Интегративные процессы математического образования и профессиональная подготовка учащих



Интегративные процессы математического образования и профессиональная подготовка учащихся.

Крышталёва Марина Михайловна,

преподаватель математики ГОУ СПО АТТС КК

Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным явлениям природы.

«Математика – эта «царица и служанка» всех остальных наук, всегда и везде оказывалась впереди и, подчас подвергалась насмешкам, упрекам в ее оторванности от жизни, отвлеченности, сухости, прокладывала новые пути человеческому знанию» (С. Л. Соболев – крупнейший математик 20 века).

Математическое образование получают все начиная с первого класса, но не все станут в дальнейшем развивать науку математику, а применять математические методы будут все без исключения. Поэтому важно, чтобы математика возникала перед учащимися не только в качестве системы логических правил и дедуктивных доказательств, но и в качестве метода познания, в качестве средства решения вопросов практического характера..

В большинстве случаев студенты, получив подготовку по общепрофессиональным дисциплинам, затрудняются применять знания при изучении специальных дисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.

Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая в нем необходимую гибкость и строгость мышления. Это тем более актуально сейчас, когда студенческие аудитории заполнила молодежь, не получившая необходимой математической подготовки в школе.

Большинство студентов не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучения математики, общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с будущей специальностью.

Одним из организационно-методических средств повышения качества подготовки специалиста можно назвать междисциплинарную интеграцию, которая может принимать два значения: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

С самого первого урока необходимо ввести первокурсников в мир математики, постараться убедить их в необходимости знания этого предмета для освоения профессиональных навыков, показать это на конкретных примерах, на задачах с производственным содержанием. Большую роль на уроках уделяется изучению профессионально – значимого материала. На этом уроке следует рассказать о возможностях совершенствования профессионального мастерства и теоретической подготовки, показать, что практические умения и навыки математического характера необходимы для профессиональной подготовки учащихся.

При проведении вводных занятий в начале изучения большой темы вместе с целостным раскрытием содержания материала, подлежащего изучению, следует показать его связь с другими предметами, с жизнью, а также с производственным обучением. Это достигается путем постановки проблемных вопросов при изучении темы программы, в разрешении которых принимают участие сами студенты под руководством преподавателя, что повышает их интерес и к математике, и к производственной деятельности.

В процессе решения задач с практической направленностью учащийся проходит путь, аналогичный тому, который осуществляется в процессе математического моделирования , то есть создания математической модели по содержанию задачи, решение задачи внутри модели средствами математики, интерпретация полученного решения в терминах исходной задачи. На этом пути осуществляется формирование умений перехода от конкретного к абстрактному и обратно.

Планомерное использование задач с практической направленностью на основе принципа доступности, постепенного повышения их сложности позволяет сформировать у учащихся необходимые для решения задачи умения. Задачи с практической направленностью делают изучение курса математики понятнее, доступнее, усиливают проявление некоторых функций, характерных для математических задач, а именно: способствуют преодолению формализма в заданиях учащихся; развивают умение подмечать математические закономерности в окружающем мире, распознавать то или иное математическое понятие в различных условиях. Подборка заданий с профессиональной направленностью осуществляется в определенной системе. Основой ее являются выделение ведущих содержательных линий курса алгебры и геометрии и концентрация задач вокруг основных понятий внутри каждой линии.

По каждой из рассматриваемых тем курса перед системой вопросов, задач и упражнений для учащихся дается общая характеристика профессиональных знаний и умений, приводятся примеры их использования в процессе профессиональной подготовки. Внимание преподавателя обращается на некоторые особенности изучения материала, определяемые спецификой профессии.

При подготовке специалистов в области общественного питания и хлебопекарной промышленности необходимо уметь составлять калькуляцию блюд и изделий, рассчитывать закладку продуктов и выход готовой продукции, определять процент ужарки и припека, правильно определить объем посуды, необходимой для приготовления. На своих уроках при закреплении учебного материала или отработки вычислительных навыков я предлагаю учащимся производственные задания в виде технологических задач. Им необходимо по представленной технологической карте блюда произвести математические расчеты. Рассмотрим примеры таких задач.

Технологическая задача 1.

Сколько порций мяса, жаренного куском (рецепт № 579) можно приготовить из 20 кг свинины обрезной (тазобедренная часть).

Решение. В рецептуре норма вложения указана для свинины мясной. Для того, чтобы узнать, сколько необходимо свинины обрезной открываем таблицу 15 сборника рецептур Расчет расхода мяса, выхода полуфабрикатов и готовых изделий, раздел «Свинина», строка «Крупные куски – жаренье». В рецептуре масса нетто свинины составляет 110 г. В таблице максимальная масса готового изделия – 100 г, при этом масса брутто обрезной свинины – 176 г. Для того, чтобы определить массу брутто при нетто 110 г, решаем пропорцию:

100 г – 176 г

110 г –Б г.

Значит, чтобы узнать, сколько порций можно приготовить из 20 кг, решаем:

(порции).

Ответ: из 20 кг свинины обрезной можно приготовить 103 порции «Мяса жареного крупным куском».

Технологическая задача 2.

Рассчитайте количество продуктов необходимое для приготовления 200 порций блюда «Каша пшеничная рассыпчатая» (рецепт №405) в столовой 3 категории. Определите емкость котла необходимого для варки каши.

Решение. Для приготовления 1 порции каши массой 250 г потребуется 65 г крупы пшеничной, так как во время варки объем увеличивается в 4 раза. Тогда 1 кг каши соответствует 4 порциям. Найдем сколько кг каши соответствует 200 порциям. Составим и решим пропорцию:

1 кг – 4 пор.

Xкг – 200 пор.

(кг).

То есть потребуется 12,5 кг крупы.

Определим теперь объем котла для варки каши. Для 1 кг крупы требуется 4 л воды, для 12,5 кг – x л воды. Составим и решим пропорцию:

12,5 кг – x л

1 кг – 4 л

.

Ответ: для приготовления 200 порций каши потребуется 12,5 крупы и котел, емкостью 50 л.

Преподаватель, работающий в профессиональном образовании, должен понимать необходимость интеграции своего предмета с профессиональной направленностью учебного заведения. Большое значение для профессионального образования и воспитания учащихся имеет совместная работа преподавателя и мастера производственного обучения по организации практических работ с профессиональной деятельностью.

Проведение практических занятий предполагает собой развитие интереса не только к выбранной специальности, но и к предмету математики, так как это способствует расширению и углублению знаний полученных на математических уроках и спецдисциплин. У учащихся развиваются навыки самостоятельной творческой работы с учебной, справочной литературой, освоение методов исследовательской работы. Поэтому при проведении этих уроков я привлекаю мастера производственного обучения и сама посещаю уроки производства, что бы непосредственно знать на какие вопросы необходимо будет уделить больше внимания. Такой тандем «преподаватель + мастер производственного обучения» дает большой плюс в процессе обучения математики.



sitemap
sitemap