Инновационный проект Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАПСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРОЕКТ

Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся на уроках

теоретического обучения по дисциплине

«Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ»

( Номинация «Учебники и учебные пособия» )

Выполнила

Сажнева Елена Александровна,

преподаватель специальных дисциплин

строительного профиля

Анапа

2012 год

Содержание

Введение

Самостоятельная работа обучающихся начального профессионального образования

Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся на уроках теоретического обучения по дисциплине «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. 

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа обучающихся начального

профессионального образования

Основные понятия и определения

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа обучающихся. В общем случае — это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности обучающихся связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучающихся как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется: 

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.  2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3.Дома, в библиотеке.

Таким образом, самостоятельной работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее рассматривая вопросы самостоятельной работы обучающихся обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Преподаватели часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия обучающимися. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, в результате чего знания у обучающихся не сохраняются. Особенно опасно это для специальных дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку. Эти факторы подталкивают обучающихся к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию, к уменьшению времени, реально затрачиваемого на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, выпускных письменных квалификационных работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных работах, итоговой аттестации. Многие учебные задания не настроены на активную работу обучающихся, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций. 

Функции, цели и виды самостоятельной работы обучающихся



Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относят:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);

Информационно – обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста).

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

Углубления и расширения теоретических знаний;

Формирования умений использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

Развития познавательных способностей и активности обучающегося: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Для достижения указанной цели обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

Изучить рекомендуемые литературные источники;

Ответить на контрольные вопросы;

Решить предложенные задачи, ситуации;

Выполнить контрольные работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

Чтение текста (учебника, дополнительной литературы);

Составление плана текста;

Конспектирование текста;

Работа со справочной литературой;

Ознакомление с нормативными документами;

Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

Для закрепления и систематизации знаний:

Работа с конспектом лекций;

Повторная работа над учебным материалом;

Составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;

Выполнение тестовых заданий;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций.

Для формирования умений:

Решение задач по образцу;

Выполнение схем и чертежей;

Выполнение расчетно-графических работ;

Решение производственных ситуаций;

Выпуск газеты, организация выставки технического творчества.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить обучающимся умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу обучающихся являются:

Методические указания к лабораторно – практическим занятиям;

Часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформление рабочих тетрадей и отчетов по лабораторно-практическим занятиям);

Списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Методические указания обращают внимание обучающегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Преподавателем разрабатываются задания для самостоятельной работы обучающихся. Это может быть ссылка на конкретный учебник, сборник задач, учебное пособие, нормативно-справочную литературу.

При написании сборника задач целесообразно показать методику решения типовой задачи, а затем предложить для самостоятельного решения аналогичные задачи. Рекомендуется предусмотреть задачи повышенной сложности.

При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий.

Средства для организации самостоятельной работы: рабочие тетради, бланки заданий, тексты, конспекты лекций, сборники задач, учебные пособия, таблицы, схемы, компьютерные классы, методические кабинеты.

Контроль и управление самостоятельной работы обучающихся

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Контроль самостоятельной работы может быть установлен в следующих формах:

Тестовый контроль;

Защита рефератов;

Выступление на семинарских занятиях, конференциях, олимпиадах, деловых играх и т.п.

Критериями оценок результатов внеаудиторной работы обучающихся являются:

Уровень освоения обучающимися учебного материала;

Умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Обоснованность и четкость изложения ответа.

Управление самостоятельной работой осуществляется через различные формы контроля и обучения:

Консультации, в ходе которых обучающиеся должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь

Следящий контроль, который проводится в форме собеседования, устных ответов, контрольных работ, тестов, фронтальных опросов.

Текущий контроль, осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время (доклады, рефераты).

Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов. Наряду с устными ответами по билетам рекомендуется шире использовать итоговый контроль знаний обучающихся в форме компьютерного тестирования.

Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся на уроках теоретического обучения по дисциплине «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ»

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. 

Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного вопроса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений, и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Актуальность проблемы:

Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. 

Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к учебной программе дисциплины, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения.

Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения дисциплины «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ», используя комплексный подход к проблеме.

А именно: рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся. 

Это позволит:

иметь возможность логически излагать материал, отслеживать  причинно-следственные связи данной дисциплины;

формировать политехнические основы знаний для преемственного перехода  от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной;

реализовать принцип опережающей подготовки:  с одной стороны — это возможность приобретения дополнительных знаний за счет сэкономленного

Разработка рабочей тетради

Одним из важных средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь.

Объясняя новый материал, решая с обучающимися производственные задачи, преподаватель не может быть уверен в том, что все обучающиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности обучающихся. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля за течением этих процессов. 

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения обучающимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени; по отношению к каждому обучающемуся такой опрос носит эпизодический характер.  Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий — упражнений (составление алгоритмов). 

Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, обучающиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, обучающийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется на месте, где была совершена.

В качестве операций, которые необходимо выполнить обучающимся при формировании технологических понятий, применяются:

Операционное определение технологических понятий;

Вычерчивание принципиальных технологических схем.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки рабочей тетради.

Для контроля уровня сформированности знаний, рабочая тетрадь включает содержание задач или проблемные вопросы.

Работа обучающихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства, задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка вывода определяют уровень сформированности знаний и умений обучающихся

Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности обучающихся во всём объёме рабочей тетради на протяжении изучения, переходят в метод учебной работы.  Роль обучения повышается в условиях самостоятельности обучающихся. Когда обучающийся сам продумал материал, применил теорию на практике, оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся идейными и профессиональными убеждениями. Самостоятельность обеспечивается главным образом методикой обучения, именно методика способна заставить обучающихся думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать самостоятельные взгляды. 

Как обеспечить успешность процесса формирования у обучающихся выделенных умений? Для этого необходимо соблюдать диалектические условия: организовывать учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и выделение обучающимися состава обобщенных диагностических задач, ориентированных на формирование выделенных умений и реализуемых поэтапно. Однако преподавателю недостаточно иметь программу знаний и операций.  Важно наличие эффективных средств, которые обеспечили бы надежное формирование у обучающихся необходимых систем знаний и операций.В настоящее время у большинства педагогов таких эффективных средств практически нет. Объясняя новый материал, проводя тренировочные упражнения, преподаватель не может быть уверен, что все обучающиеся производят именно те операции, которые необходимы, осуществляют их так, как нужно, и что эти операции складываются у них именно в ту систему, которая требуется.  Одним из средств, которые с одной стороны, обеспечивали бы пооперационное формирование мыслительных процессов обучающихся, а с другой – давали бы преподавателю возможность получать подробную информацию о каждом из этапов формирования данных процессов, и на основе этого осуществляется пооперационный контроль, являются рабочие тетради.  Для того чтобы научить обучающихся думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые надо производить в том или ином случае, а также требовать, чтобы они их выполняли. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы обучающийся в процессе усвоения знаний и тренировки, обязательно осуществлял нужные операции, чтобы он не мог уйти от решения задачи.

Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся провести прямо на уроке. Так при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность значительно сократить объем домашних заданий и добиться достаточно хорошего усвоения материала и методов умственной работы прямо на уроке.

Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов — таков неполный перечень преимуществ контроля. С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; обучающийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради.

Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся

Инновационные образовательные технологии интересуют меня давно. Свою работу в этом направлении я начала с того, что попыталась отчетливо представить себе, от чего хотелось бы избавиться в учебном процессе. Пришла к выводу, что неприемлемы:

фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподавателя и обучающихся разделяет «стена», отводящая преподавателю роль судьи, выносящей приговор;

формы контроля знаний, сводящиеся к элементарному воспроизведению ранее изученного материала;

низкая активность обучающихся на занятиях, когда они большую часть времени фиксируют учебный материал или ожидают контрольного вопроса;

включаясь в мыслительный процесс с единственной мыслью — приобрести оценку за продемонстрированную способность запомнить пройденное;

леность и безынициативность мышления обучающихся, готовых предпочесть простое запоминание материала процессу приобретения прочных знаний.

Многолетняя практика работы с обучающимися I курсов свидетельствует о том, что, к сожалению, подавляющее большинство обучающихся не обладает еще навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы. Для многих из них одной из основных задач, решаемой в ходе учебного процесса, является выработка умения осмысленного чтения и осознанного освоения изучаемого материала, умения его дифференцировать (выделять главное). Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность обучающегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое. 

Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.

Дисциплина «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ» относится к предметам специального цикла и является одним из основных, на котором обучающиеся получают теоретические основы осваиваемой профессии «Столяр (строительный), плотник». 

Предлагаемая рабочая тетрадь составлена согласно Госстандартом в соответствие с рабочей программой дисциплины «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ» и предназначена как для индивидуальной, так и для групповой деятельности. 

Рекомендуется обучающимся для закрепления теоретических знаний по дисциплине.

Рабочая тетрадь по предмету «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ» способствует решению обучающих и развивающих задач и повышает продуктивность обучения при освоении профессии «Столяр (строительный), плотник». 

Разделы рабочей тетради следуют логике расположения учебного материала в учебной программе дисциплины «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ» и содержат 9 учебных глав. 

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;

характером (стилем) управления познавательной деятельностью обучающихся;

исходным уровнем подготовленности аудитории;

возрастными особенностями обучающихся;

условиями обучения;

творческими способностями преподавателя.

Предлагаемая мною модель рабочей тетради включает в себя направления:

«Актуализация опорных знаний». Это направление содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данное направление позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме.

«Сконструированный конспект», отражающий содержание изучаемого материала.

Сконструированный конспект — своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.

Он позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, прививает навыки конспектирования, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия обучающимися. Развивает зрительную память, учит мыслить образами. Если обучающийся научился выделять и удерживать в памяти смысловые пункты и располагать их в определенной последовательности, это значит, что он уже чётко представляет себе логическую схему, отражающую структуру материала и можно с уверенностью сказать, что ответ его будет последовательно логичен.

Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства первокурсников), позволяет сосредоточить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

«Самоконтроль».Это направление предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся;

воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы обучающихся не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у обучающихся повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает его усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами. Выберите правильный ответ;

Решите задачи;

Выполните задания;

Закончите предложение;

Проставьте в тексте пропущенные цифры.

Важно отметить, что обучающиеся должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а потому предпочтение следует отдавать заданиям такого рода, как ситуационные задачи, и активнее включать обучающихся в условия реальной ситуации. 

Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. А условия реальной ситуации прививают практические навыки наблюдения, эксперимента.

Заключение

Самостоятельная работа — важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. 

Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах. 

Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие еще в прошлом веке, французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом»

Проверка знаний позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях. Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.

В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. 

Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов однообразных заданий и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведения широкого спектра форм и видов самостоятельной работы обучающихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики.

Список литературы

Буйвидович Ф.В. Технология столярно-плотничных и паркетных работ. – Минск: Вышэйш. Шк., 2000.

Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки столяров – плотников – паркетчиков. – М.:Стройиздат, 2003.

Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы. – М.: ПрофОбрИздат, 2003.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. — М.: Просвещение, 1982.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика. 1981.

Муртазин Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся // Биология в школе. 1974, — N 6. — с. 17-23.

Электронные ресурсы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.

http://www.1september.ru/ru/bio.htm

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://scool-collection.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=20665








sitemap
sitemap