Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике



КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся основной школы»

1.2. Автор – разработчик педагогического опыта:

Ефимова Людмила Иосифовна, учитель математики МБОУ «СОШ № 9» г. Нефтеюганска ХМАО-Югры.

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Нефтеюганска.

1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2009-2013 г.г.

1.5. Адрес педагогического опыта.

Педагогический опыт предназначен для учителей математики, руководителей педагогического сообщества учителей математики, разрабатывающих средственное обеспечение повышения качества знаний учащихся, в том числе и при подготовке к ГИА в новой форме и ЕГЭ . Предложенный в проекте механизм, программа действий могут быть использованы учителями, ищущими ответы на вопросы:

— как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

— как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?- какой учебный материал отобрать и как его структурировать?- какие методы и средства обучения выбрать?

— Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

2. Содержательные параметры:

2.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике).

Стратегическая задача современного образования  — это «создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности» (В.В.Путин).

Занимаясь научной и поисковой работой, пришла к пониманию того, что целью преподавания математики могут быть не только неоспоримо приоритетные знания и умения учащихся по предмету, но и «взращивание» таких компетентностей (способностей), которые позволили бы ставить и решать общественно значимые цели (например, обеспечить «прорывное инновационное развитие страны»). Проблема формирования выпускника, владеющего не только высокими ЗУН, но компетентностями и мыследеятельностными способностями, позволяющими ему стать «позиционером», то есть личностью социально значимой, актуальна.

При подготовке учащихся к ГИА в новой форме и ЕГЭ стоит задача, прежде всего, не столько вооружить знаниями, умениями и навыками, сколько организовать ситуацию поиска учащимися способов решения задач.

Созданный в творческом тандеме учитель – ученик проект «Применение рациональных методов решений уравнений как средство подготовки к ЕГЭ» педагогический проект и система работы учителя математики по повышению качества знаний учащихся основной школы посредством системно-деятельностного подхода в обучении математике позволяют достигнуть цели: ученик, сформировавший личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.) Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

Содержательная форма представления педагогического опыта – это педагогический проект, включающий описание технологии, методики достижения результата (высокое качество ЗУН при сдаче учащимися ГИА в новой форме и ЕГЭ) посредством системно-деятельностного подхода к обучению математике.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода — ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды- обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность проекта связана с реализацией системно-деятельностного подхода к обучению математике посредством деятельностного метода. Новизна опыта заключается в эффективном соотношении типов уроков и системе целеполагания при изучении различных тем математики:

«Открытия» нового знания;

Рефлексии;

Общеметодологической направленности;

Развивающего контроля.

Деятельностные цели, присвоенные в образовательном процессе учащимися (т.е.осознаваемые ими как личностно значимые), позволяют процесс обучения перевести в процесс самообразования и саморазвития личности учащегося:

Деятельностная цель уроков открытия нового знания — формирование способности учащихся к новому способу действия.

Деятельностная цель общеметодологических уроков- формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Деятельностная цель уроков рефлексии — формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим актуальной стала задача создания новой концепции образования, отражающей как интересы общества, так и интересы каждого отдельного человека.

Таким образом, в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1) обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

2) формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Ориентация на системно-деятельностный подход не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, ее самореализация.

Именно поэтому дидактическая система Я.А. Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу так называемой “традиционной” школы:

 Дидактические принципы — наглядность, доступность, научность, систематичность, сознательность усвоения учебного материала.

 Метод обучения — объяснительно-иллюстративный.

 Форма обучения — классно-урочная.

Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.М. Губанова « Опыты мыследеятельностной педагогики», Ю. В.Громыко «Метапредмет. Проблема» и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Основные из них:

1. Принцип деятельности

2. Принцип целостного представления о мире

3. Принцип непрерывности

4. Принцип минимакса

5. Принцип психологической комфортности

6. Принцип вариативности

7. Принцип творчества (креативности)

Таким образом, перечисленные дидактические принципы необходимы и достаточны для реализации задач при системно-деятельном подходе к обучению и уже сегодня осуществляются нами в основной общеобразовательной школе. Основные понятия, на которых строится организуемое нами учебное пространство, — постановка задачи, выдвижение версий, проектный шаг, рефлексия. Обучающиеся, овладевшие способностями видеть задачу, в известном неизвестное, выстраивать гипотезу, проверять ее, находить способы решения задачи, — социально адаптированные и активные личности.

Опираясь на важнейшее положения философской антропологии о деятельностной природе человека, социальной детерминации формирования его личности (К.Д.Ушинский, И.Фихте, Г.Гегель, С.Л.Рубинштейн и др.); педагогические теории развития личности (М.И.Башмаков, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин и др.); психологические теории профессионального развития личности (А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.В.Кузьмина и др.); основные положения теории развития личности (М.И.Башмаков, П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев и др.); системно-функциональный и личностно-ориентированный подход к обучению и развитию личности (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др.), обеспечиваем положительные результаты не только в знаниевом поле, но и в поле развития личности ребенка.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического опыта. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.

Понимая необходимость выполнения требований соответствия школьного образования целям национальной образовательной политики, выстраиваем свою работу на основе законодательных и нормативных документов, принятых в России и ХМАО-Югре, применяя принципы и стратегии развития государственного образования. В соответствии с тем, что современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, ФГОС нового поколения, считаем своими приоритетами интересы личности, адекватные тенденциям развития общества. Считаем педагогический опыт адекватен принципам концепции развития страны до 2020 года: «Наш приоритет – это производство знаний, новых технологий и передовой культуры» (Д.А.Медведев).

В основе Стандарта нового поколения лежит системно — деятельностный подход.

В связи с этим возникла проблема исследования: применение системно-деятельностного подхода как условия повышения потенциала обучения математике в основной школе.

Цель проекта: пути повышения эффективности обучения математике школьников на основе системно — деятельностного подхода.

Поставленную цель можно решить с помощью следующих задач

Задачи проекта:

— исследовать освещенность в научной литературе сущности деятельностного подхода в обучении;

— изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода;

— проанализировать типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода с точки зрения оптимальной эффективности обучения математике;

— выявить факторы, влияющие на качество знаний учащихся;

-выделить основные направления оптимизации процесса педагогического взаимодействия, способствующего повышению эффективности обучения математике;

— проиллюстрировать реализацию деятельностного подхода в обучении математике на примерах из своей практики.

Методы исследования:

 теоретический анализ педагогической и психологической литературы;

 анализ нормативных документов;

 обобщение передового педагогического опыта в области преподавания математики в рамках системно — деятельностного подхода;

Ведущая педагогическая идея. Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов полного общего образования нового поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем. Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты. Имея методологические знания, ребята учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые. Организуя работу учащихся над проектами и их защиту, учитель включает ребят в самостоятельные познавательные исследования, используя принцип научности. Причем, обучающиеся самостоятельно добывают знания с использованием не только текстовых источников информации, но и интернет-ресурсов, обучающих мультимедийных дисков. Учащиеся создают собственные презентации, которые освещают проектный способ постижения учебного материала. Например, овладев проектным способом, группа учащихся создала решебник «Рациональные методы решения уравнений». Юные исследователи включились в решение проблемы: как сдать ЕГЭ на уровне, позволяющем быть конкурентоспособными при поступлении в ВУЗ (опыт авторов решебника опубликован на сайте фестиваля «Открытый урок» в номинации «Портфолио»). Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлечённые в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Субъектами осуществления педагогического проекта становятся обучающиеся 5- 11 классов по их собственному желанию. Разновозрастная группа помогает обучающимся развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом обеспечивается индивидуальный подход к детям: предлагая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняю содержание работы.

Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности; происходит развитие адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции, коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков.

Выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя, такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется мне очень важным.

Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося разработана система проведения психолого-педагогической диагностики, включающая в себя следующие методы: наблюдение, анкетирование, тестирование; собеседование (с учащимися, родителями, учителями, психологом); анализ продуктов деятельности. Особое внимание уделяется диагностике изменения учащихся с точки зрения поставленной цели педагогической деятельности. Организуя самодиагностику воспитанников, создаем ситуацию поиска индивидуального стиля деятельности.

Результаты диагностики, сопоставление уровней обученности и обучаемости позволяют вносить коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовывать учебный процесс.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Выбор темы «Системно-деятельностный подход в обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся основной школы» является целенаправленным в моей педагогической деятельности.

В 2010-2011 учебном году был определен статус 7 класса как математический, но без специального отбора учащихся. Выстраивая психолого-педагогическую характеристику класса, выделяю проблемные зоны: большая часть учащихся имеют репродуктивный уровень знаний, то есть это знание фактов, явлений, событий, правил, действий и умение их воспроизведения; учащиеся распознают учебную информацию, могут её описать, дать «готовое определение», применить известные приёмы мыслительной деятельности, выполнять упражнения по образцу, решать задачи по известному алгоритму.

Самым важным и на первых порах самым трудным стал процесс целеполагания, т.е. организация ситуации постановки/присвоения цели работы учащимися.

Проблемная ситуация: что делать, чтобы эти категории стали жизненно важными для детей? Понимаю, что современные инновационные технологии, деятельностные формы обучения смогут помочь разрешить данную проблему. Системно-деятельностный подход помогает создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.

Организую процесс творчества, который включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действий. Далее мыслительный процесс протекает по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка.

Так, при изучении темы «Сравнение дробей» перед учащимися стоит проблема, которая прослеживается в формулировке самой темы. Ученики, сравнивая, что знают/умеют и чего им не достает для решения задачи урока, выдвигает гипотезу: если дроби изобразить на координатном луче, сможем их сравнить. Далее рассматриваем другие способы сравнения, находим особые случаи и тем самым достигаем самого главного – учащиеся сами вывели правило сравнения дробей.

Организуя уроки подобным образом, убедилась, что изменилась моя функция: не учитель — транслятор, а координатор учебной деятельности учащихся; изменились и позиции учеников: от воспринимающих знания, пассивных участников процесса – до исследователей, активных участников, партнеров деятельности.

Осуществляя выбор форм и методов обучения в зависимости от предпочтения, возраста учащихся, уровня их подготовки, используя электронные обучающие средства на уроках, обеспечиваю:

оптимальное распределение времени при объяснении нового материала;

воздействие на разные системы восприятия учащихся;

дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

значимую для ребенка проблемную ситуацию, в которой присутствуют противоположные взгляды, альтернативные подходы к возможному решению, оценке, выводу;

помощь ученику в осознании противоречивости ситуации, способов (или приемов) мыслительной деятельности.

Включение групповой проектной работы при изучении практически каждой темы помогло создать ситуации развития навыков сотрудничества и чувства коллективной ответственности (учащиеся в группе осваивали элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности).

Через уважительное и доброжелательное отношение к детям (независимо от их успехов) обеспечивался интерес и мотивация к накоплению не только математических, но культурных, гражданско-правовых знаний.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Педагогический опыт «Системно-деятельностный подход в обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся основной школы», представленный педагогическому сообществу города Нефтеюганска как на «круглых столах», тематических заседаниях учителей-предметников, так и на конференциях, курсах повышения квалификации в городе Москве, воспроизводится и на уровне МБОУ «СОШ №9», и на уровне Центра дополнительного образования МБОУ «СОШ №6». Опыт признан инновационным, обеспечивающим результативность деятельности, а учитель приглашен в качестве ведущего специалиста ЦДО МБОУ «СОШ №6» по подготовке одаренных учащихся к математическим конкурсам и олимпиадам различного уровня.

Результаты педагогической деятельности представлены на II региональной научно-практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования» в г.Сургуте; на мастер-классах в рамках курсов повышения квалификации под руководством Звавича Л.И. «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ» в г.Москве; на семинарах в рамках работы муниципальной методической площадки по результатам конкурса на премию Главы города «Лучшая школа, внедряющая инновационные программы обучения и воспитания»; учитель удостоен диплома «Учитель цифрового века» в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века». На сайте социальной сети работников образования nsportal.ru размещена статья с обобщением данного педагогического опыта.

Учителя математики МБОУ «СОШ №9», внедрившие опыт по осуществлению системно-деятельностного подхода в обучении математике, стали достойными преемницами: Безделина А.С. награждена золотой медалью всероссийского конкурса «Элита российского образования» как лауреат Национальной премии; Баймухаметова О.С. награждена серебряной медалью всероссийского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…».

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой. Кабинет математики отвечает всем современным требованиям: ЦОР, подключение к сети Интернет, оборудован мультимедийным проектором.

Учителя, вовлеченные в осуществление данного опыта, имеют I квалификационную категорию. Молодые педагоги, участники творческой группы, проходят путь профессионального становления и становятся призерами и победителями различных конкурсов.

3. Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Осуществление системно-деятельностного подхода позволяет достигать высоких результатов обучения, из года в год обеспечивая их устойчивость.

2010-2011 уч.год

8 класс

2011-2012 уч.год

9 класс

2012-2013уч.год

10 класс

Общая успеваемость

Качество

Общая успеваемость

Качество ГИА

Общая успеваемость

Качество

100%

72%

100%

100 %

100%

81%

Высокий уровень знаний и умений по математике, интерес к предмету, сформированная способность к самоопределению позволяет выпускникам поступать в вузы и успешно там учиться. Анализ анкетирования учащихся и собеседование с родителями показывают большую удовлетворённость процессом обучения.

Выпускники 2009-2013г.г. продемонстрировали высокие результаты в международном математическом конкурсе «Кенгуру — Выпускникам» Института продуктивного обучения Российской академии образования.

Изучая эффективность педагогического опыта, использую методику для изучения социализированности личности учащегося (позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося, ценностные характеристики), разработаную профессором М. И. Рожковым. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Результаты анкетирования:

Начало учебного года (2009-2010)

Конец учебного года 2012-2013

Мои ученики являются активными участниками научной школы-семинара «Академия юных», акции «Я — гражданин России», школы «Лидер», «Новая цивилизация», конкурсов защиты проектов.

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия).

Результаты педагогической деятельности представлены на II региональной научно-практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования» в г.Сургуте; на мастер-классах в рамках курсов повышения квалификации под руководством Звавича Л.И. «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ» в г.Москве; на семинарах в рамках работы муниципальной методической площадки по результатам конкурса на премию Главы города «Лучшая школа, внедряющая инновационные программы обучения и воспитания»; учитель удостоен диплома «Учитель цифрового века» в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века».

На сайте социальной сети работников образования nsportal.ru размещена статья с обобщением данного педагогического опыта.

Участвуя во всероссийском конкурсе «Современные технологии преподавания математики» (2013г.), была удостоена диплома I степени. Среди материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества, особое место занимают публикации:

Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010 учебный год

Публикация в социальной сети работников образования методической разработки «Методы решения тригонометрических уравнений», 2013 г.

Публикация в социальной сети работников образования элективного курса «Средние величины и средние значения», 2013г.

Как участник мастер-классов учителей математики в рамках Фестиваля популярной науки «Дни науки в Югре» Фонда Дмитрия Зимина «Династия», 2013г. , Всероссийской педагогической видеоконференции «Экспертиза гуманитарной мастерской», 2012г., городской конференции «Опыт работы по подготовке к государственной аттестации выпускников 9, 11 (12) классов» по теме «Мониторинг качества ЗУН при подготовке к государственной (итоговой) аттестации», 2009г., дебатов «Электронное обучение – это революция?» в рамках всероссийского интернет-педсовета обобщила опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении (процент обучающихся, освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся, обучаемых педагогом, рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации и единого регионального экзамена и пр.)

Доказательством стабильности педагогической эффективности заявленного опыта, неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении стал процент обучающихся, освоивших образовательные программы:

С 2008 по 2013 учебный год процент учащихся, освоивших образовательные программы по математике (% от количества учащихся, обучаемых данным преподавателем) – 100%.

Высокие учебные результаты обучения за последние пять лет или с периода предыдущей аттестации

Показатели

Учебные годы

Основание для представ

ления информации

Процент учащихся, освоивших образовательные программы по преподаваемым предметам (% от количества учащихся, обучаемых данным преподавателем)

2008/2009

учебный год

100%

2009/2010 учебный год

100%

2010/2011 учебный год

100%

2011/2012 учебный год

100%

2012/2013 учебный год

100%

Классные журналы Приказы:

от 26.05.09г. № 399

от 31.05.10г. №410

от 28.05.11г. №443

от 31.05.12г. № 54

от 31.05.13г.№268

Рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ЕРЭ в 2011/2012 учебном году — выше среднего балла по региону — 96% качества.

Высокие результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам свидетельствуют о стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта: учащиеся – активные участники Международного математического конкурса – игры «Кенгуру» (234 участника); 47 победителей и призеров муниципального уровня, 16 – регионального, 4 призера федерального уровня. Среди у частников Международного математического конкурса – игры «Кенгуру-выпускник» 41 учащийся (из 93) показали «отличный результат», остальные – «очень хороший»; победитель 16-ой Межрегиональной заочной математической олимпиады среди учащихся 6-11 классов, 2009г. (г. Ханты-Мансийск); призер олимпиады по математике Летней профильной физико-математической школы, 2011г. (3-е место), победитель региональной олимпиады школьников по математике (9 класс) Фролов Андрей. 4 участника всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» , 7 лауреатов (I Iи III места); 3 призера Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», «Креативный» тур, 2012г.

Осуществляемый подход вывел учащихся на уровень исследователей (квазиисследователей): 2009 г.: 2 участника школьной конференции молодых исследователей в рамках научной школы-семинара «Академия юных», работа в реализации проектов «Симметрия и пропорция», «Пифагор и его теорема»

2010г.: 2участника школьной конференции молодых исследователей в рамках научной школы-семинара «Академия юных», работа в реализации проектов «Архитектура и многогранники»

2011г.: 2участника школьной конференции молодых исследователей в рамках научной школы-семинара «Академия юных», работа в реализации проектов «Применение рациональных методов решения уравнений как средство подготовки к ЕГЭ», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики»

2012г.: 2участника школьной конференции молодых исследователей в рамках научной школы-семинара «Академия юных», работа в реализации проектов «Симметрия в кристаллах», «Правильные многогранники»

2013г.: 2участника школьной конференции молодых исследователей в рамках научной школы-семинара «Академия юных», работа в реализации проектов «Многогранники в искусстве».

Результаты исследований по математике Гайнуллин Д.С., ученик 9 класса, опубликовал в журнале автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» «Образование Югории» на тему «Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики», 2011г.

Учащиеся, продолжившие обучение в Югорском физико-математическом лицее, проявили глубокие знания по математике, чему свидетельство – благодарственное письмо директора лицея за высокий уровень подготовки выпускников.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся в осуществлении педагогического опыта.

В осуществление педагогического опыта включены учащиеся 5-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» города Нефтеюганска, шефы РН – Юганскнефтегаз (11 класс – профильный Роснефть-класс), депутат городской Думы 4 и 5 созывов Сергеева Ирина Евгеньевна, директор МБОУ «СОШ №9», учителя математики, информатики, организатор внеклассной работы.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических, материалах методических и научно-практических конференций, сборниках и монографиях.

1.Публикация методической разработки урока математики в 10 классе «Методы решения тригонометрических уравнений» в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2009/2010 учебный год);

2.Публикация в социальной сети работников образования методической разработки «Методы решения показательных уравнений», 2013 г.;

3.Публикация в социальной сети работников образования программы элективного курса для 9 класса «Средние величины и средние значения», 2013г.

4. Публикация в социальной сети работников образования статьи «Мониторинг – средство повышения качества ЗУН»



sitemap
sitemap