Интегративно — дифференцированный подход на уроках физики



Учет когнитивных стилей учащихся как фактор повышения успеваемости по физике

Объективной характеристикой результатов работы учителя является процент качества успеваемости, позволяющий формально выявить уровень обученности ученика. Однако этот подход оставляет без внимания психологический аспект – уровень обучаемости ребенка. Каждый ученик имеет свой вектор развития, и необходимо учитывать психологический фактор восприятия им той или иной информации. Учитель должен обратить внимание на когнитивный стиль ребенка, с уважением отнестись к его особенностям и построить комфортный для ученика процесс обучения. Таким образом, процесс обучения индивидуализируется, согласуясь с линией психического развития каждого конкретного ребенка и раскрывая его познавательные особенности.

Когнитивный стиль каждого человека – это устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, способов восприятия, мышления и действия. Именно особенностями когнитивных стилей учащихся обусловлена успешность в обучении. Учитель, как и любой ученик, обладает своим когнитивным стилем и в соответствии с ним ведет преподавание, применяя те или иные методы и формы. Осуществляя личностный подход в преподавании, необходимо учитывать совпадение или возможный диссонанс когнитивных стилей каждого ребенка и учителя.

Технология индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика (и учителя) призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения и в конечном итоге привести к самореализации каждого ребенка.

Наряду с дифференциацией принципиально важен и процесс интеграции, ориентированный на формирование связанных воедино научных картин мира (физической, биологической и т.п.). Традиционно под интегративным подходом к обучению понимается объединение компонентов процесса обучения с целью повышения его эффективности. Под дифференцированным подходом принято понимать обеспечение различных условий, оптимально учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся. Технология интегративно- дифференцированного подхода представляет собой соединение этих подходов. Дидактически ИДП связан с модульно-дифференцированной организацией содержания курса физики, что предполагает модульную структуру изложения материала в сочетании с учетом когнитивных стилей учащихся[2].

Для овладения ИДП учитель должен освоить основные положения модульной технологии, выявить когнитивный стиль каждого учащегося, определить свой когнитивный стиль и разработать стратегию преподавания в соответствии с преобладающим стилем учащихся [1]. Это кропотливая и большая работа, сопряженная с определенными трудностями, ведь необходимо составить специальное планирование, разработать план урока с несколькими познавательными сценариями для отдельных групп или даже отдельных учащихся.

Для овладения ИДП учитель должен освоить основные положения модульной технологии, выявить когнитивный стиль каждого учащегося, определить свой когнитивный стиль и разработать стратегию преподавания в соответствии с преобладающим стилем учащихся [1]. Это кропотливая и большая работа, сопряженная с определенными трудностями, ведь необходимо составить специальное планирование, разработать план урока с несколькими познавательными сценариями для отдельных групп или даже отдельных учащихся.

Я решила использовать методику ИДП в 9 классе, т.к. именно в нем не могла добиться хороших результатов и заметила отсутствие интереса к предмету.

Для выявления стилевого многообразия учащихся класса мной, в соответствии с данной методикой, был составлен тест, состоящий из 12 сюжетных картинок и 3 тестовых вопросов (приведенных в брошюре «лекции 1-4). Испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Что изображено на картинке?». Стиль респондента диагностировался, если он устойчиво (от 100 % до 70 % случаев, т.е. не менее 7 раз из 10) определял предлагаемую ситуацию.

Подбор картинок осуществлялся по таким критериям:

a) Многоплановость, детальность

b) Наличие сюжета

c) Вариативность возможных ответов

d) Эмоциональность изображения

e) Наличие определенного действия

Учащиеся класса прошли диагностику на определение когнитивного стиля.

ДТ

ДЭ

ДД

ИД

ИЭ

ИТ

0%

10%

30%

30%



30%

0%

ИТ – интегрально-теоретический стиль – смысл предъявляемой ситуации воплощен для ученика в одном понятии, при этом ситуация воспринимается в статике. Дети этого типа легко прослеживают причинно-следственные связи, используют знания по смежным предметам, формируют для себя обобщенный образ предметного мира.

ИЭ – интегрально- эмоциональный стиль –обобщенная эмоционально окрашенная оценка ситуации ребенком. Учащиеся с этим типом мышления реагируют живо на эмоциональное изложение информации, мыслят образами.

ИД – интегрально-деятельностный стиль – ситуация воспринимается ребенком в действии как единый смысловой образ. Школьники с таким когнитивным стилем фиксируют динамику процессов, нуждаются в опытно-экспериментальном обосновании материала.

ДТ – дифференциально-теоретический стиль – предъявляемая ситуация устойчиво воспринимается в статике, при этом дифференцируется на множество объектов. Этими детьми информация воспринимается от частного к общему. Они внимательны к мелочам.



ДЭ – дифференциально–эмоциональный стиль – ситуации придается эмоциональная насыщенность за счет введения сюжетной основы или использования ряда эмоционально окрашенных понятий. Дети с этим стилем лучше воспринимают сюжетную линию изложения. Даже задачи для них надо подбирать “с эмоциями”.

ДД – дифференциально–деятельностный стиль – ситуация и объекты рассматриваются фрагментарно и в действии [2].

Анализ полученных данных позволил понять причины “дидактического рассогласования” и снижения интереса к учению. Интегральный стиль мышления был только у 60% учащихся. Чтобы добиться наилучших результатов в организуемом процессе обучения, следовало для учащихся каждого когнитивного стиля подобрать оптимальную методику обучения. В целях ликвидации возникшего диссонанса мной была пересмотрена система преподавания в этом классе. С точки зрения логики раскрытия учебного материала для любого интегрального стиля предпочтительны дедуктивные методы, предполагающие переход от рассмотрения ситуации в целом к частным ее элементам. Для дифференциальных стилей, наоборот, предпочтительны индуктивные методы, когда материал сначала изучается в частных элементах, а затем обобщается и предстает в целостной ситуации. Ученики с разными когнитивными стилями по-разному смотрят демонстрационный эксперимент и делают выводы. И это надо учитывать! При использовании одной и той же демонстрации для разных стилей мышления и восприятия должны быть различными задания по наблюдению и уровень детализации при обсуждении увиденного. Еще в большей степени необходимость дифференциации методов обучения в зависимости от когнитивного стиля учащихся возникает при проведении лабораторных работ. По методике ИДП мной был разработан ряд уроков с вариацией по сложности. В каждом модуле (уроке) были выделены учебные элементы, ориентированные на тот или иной когнитивный стиль. Кроме того, я постаралась внести в каждый урок эмоциональные моменты, разделила материал на отдельные учебные элементы (УЭ), предоставив учащимся выбор сложности и стратегии познавательной деятельности.



Привожу реализованную мной модульную программу 9 класса по теме – Электромагнитные явления (10 часов), проведенную по этой методике в приложении.

Литература:

Берулава М.Н., Берулава Г.А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. — Бийск, НИЦ БиГПИ, 1996.

Коршунова О.В. Учет особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход), лекции. — М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.Учет когнитивных стилей учащихся как фактор повышения успеваемости по физике

Козлова Татьяна Викторовна «Учет когнитивных стилей учащихся как фактор повышения успеваемости по физике» — М.: Педагогический университет “Первое сентября”,








sitemap
sitemap