийся

От 40 до 50 баллов набрали 5 учащихся

Выше 50 баллов 1 учащийся

Не склонные к возникновению интернет-зависимости50 чел (83%)

Склонные к возникновению интернет-зависимости 6 чел. (17 %)

Исследование 3 определение временных затрат использования Интернета для разных целей

Цель исследования: определить временные затраты использования Интернета для разных целей

Вывод:1-2 часа в интернете проводят 23%

3-4 часа в интернете проводят 41%

5-6 часов в интернете проводят 14%

7-8 часов в интернете проводят 9%

9-10 часов в интернете проводят 5%

20 часов в интернете проводят 3%

24 часа в интернете проводят 5%

Временные рамки

1-2 ч

3-4 ч

5-6 ч

7-8 ч

9-10 ч

20 ч

24 ч

Количество учащихся

15

27

9

6

3

2

3

Исследование 4 определение приоритетов использования Интернет-ресурсов

Цель исследования: определить приоритеты использования Интернет-ресурсов

Вывод:

 

Самообразование

Развлечение

Общение

приоритет

1

2

3

1

2

3

1

2

3

кол-воучащихся

23

30

13

32

16

18

29

21

16

из них хорошистов

8

15

3

15

6

5

13

7

6

Исследование 5 определение приоритетов использования Интернет-ресурсов по мнению родителей учащихся

Цель исследования: определение приоритетов использования Интернет-ресурсов по мнению родителей учащихся

Было опрошено 22 родителя учащихся

Ответы

0-не используется

1-очень редко

2-редко, но бывает

3-время от время от времени

4-используется

5-часто используется

Вывод:

Оцените по 5-бальной системе использование Интернета вашим ребенком в действительности по следующим направлениям

0

1

2

3

4

5

На самообразование (подготовка к урокам, подготовка к ЕГЭ)

0

2

1

10



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap