Инновационная деятельность педагога дополнительного образования



Воронина Любовь Михайловна, методист высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования РФ

Инновационная деятельность

педагога дополнительного образования

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско–юношеский центр» города Шебекино и Шебекинского района Белгородской области является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.

Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в учреждении. Образовательный процесс в нашем Центре обеспечивают 34 педагога дополнительного образования: 4 педагога награжденных знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 2 педагога — Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, победители и лауреаты профессиональных конкурсов. Свыше 80 % педагогов учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию.



Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объедении.

Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога — мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации.

Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

существующих в конкретном образовательном учреждении условий:

финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;

помощь в получении информации об инновационных технологиях;

содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами

правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.

По итогам проведенного в МОУ ДОД «ДЮЦ» тестирования «Инновационная деятельность педагога» выявлено, что одни педагоги склонны к принятию инноваций, другие — более консервативны. Отношение к новаторству среди педагогов Центра выглядит следующим образом:



желающие работать в инновационном режиме (новаторы) — составляют 3,2 % коллектива, они всегда открыты новому, активны;

поддерживающие инновации (передовики) — 34,7 % в роли лидеров выступают редко, для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам,

умеренные — 15,7 %, приступают к освоению новшеств иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда ощущают поддержку коллектива,

сдержано относящиеся к инновациям — около 47 % ориентируются на традиционные ценности, решение о приятии новшества принимают с большим трудом.

Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие факторы:

низкий уровень заработной платы (98 % респондентов);

формальные требования и часто необъективная оценка со стороны администрации (28 % респондентов);

недостаточная учебно-материальная база (73 % респондентов);

недостаточная информации об интересующих педагога инновационных технологиях (98 % респондентов);    

неярко выраженное у обучающихся желание учиться (98 % респондентов).

Такие факторы сдерживают стремления к участию в инновационной деятельности, к профессионально-творческой свободе.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационных идей педагога может служить:

— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);



— изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога Центра

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

— МО по определенной теме или направлению деятельности;

— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности. В центре существует определенный алгоритм действий педагога.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МОУ ДОД «ДЮЦ», (она же может стать и темой самообразования педагога);

заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

азработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

— отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

«Творческие отчеты» позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

«Открытые мероприятия» позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

«Методические выставки» позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

«Тематические консультации» позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

«Проблемные семинары» представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

«Свободное посещение занятий» педагога, реализующего инновацию;

— внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Приложение

Информационная карта инновационной деятельности

педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)

МБОУ ДОД «ДЮЦ» Шебекинского района и города Шебекино

Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной почты

Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)

Сроки инновационной деятельности

Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.

Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) ________________________________________________________

Проблема (тема)_______________________________________________

Цель_________________________________________________________

Задачи_______________________________________________________

Сущность инновации__________________________________________

Прогнозируемый результат_____________________________________

Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

— разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

— осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

— распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)

Представление результатов (подчеркнуть) мастер — класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.

Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности___________________

Публикации в рамках инновационной деятельности___________

Партнерство в рамках инновационной деятельности___________

Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения________________________________________








sitemap
sitemap