Инновационные технологии в преподавании физики



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образования. Инновация — это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образовательных технологий, организационных форм обучения и управления.

Инновационных педагогических систем ныне существует много, и все они имеют общий знаменатель:

вовлечение субъектов в целеобразование;

исследовательская или проектная деятельность преподавателей или учащихся;

индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности;

появление новых диалоговых форм и педагогических практик;

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали и осуществляются как партнерство. У новых технологий высокая эффективность учебного процесса появляется на основе субъект — субъектных отношений.

Физика — единая дисциплина, изучающая систему графических методов и в конструирования, моделирования, обоснования решений и представления информации об объектах. С помощью общетехнического языка формирует у учащихся навыки по восприятию, анализу, синтезу полученной информации, высокую научную культуру.

В качестве инновационных технологий в подготовке учащихся нами предлагается модульная и компьютерная.

На наш взгляд, именно модульно-рейтинговая система, являясь основой внедрения информационных технологий, позволяет успешно организовывать обучение и контроль знаний учащихся с получением количественных характеристик педагогической деятельности.

Модульное построение курса предмета дает возможность изучать материал в системе:

ориентировать учащихся на цель учебной деятельности;

мотивировать ее;

определять систему самоконтроля и самооценки;

обеспечивать самоуправляемый рефлексивный процесс;

формировать адекватную самооценку.

Сердцевина модульного обучения — обучающий модуль (рис. 1), целевая программа действий и рекомендации учителя по достижению поставленных дидактических целей.

Рисунок 1 — Структура обучающего модуля

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся овладевают системой знаний, практическими навыками и умениями, предусмотренными стандартом дисциплины. Анализ анкет показывает устойчивый интерес и положительное отношение к предмету.

Трудоемкость опыта заключается в:

вовлечении всех учащихся в совместный труд учения;

нетрадиционной проработке содержания учебного материала;

выделении основополагающих идей, пронизывающих модуль;

обновлении педагогических воздействий;

обеспечении материально-технической базы и больших временных затрат для разработки пакетов модулей.

Компоненты системы работы преподавателей:

диагностика качества знаний учащихся как условие реализации модульной технологии;

модульная программа по курсу с детальной проработкой разноуровневых целей к учебным элементам;

создание условий для доминирующей самостоятельной деятельности студентов;

уровневые задания;

рейтинговая система оценки знаний, стимулирующая ритм работы учащихся.

Компьютеризация образования потребовало изменение стратегии и тактики подготовки учащихся. Оптимизируя структуру преподавания дисциплины, с 1995 года используем компьютерные технологии. Последние годы конструируем и проектируем учебный процесс с использованием электронного учебного комплекса.

Основой для создания авторского комплекса программ послужил подготовленный преподавателем — предметником сценарий компьютерного обеспечения модульной системы обучения, обеспечивающий информационную, дидактическую, методическую составляющие. Такой подход является не только интересным, творческим, но и необходимым. При этом выигрышные моменты явны:

конкретная адресность программ;

существенный методический аспект;

интенсивность прохождения курса;

адаптивность программ к методике преподавания дисциплины;

возможность корректировки программ.

Электронно-учебный комплекс, как инновационный компонент учебно-методического комплекса дисциплины, дает весомые дидактические преимущества:

создается обучающая среда с наглядным представлением информации;

осуществляется интеграция значительного объема информации;

учебник дисциплины дополняется тестами для входного, текущего, рубежного и итогового контроля.

Работа комплекса в режиме «Консультант» и «Экзаменатор» вносит

существенные изменения в преподавание дисциплины: обеспечение индивидуализации, интенсификации обучения и контроля знаний с учетом приоритетности интересов учащихся в самореализации, самоопределении; повышение мотивации учения за счет новизны; достижение максимальной объективности и динамизма контроля; повышение познавательной активности учащихся — индивидуальной и коллективной; развитие образного и пространственного мышления за счет включения в процесс восприятия зрительных и логических структур памяти.

Как показала практика, соединение модульной и компьютерной технологий с авторским программным обеспечением — актуально и эффективно в преподавании дисциплин.

Реализация потенциала используемых инновационных технологий в преподавании дисциплин способствует формированию общеучебных компетенций учащихся.



sitemap
sitemap