Инновационный проект технология развивающего обученияурок биологии в режиме развивающег



КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«ПЕДАГОГ ГОДА — 2013»

В НОМИНАЦИИ

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2013»

Инновационный проект

для средней общеобразовательной школы:

«Технология деятельностного метода обучения на уроках биологии в режиме развивающего обучения, как средство повышения познавательной деятельности и развития творческих умений учащихся».

Образовательная область: естественные науки.

Автор: Бикбаева Наталья Витальевна

Учитель химии и биологии

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»

2012/2013

Введение.

Значительное изменение социального заказа, привело к пересмотру целей и задач обучения.

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность.

Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно-важных ситуациях, обладали сформированными навыками личностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках, что влечет за собой необходимость решения задач, направленных на повышение интереса к обучению.

Процесс обучения биологии, отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность.

С этой целью, в качестве отправной точки, для изучения состояния проблемы усвоения знаний, приобретения умений и навыков, развития творческого мышления, на уроках биологии я использовала метод наблюдения, где отслеживался уровень вовлечения учащихся в процесс обучения. А так же, педагогический мониторинг, направленный на определение качества выполняемых домашних, самостоятельных и контрольных работ и их анализ. Мотивация к обучению проверялась с помощью приема «незаконченная задача»…

Проверка уровня усвоения теоретических знаний, овладения умениями и навыками применять полученные знания на практике, показала:

— ученики испытывают затруднения с четкой формулировкой определений биологических понятий;

— работая с учебной информацией, не могут выделить главную мысль и развить ее;

-отсутствуют навыки самостоятельной работы с учебной информацией, решением творческих задач, основанных на наличии сформированных последовательных мыслительных операций, способствующих запоминанию информации, ее анализу и синтезу;

— уровень усвоения теоретических знаний по предмету, отражается на возможностях учащихся связывать новую учебную информацию уже с ранее изученным материалом, сравнивать, находить причину и следствие, решать проблему, переносить полученные знания из области теоретической в область практическую;

-Мотивация к учению, познавательной учебной деятельности, самостоятельной творческой работе у учащихся не превышает среднего уровня.

На данном этапе изучения проблемы, уроки биологии проходили в традиционной форме, с использованием объяснительно – иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, проблемного, практического методов обучения. Формы проведения: лекция, беседа, рассказ, лабораторные и самостоятельные работы, экскурсии, где ученик выступал в роли объекта учебного процесса.

Одной из причин плохого усвоения учебного материала, является большой обьем информации, представленный в параграфах учебника, из которого ученик не всегда может выделить главную мысль, опорные слова для запоминания, а время , отведенное на изучение информации ограничено. В связи с этим, учащиеся начинают испытывать затруднения в процессе учебной деятельности, как в школе, так и дома, при выполнении домашнего задания. Это отражается на успеваемости, отношении к учебе, снижается познавательная активность, уровень познавательной учебной деятельности.

На основании этого была определена проблема:

Объём учебного материала, который необходим для образования человека в наши дни, настолько значителен, что репродуктивные умения учащихся не позволяют освоить и осмыслить его.

Вывод:

Традиционные занятия не позволяют учителю выполнить этот социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть методические аспекты преподавания наук естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения.

Выполнение такого рода задач становится, возможным, только в условиях активного обучения. Наряду с этим, важно выбрать подход, который бы позволил сформировать умения выделять главную мысль в учебном материале, учил бы сравнивать, обобщать, рассуждать, не приводя к неосмысленному зазубриванию, перегрузкам памяти, потере интереса к обучению.

«Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь».

Актуальность.

Анализ разноаспектной литературы по педагогике, психологии и методике преподавания различных дисциплин показывает, что активизация познавательного интереса и познавательной учебной деятельности школьников — актуальная проблема современности. Проблема деятельности — это предмет изучения всех наук о человеке и обществе. Это важнейшая основа развития человека, становления его как личности.

Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности (Шамова, 1982).

Психологи утверждают, что активная познавательная деятельность-качество неврожденное и непостоянное, у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс (Маркова, 1994).

Поэтому, система методических средств и приемов активизации познавательной учебной деятельности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Чтобы повысить интерес к учебе, развить его, необходимо, ребенка превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя, в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.

Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная творческая работа учащихся на уроке способствует увеличению его ресурсов.

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, — считал А. Дистервег,- должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

Процесс обучения биологии, отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность.

Наиболее актуальной в сфере современного образования является система развивающего обучения, целью которой является одновременное развитие ЗУНов и СУДов (способности умственной деятельности).

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, диалогу-полилогу, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Тема проекта: Технология деятельностного метода обучения на уроках биологии в режиме развивающего обучения, как средство повышения познавательной деятельности и развития творческих умений учащихся.

Объект исследования: Познавательная учебная деятельность учащихся основной школы.

Предмет исследования: Формы и методы развивающего обучения на уроках биологии, повышающие познавательную умственную деятельность , направленные на развитие творческого мышления.

Цель: Определить систему методов обучения, активизирующие познавательную умственную деятельность, направленную на развитие творческого мышления учащихся на уроках биологии.

Цель, объект и предмет позволили выдвинуть гипотезу:

Если изменить систему методов обучения на уроке биологии, то сформируется опыт творческой деятельности учащихся, как дополнительный ресурс самостоятельной познавательной деятельности, при условии, что:

— на каждом уроке учитель будет выделять время для самостоятельной работы ученика творческого характера;

— в системе подготавливать учащихся к участию в творческих конкурсах;

— будет использовать приемы сотрудничества.

Исходя из гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретическую основу технологии деятельностного подхода и системы развивающего обучения.

2. Провести вводную диагностику уровня познавательной умственной деятельности учащихся, познавательной самостоятельности, уровня мотивации к обучению биологии.

3. Определить наиболее эффективные методы, приемы и формы развития познавательной умственной деятельности и познавательного интереса на уроках биологии.

4. Способствовать развитию познавательной умственной деятельности и творческого мышления учащихся путем применения активных форм развивающего обучения на уроках.

5. Начать создание банка данных: заданий, творческих и проблемных задач, моделей уроков в системе развивающего обучения , способствующих активизации познавательной умственной деятельности учащихся, развитию творческого мышления.

6. Провести промежуточные и итоговые диагностики по определению уровня активизации познавательной умственной деятельности учащихся, познавательной самостоятельности, уровня сформированности системы знаний.

7. На основании диагностических результатов, сформулировать выводы, проверить соответствие гипотезы.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение мотивации к обучению, познавательной активности и познавательной умственной деятельности учащихся, развитое творческое мышление.

2.Создание копилки нестандартных уроков по развитию познавательной умственной деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

3.Создание банка данных: заданий, творческих и проблемных задач по развитию познавательного интереса, формированию познавательной умственной деятельности, творческого мышления.

4. Сохранение психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности.

5. Повышение мотивации детей к творческой деятельности.

6. Пополнение копилки творческих работ учащихся: рефераты, проекты.

1.Теоретическая основа технологии деятельностного подхода обучения.

Изначально, определяя проблему своего исследования, я обратила внимание на одно из важных в процессе обучения психических качеств человека, являющейся чертой его характера, выражающаяся в условной деятельности-активность.

Активизация-это процесс организации деятельности человека, деятельности учащихся.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу), более полный, системный переход от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

1.2.Урок в режиме развивающего обучения.

Что же означает понятие — деятельностный подход?

Деятельностный подход в обучении – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход в обучении на уроках в режиме развивающего обучения предполагает следующее: ученик становится в ситуацию интеллектуального затруднения, решает познавательные задачи, ищет пути решения проблем, в процессе поиска решения, обменивается информацией с учителем.

Цель развивающего урока — непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат.

Это урок, направленный на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником различных форм общественной жизни.

Под системой развивающего обучения подразумевается использование всех активных форм, методов и приемов, направленных, как на повышение познавательного интереса, познавательной активности, формирования ЗУНов, СУДов, развития творческого мышления так и на прогрессивное развитие личности в целом.

Творческое мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался.

Научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, способствуют, проблемные ситуации; проблемное изложение; обучение через деятельность; групповая и парная работа, индивидуальная работа; коллективная работа; фронтальная работа, частично-поисковый метод(творческие задачи); технология применения метода проблемно-блокового урока ;«оценочная» деятельность обучающихся (результат).

Методы: деятельностный, проблемный, частично-поисковый , БПУ.

Приемы: Центральное место в структуре урока в режиме развивающего обучения занимают творческие и проблемные задания или задачи, которые существенно сокращают время на изучение большого объёма изучаемого материала и его усвоение.

Урок в режиме развивающего обучения включает следующие этапы:

-Организационный момент,

-Целеполагание,

-Актуализация. Повторение пройденного учебного материала,

-Изучение нового блока информации,

-Осознание и осмысление блока новой учебной информации,

-Закрепление,

-Применение знаний и умений: репродуктивное, конструктивное, творческое,

-Проверка уровня усвоения блока новой учебной информации.

Содержание урока в режиме развивающего обучения выстраивается с учетом алгоритма формирования системы знаний, умений и навыков, направленных на активизацию познавательной учебной деятельности и развития творческого мышления.

Алгоритм:

1.Термины. Правило.

Учащиеся должны называть явления и предметы составляющие суть дисциплины.

Вопросы для проверки усвоения знания: как называется, назвать, перечислить название;

Новое название учитель четко проговаривает, грамотно записывает на доске, объясняет его происхождение, объясняет смысловое значение. Важно завести отдельный словарь терминов по предмету.

2.Цифры.

Цифра дается в сравнении, если не сравнивать, то она занимает время и не несет значимой информации. Важно: перевести цифру из абсолютной в относительную, тогда она приобретет новое значение.

Вопросы для проверки знания: Сколько, когда?

3.Факты.

Это важные компоненты знаний, которые составляют основной контекст учебного предмета. Фактический материал служит вспомогательным компонентом знаний, для изучения главных теоретических основ предмета, важно не увлекаться ими, а научить выделять главное. Для этого и применяется прием творческих задач.

Вопросы для проверки знания: как используется, где применяется?

4. Представление:

Образы изучаемых обьектов и явлений. На данном этапе важно не увлекаться техническими средствами обучения, а использовать основные виды деятельности через которые ребенок познает мир (Эльконин, Д.Б.). Технологический БУМ разрушает желание учиться!

Вопросы для проверки знания: Рассказать о…предмете, какой он?

На данном этапе формирования знаний на первый план должен выступать индивидуальный интеллектуальный труд учащихся и результат его труда. Это может быть проектная деятельность, исследование.

5.Понятие. Формируется через определение и выделение существенных признаков, включает 3 этапа:

-знакомство со словом;

-представление, картинка;

-работа над явлением и признаками.

Особенностью развивающего обучения на данном этапе является формирование знания по пути от общего к частному!

Алгоритм работы с понятием:

-Прочитать определение, записать, подчеркнуть главные опорные слова (они и запоминаются), используя опорные слова сформулируйте своими словами определение понятия ( исключение — закон).

Работа над понятием -один из важных элементов работы на уроке.

6. Причинно-следственные связи: Формируются в процессе поиска ответа на вопросы: Почему, каковы причины, что произойдет, если? Вопросы представляют из себя задания для самостоятельной работы, могут носить проблемный характер.

На данном этапе происходит формирование нового знания.

7.Закономерности: также строятся на поиске ПСС.

Вопросы: Какова зависимость?

8.Законы: Формулировка закона авторская, важна работа над содержанием закона, определением смысловых частей и зависимости. Закон запоминается наизусть! Владение законом определяется в процессе выполнения самостоятельного задания, так как на них строятся доказательства в развитии определения обьектов и явлений. На данном этапе знание проверяется с помощью познавательных задач, требующих доказательства

Вопросы заданий: Доказать, что это так, обьяснить почему?

9.Теория: Должна изучаться на уровне общих представлений. Подсистему теоретических знаний отбирает для урока учитель, используя дополнительный материал. Существует несколько приемов ( эмоциональный рассказ ,наглядность, использование художественного текста, сочетание устного слова и наглядности).

Вопросы :Рассказать о теории…

Содержание текста учебника рассчитано на слабого ученика, важно использовать его для организации самостоятельной деятельности ученика.

Конструирование творческих задач должно осуществляться за счет применения формы проблемно-блокового урока, тогда в процессе их выполнения, ученик будет проходить через все звенья учебного процесса.

Система развивающего обучения была создана Л.С.Выготским. В.В.Давыдов, П. Я. Гальперин сформулировали принципы развивающего обучения:

1.Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

2.При разработке содержания занятий нужно проектировать познавательный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону ближайшего развития.

ЗБР-это такие действия, которые выполнить ученику сложно, это зона интеллектуального затруднения ученика. Однако такие действия при решении проблем и задач, будут посильны, если помощь окажет учитель (родитель).

Выполняя действия в ЗБР, деятельность учителя как помощника ученика оказывается востребованной.

ЗАР-такое действие, при выполнении которого ученик не испытывает интеллектуального затруднения, выполняет задания без особого напряжения. Опасность таких заданий заключается в том, что ученик просто глупеет. Одновременно с этим:

3.В целях эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого ситуацию успеха, то есть предлагать задания, с которым ребёнок наверняка справится. На основании диагностики уровня познавательной самостоятельности выделяют репродуктивный, конструктивный и продуктивный (творческий) тип , исходя из этого учителем разрабатываются задания и задачи, для каждой категории учеников, с учетом их возможностей, но направленных на работу в ЗБР. ( по Лернеру).

4.Оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс получения, причём ученика нужно сравнивать не с другими, а с самим собой, но вчерашним.

Вывод:

Особенность применения новой, продуктивной системы методов обучения, способствует усвоению знаний, формирует умения (работать с информацией), навыки (выделение главной учебной информации) , ее анализ, умение решать творческие задачи, проблемные задачи, формулировать гипотезу в процессе исследования проблемной ситуации, исследовать, опровергать или подтверждать свою точку зрения, то есть способствует развитию творческой деятельности и развитию личности в целом.

Диагностика.

Наблюдения за учениками в ходе образовательного процесса, показали, что не все учащиеся испытывают повышенный интерес к изучению биологии, используя прием «незаконченная задача» -на определение мотивации к обучению, было установлено, что таковой обладает лишь 70% учащихся. Суть данного приема заключается в том, что учитель создает на уроке проблемную ситуацию, затем начинает вместе с учениками решать ее, но обрывает поиск решений, оставляя задачу, как бы на потом. Если ученик обладает мотивацией, то к следующему уроку он непременно вернется к решению проблемы самостоятельно, или попытается решить ее самостоятельно.

Проверка тетрадей показывает, что некоторые учащиеся на уроке не воспроизводят информацию в письменном виде (отсутствие определений, формулировок законов, схем),проверка домашнего задания показала, что не все учащихся обладают навыками работы с текстом учебника, а значит, не могут выделить главную мысль, ответить на вопросы самостоятельных и творческих заданий, в основном их учебные действия имеют репродуктивный характер. Для получения более полной картины, которая позволит сконструировать задания творческого, продуктивного и репродуктивного характера существует ряд следующих диагностик:

-диагностика уровня познавательной самостоятельности,

-диагностика обученности по предмету,

-диагностика уровня усвоения системы знаний,

-диагностика определения зон актуального и ближайшего развития

(по Третьякову.П.И.)

2.1.Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову).

Цель: выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.



Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

Тест для определения обученности:

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень — различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень — воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень — понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

2.2. Тест для определения уровня усвоения системы знаний.

Эмпирические знания:

1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…

2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…

3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …

4.Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …

Теоретические знания:

5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.

6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?

7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?

8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?

9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)

10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

Ключ: При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

Ф.И.

Усвоение компонентов системы знаний

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap