Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучен



Интеграция общего и профессионального образования как условие повышения качества обучения физике в старших классах.

Современное общество ставит новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим большое значение приобретает сотрудничество между школой и вузом. Такое взаимодействие направлено на создание широкого учебно-научного пространства для деятельности обучающихся. Сегодня школа и вуз должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи: повышение уровня подготовки выпускников — будущих абитуриентов и информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.

Совместная деятельность МОУ лицея № 1 города Волгограда и центра довузовского образования Волгоградского государственного технического университета преследует следующие основные цели:

— обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, а также развитие навыков решения задач повышенной сложности;

— разработка методик повышения качества изучения естественно — научных дисциплин;

— создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников путем построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

— обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и, как следствие, подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.



Таким образом, такая деятельность призвана в первую очередь сократить разрыв между ступенями образования, обеспечить организацию процесса обучения и воспитания в непрерывном, целенаправленном и комфортном для всех его участников режиме.

Учебно-воспитательный процесс в системе «школа – вуз» имеет ряд существенных особенностей, характерных только для него. При налаженной системе взаимодействия школьного и вузовского образования реализуется принцип опережающего обучения, обеспечивается преемственность в становлении личности обучающегося, в содержании, методах и средствах обучения, осуществляется погружение в предметную среду вуза, в его научную жизнь. Важным элементом довузовского обучения в системе «школа – вуз» является ориентация учащихся на получение технического образования, развитие творческого потенциала учащихся. «Школа-вуз» предполагает широкое применение активных методов обучения и использование новых информационных технологий не только в формате подготовки к ЕГЭ, но и в методиках вузовского обучения, характеризующихся переходом от алгоритмизированных форм организации образовательного процесса к развивающим, проблемно-поисковым, исследовательским. В процессе сотрудничества с вузом лицей сегодня не просто создаёт условия для удовлетворения потребностей обучающихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоения знаний, необходимых при поступлении в вуз. Он осуществляет огромную работу по формированию у учащихся навыков самоорганизации, самообучения, работы с учебной литературой, межличностного общения.



Классы лицея (10-11) обучаются по сквозному (двухгодичному) учебному плану. Обучение в лицее проводится по вузовской системе (лекционные и практические занятия) по программе углубленного обучения. Программа составлена на базе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и программы для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10-11 классы (автор программы Мякишева Г.Я.). Программа для углубленного изучения предполагает на 10-11 классы – 408 часов из расчета 6 учебных часов в неделю. Из них на физический практикум, имеющий научно-исследовательский характер, отводится 52 часа. При проведении практических занятий класс делится на две группы (48 часов в год – 10 класс, 48 часов в год – 11 класс).

В процессе обучения используется рейтинговая система контроля успеваемости, применяемая в университете, при этом баллы, набираемые учащимся в течение семестра, фиксируются в зачетной книжке лицеиста. В конце каждого семестра, аналогично вузовской системе, в лицее проводится сессия, в течение которой учащиеся сдают экзамены по изучаемым дисциплинам. Компьютерная обработка полученных результатов позволяет получить рейтинг учащихся, наглядно демонстрирующий уровень каждого лицеиста. При этом преемственность в системе «школа-вуз» обеспечивается конструированием содержания надстройки над учебной программой по физике, включающей вопросы физической методологии, компьютерного моделирования, границ применимости физических законов; использованием вычислительного эксперимента при выполнении учебно-исследовательских заданий обучающимися; организацией индивидуального образовательного маршрута обучающихся, проявляющих повышенный интерес к изучению физики, под руководством преподавателя вуза, который ставит перед школьником исследовательскую задачу и помогает в ее решении.

Большое внимание уделяется задачам на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальным заданиям для самостоятельного проведения обучающимися опытов и физических измерений. Выполнение лабораторных работ физического практикума связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Проведение занятий на базе центра довузовского образования позволяет использовать материально-техническую базу вуза, в частности, проводить физический практикум в лабораториях университета.

Результаты, показанные выпускниками на едином государственном экзамене, а также в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, позволяют сделать вывод об эффективности объединения материальных и интеллектуальных ресурсов лицея и вуза. В условиях тесного сотрудничества с вузом лицей успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Развитие социального партнерства лицея и вуза осуществляется сегодня по следующим направлениям:



— внедрение дополнительного образования в профильных классах школ с участием преподавателей вузов, а именно – применение элементов дистанционного обучения с использованием телекоммуникационных компьютерных технологий;

— деятельность по профессиональной ориентации школьников;

-организация проектной и исследовательской деятельности школьников.

На сегодняшний день социальное партнерство «школа-вуз» это объективная реальность, продиктованная новым социальным заказом на специалиста, который должен четко понимать и оценивать происходящие процессы, уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям, критически и конструктивно мыслить, достигать высокого результата кратчайшими и наиболее эффективными методами. Таким образом, интеграция общего и профессионального образования — один из возможных путей повышения качества обучения в школе.








sitemap
sitemap