Инструкционные карты ОПД06 Основы экономики



Кисельникова Ирина Николаевна

Преподаватель спецдисциплин, стаж педагогической деятельности 9 лет, высшая квалификационная категория.

ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А.С. Зайцева»

Инструкционные карты ОПД.06 Основы экономики

Аннотация: инструкционные карты ОПД. 06 Основы экономики разработаны для учащихся, обучающихся по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Они используются на уроках практикумах и содержат четкий план действий обучающихся, задания для практического выполнения, шкалу оценок.

Инструкционная карта для практической работы по теме «Рынок труда. Безработица.»

Цель деятельности учащегося:

1) систематизировать и закрепить знание экономических основ, необходимых в отрасли по теме «Рынок труда»; научиться находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

2) сформировать умение определять нормы и уровень безработицы, зависимость объема ВНП от уровня безработицы.

3) приобрести навыки работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

План работы:

1. Ознакомиться с аннотацией к заданиям

2. Выполнить задания п.1. «Особенности рынка труда»

3. Выполнить задания п.2 «Виды безработицы»

4. Выполнить задания на определение нормы и уровня безработицы в РФ, доли экономически активного населения.

5. Выполнить задания на определение зависимости объема ВНП от уровня безработицы.

6. Выполнить самопроверку/взаимопроверку.

7. Определить количество баллов/оценку за работу

Аннотация к заданиям: товаром рынка труда, который представляет собой объект купли-продажи и объект передачи права собственности, является рабочая сила. Наем рабочей силы означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Рынок труда в настоящее время имеет свои особенности. Неотъемлемой частью рынка труда является безработица с ее последствиями. Выполняя задания, вы в очередной раз убедитесь в этом.

Для успешной работы используйте различные источники информации, в т. ч. основную и дополнительную литературу: учебник «Основы экономики машиностроения» М.А. Гуреева ОИЦ «Академия», 2010г; Основы экономики О.Н. Терещенко ОИЦ «Академия», 2010г.; «Основы экономики и предпринимательства» Л. Н. Череданова ОИЦ «Академия», 2010г и др.

1. Особенности рынка труда. Выполните задания№1, №2, №3

Задание №1

Допишите: Рынок труда – особая область экономических отношений, связанная с куплей-продажей специфического товара- __________ (1 балл)

Задание №2.

Заполните элементы списка:

современный рынок труда обладает следующими особенностями:

____________________;

____________________;

____________________;

____________________;

____________________. (5 баллов)

Задание №3

Вставьте пропущенные слова:

Вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки называется __________; ___________ характеризует степень овладения работниками данной профессией и отражается в квалификационных разрядах и категориях. (2 балла)

2. Виды безработицы. Выполните задание №4

Задание №4. Найдите соответствие:

Вид безработицы

Краткая характеристика видов безработицы

1

Добровольная

I

связана с нежеланием людей работать ввиду отсутствия необходимости материального обеспечения

2

Естественная

A

вызванная колебаниями экономических циклов.

3

Фактическая

B

вызванная НТП, в результате чего высвобождаются человеческие ресурсы из сферы производства.

4

Скрытая

C

вызванная изменениями структуры народного хозяйства, т.е. безработными становятся люди из отмирающих отраслей .

5

Технологическая

D

не отраженная в официальных данных, т.е. лица не получившие статус безработных, пребывающие в вынужденном отпуске по инициативе предприятия, работа в сокращенном режиме.



6

Циклическая

E

связана с регулярным стихийным перемещением людей с одной работы на другую (кратковременная, на время поиска работы).

7

Структурная

F

характеризует официальные статистические данные об уровне занятости населения.

8

Фрикционная

G

характерна для определенного региона, субъекта РФ.

9

Региональная

H

не должна превышать 5-7%, создает резерв для развития производства и стимулирует конкуренцию на рынке труда.

(9 баллов)

3. Определение нормы и уровня безработицы в РФ, доли экономически активного населения. Выполните задания №5.

Задание №5. Все население страны составляет 145 млн.чел., из них детей до 14 лет – 30млн.чел., лиц, находящихся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях – 1,4 млн.чел., пенсионеров – 20 млн. чел., безработных 6,1 млн.чел.

Определить:

а) численность занятого населения

б) численность экономически активного населения (совокупная рабочая сила)

в) уровень и вид безработицы (3 балла)

4. Определение зависимости объема ВНП от уровня безработицы. Выполните задание №6.

Задание №6. Безработный человек лишен возможности получать средства для существования, что приводит к росту преступности, повышению уровня детской и пожилой смертности, снижению потребительского спроса и повышению социальной напряженности. Экономист Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Определите потери ВНП в результате превышения уровня безработицы в стране, если:

ВНП страны составляет 4,5 млрд. долл. Уровень естественной безработицы – 5%, фактической – 9,5%. Определить величину ВНП, который страна теряет в результате превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем.

(5 баллов)

Ключи к заданиям:

Задание №1: « …рабочей силы»

Задание №2:

Преодоление различий между работниками умственного и физического труда;

Снижение доли работников физического труда;

Увеличение доли работников умственного труда в сфере услуг;

Повышение требований к общеобразовательному и культурно-техническому уровню современных работников, усложнение профессионального состава;

Отток занятых из сферы производства в сферу услуг

Задание №3: «…профессией; квалификация…»

Задание №4: 1J, 2H, 3F, 4D,5B, 6A, 7C, 8E, 9G,1I

Задание №5: а) 139,7 млн., б) 199,8 млн., в) 3,05% (естественная)

Задание №6: 50,625 млрд. долл.

Шкала оценивания работы:

Оценка «Отлично»

Оценка «Хорошо»

Оценка «Удовлетворительно»

Неудовлетворительный результат

25-23 баллов

22-20 баллов

19-17 баллов

меньше 17 баллов

Инструкционная карта для практической работы по теме «Расчет заработной платы»

Цель деятельности учащегося:

1) систематизировать и закрепить знание экономических основ, необходимых в отрасли по теме «Заработная плата»; научиться находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

2) сформировать умение производить расчет заработной платы

3) приобрести навыки работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

План работы:

1. Ознакомиться с аннотацией к заданиям

2. Выполнить тестовое задание по теме «Заработная плата»

3. Выполнить задания на расчет сдельной заработной платы

4. Выполнить задания на расчет повременной заработной платы

5. Выполнить самопроверку/взаимопроверку,

6. Определить количество баллов/оценку за работу

Аннотация к заданиям: работник уделяет большое внимание внешней мотивации труда, которая состоит из двух важных моментов: оплаты труда и социальных гарантий. Система материального стимулирования включает в себя заработную плату. Заработная плата – вознаграждение сотрудников за труд и его конечные результаты. В России применяются две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. В машиностроении наиболее распространена сдельная форма оплаты труда.

Для успешного выполнения заданий используйте различные источники информации, в т. ч. основную и дополнительную литературу: учебник «Основы экономики машиностроения» М.А. Гуреева ОИЦ «Академия», 2010г; Основы экономики О.Н. Терещенко ОИЦ «Академия», 2010г.; «Основы экономики и предпринимательства» Л. Н. Череданова ОИЦ «Академия», 2010г и др.

Тестирование по теме «Заработная плата». Выполните задание №1

Задание №1

Выберите один или более правильных ответов на вопросы.

1. «Белыми воротничками» называют:

А) работников физического труда;

Б) обслуживающий персонал;

В) работников умственного труда.

2. Сдельная заработная плата-это:

А) произведение количества выпущенной продукции и стоимости изготовления единицы продукции;

Б) произведение количества отработанного времени и стоимости единицы времени работы.

3. При увеличении предложения рабочей силы и неизменимом спросе на нее размер заработной платы:

А) снижается;

Б) увеличивается.

4. К трудовым доходам относятся:

А) заработная плата;

Б) доход от вложения средств в банк;

В) рентные поступления;

Г) прибыль предпринимателя.

5. Реальная заработная плата – это:

А) сумма денег, которые начисляют работнику за выполненную работу;

Б) деньги, которые работник получает на руки за вычетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и иных платежей;

В) стоимость благ и услуг, которые работник может приобрести в определенный период времени.

6. Повременная заработная плата определяется произведением:

А) часовой тарифной ставки и количества выпущенной продукции;

Б) часовой тарифной ставки и количества отработанного времени;

В) количества отработанного времени и расценки за изготовление единицы продукции.

7. Индексация заработной платы – это:

А) определение прожиточного минимума;

Б) законодательное установление минимальной заработной платы;

В) увеличение доходов населения в соответствии с темпами инфляции.

8.Показателем того, насколько тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда, служит:

А) тарифная сетка;

Б) тарифный разряд;

В) тарифный коэффициент.

9. К обострению социальной напряженности может привести соотношение между самой бедной и богатой частью населения

А) менее 1:10

Б) более 1:10

В) 1:2

10. Кривая Лоренца характеризует соотношение:

А) между спросом и предложением на рынке труда;

Б) уровнем занятых и безработных граждан;

В) уровнем доходов и основных групп населения

11.Обеспечивает возможность ежедневного восстановления способностей к труду следующая функция заработной платы:

А) социальная;

Б) стимулирующая;

В) воспроизводственная.

(11 баллов)

Расчет сдельной заработной платы. Выполните задание №2.

Задание №2. Рассчитайте заработок по сдельной системе оплаты труда, если рабочий обработал 570 деталей; расценка за изготовление единицы изделия – 10 руб.

(1 балл)

Задание №3. Рассчитайте заработок по сдельной системе оплаты труда, если рабочий обработал 570 деталей; за 8-часовую смену он должен выпускать 20 деталей; часовая тарифная ставка – 30 руб.

(3 балла)

Расчет повременной заработной платы. Выполните задание №3.

Задание №4. Определите величину повременной заработной платы, если служащий отработал 22 рабочих дня по 8 ч. каждый; часовая тарифная ставка – 40,5 руб.

(2 балла)

Задание №5. Определите величину повременной заработной платы, если служащий отработал 22 рабочих дня по 8 ч. каждый. За хорошее качество работы ему назначена премия в размере 1,5% заработка; часовая тарифная ставка – 40,5 руб.

(3 балла)

Ключи к заданиям:

Задание №1: 1 в, 2 а, 3 а, 4 а, 5 в, 6 б, 7 в, 8 в, 9 б, 10 в, 11 а.

Задание №2: 5700 руб

Задание №3: 6840 руб

Задание №4: 7128 руб

Задание №5: 7234,92 руб.

Шкала оценивания работы:

Оценка «Отлично»

Оценка «Хорошо»

Оценка «Удовлетворительно»

Неудовлетворительный результат

20-18 баллов

17- 16 баллов

15-14 баллов

меньше 14 баллов

Список источников:

Гуреева М.А. «Основы экономики машиностроения» ОИЦ «Академия», 2010г;

Сафронов Н.А. «Экономика организации (предприятия), издательство «Магистр»

Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) ОИЦ «Академия», 2011г



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap