Инновационные технологии в обучении и воспитании-основа подготовки высококвалифицирован



Инновационные технологии в обучении и воспитании — основа подготовки высококвалифицированных специалистов.

Введение.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Образование, ориентированное на обучающегося, на возможность широкого выбора в образовательном процессе означает переход от коллективной формы обучения к индивидуальной, возрастание роли самостоятельной работы обучающегося, повышение его ответственности за результаты учебной деятельности.

Каждому преподавателю известно понятие “методика обучения”. Однако в последние годы появилось много книг по технологии обучения: “Современные образовательные технологии”, ”Современные технологии обучения”, ”Современные педагогические технологии”. Что стоит за этим понятием “технология”- модный термин или новый смысл?

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия преподавателя и обучающегося, организованные на основе систематизации, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания с использованием компьютеризации и технических средств.

Под педагогической технологией понимают:

-педагогический процесс в виде системы действий;

-педагогическую систему, представленную в виде набора педагогических приемов;

-проектирование и реализацию проекта обучения и воспитания на практике.

Задачами педагогических технологий являются:

-отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

-отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

В настоящее время наиболее востребованными являются технологии, которые позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению содержания образования, технологии организации работы с различными источниками информации, технологии контекстного обучения, позволяющие решать допрофессиональные задачи.

Технология модульного обучения.

В условиях всё нарастающих объемов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических технологий, позволяющих сжимать информацию. Технология модульного обучения создает основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала.

Рассмотрим ряд несомненных достоинств модульного обучения:

1) Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

2)Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

3)Поэтапный модульный контроль знаний дает гарантию эффективности обучения.

4)Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.

Технология организации самостоятельной работы.

Эта технология рассматривается, как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:

-наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса;

-проявление сознательности. Самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленной задачи;

-наличие результатов работы;

-владение навыками самостоятельной работы.

Балльно-рейтинговая технология.

Одной из современных оценочных технологий в образовательной деятельности является балльно-рейтинговая технология, дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных достижений обучающегося.

Рейтинговая система дает обучающемуся возможность:

-самому распоряжаться своим временем;

-проводить постоянную самодиагностику и самоконтроль учебных достижений;

-выбирать порядок выполнения учебных заданий;

-самостоятельно планировать их выполнение;

-постоянно получать информацию об успешности своих занятий;

-сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;

В зависимости от педагогических целей преподаватель выбирает вид рейтинга6

-рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам. Отдельно по решению задач;

-рейтинг временной-за некоторый промежуток времени или тематический- по отдельным темам.

Как составить рейтинг?

1) Разделить учебный материал на самостоятельные модули(структурно-логические блоки).

2) Определить нормативные баллы на все задания .

3)Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности.

4)Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание.

5) Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.

6)В конце семестра выставить общую оценку за работу ,представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Исследовательские технологии обучения.

Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.

Для того, чтобы учение было интересным, оно должно быть “проблемным”, т.е. содержать элементы исследования.

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой познавательской деятельности обучающихся путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Учебное исследование имеет определенную структуру:

-формулирование гипотезы;

-планирование и разработка исследовательских действий ;

-сбор данных( накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

-сопоставление данных и умозаключений, их проверка;

-подготовка и оформление отчета.

Кейс-технология.

Одна из проблем нашей системы образования-высокая теоритизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретенные знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, так называемый, кейс-метод.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации в профессиональной деятельности.

Кейс-технологии основаны на ориентации на конкретные практические проблемы. Они позволяют повышать мотивацию у обучающихся, так как им становится понятным, зачем может пригодится тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности.

Проектные технологии обучения.

С точки зрения обучающегося проект-это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения педагога-это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить:

-поиску нужной информации;

-проведению исследования;

-практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме.

Проектная технология-это исследовательская совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.

Цели проектирования в обучении:

-развитие творческого потенциала личности;

-развитие интеллектуальных умений делать обоснованные выводы, аргументировать выдвигаемые положения;

-развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относится к чужому мнению.

Заключение.

Еще Лев Толстой говорил: “Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью”. Но как к этому прийти, если чаще всего преподавателю не важно, что именно думает обучающийся по тому или иному вопросу, а важно только то, насколько точно он воспроизводит его слова или текст учебника?

Такое положение дел перестало устраивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на это обновление; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не способен развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела.

Осталось ответить на вопрос: “Как этого добиться?” Ответ на вопрос может дать применение инновационных технологий в обучении, обучении, связанным с самостоятельным осознанным освоением знаний каждым обучающимся, с конструированием и “ выращиванием” этих знаний.

Литература:

1.Е.К.Соколов “ Технологии модульного обучения” Изд. Логос 2011г.

2. Н.М.Борытко “Педагогические технологии” Изд. Гуманитарная педагогика 2010г.

3.В.С. Кукушкин “Педагогические технологии” Изд. Феникс 2011г.

4.Т.П. Сальникова “ Педагогические технологии” Изд. Сфера 2012г.



sitemap
sitemap