Индивидуальный образовательный маршрут



Дубас Светлана Павловна

МОУ «СОШ «12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

Учитель физики

Индивидуальный образовательный маршрут

Организация индивидуального образовательного маршрута учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении. Такой опыт мною только нарабатывается. Поэтому внедряется пока только в зоне ближайшего общения, когда непосредственное общение с учащимися сочетается с дистанционным общением.

Понятие «индивидуальные траектории» − термин, который в современной педагогической науке чаще всего связывают с технологией индивидуального учебного плана. В данной же статье за этим понятием скрывается один из подходов в осуществлении индивидуализации обучения в рамках одного и того же учебного плана, учебных программ, по которым работает класс. Это особый подход в осуществлении дифференциации обучения. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в жизнь» из доктрины ЮНЕСКО).

Поэтому в измененном образовательном процессе выпускник должен отвечать следующим требованиям:

•Уметь гибко адаптироваться в меняющемся жизненном поле; самостоятельно критически мыслить;

•Быть функционально грамотным (языковая и информационная компетентность);

•Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, обладать навыками саморазвития.

Такой выпускник не может быть результатом работы школы с ограниченной индивидуализацией обучения.

Особенность потребности в познании природы заключается в настрое на это познание. Не зря же говорят: «Физики – лирики». К сожалению, временные рамки изучения предметов естественного цикла в средней общеобразовательной школе сужены настолько, что реального времени для осознанного освоения программного материала нет. А дети, способные и интересующиеся, есть всегда. Актуальным становится вопрос, как наиболее эффективно осуществить работу с разными по способностям и интересам учащимися.Индивидуальные образовательные маршруты изучения предмета в рамках классно-урочной системы возможны при дифференцированном подходе к тематическому планированию программного материала с учетом использования технологий дистанционного обучения.

Направления индивидуализации

Построение индивидуального образовательного маршрута с использованием дистанционных технологий учусь осуществлять по нескольким направлениям:

1. Работа с одаренными детьми;

2. Работа с детьми с ОВЗ;

3. Работа с учащимися, отстающими в освоении программного материала по физике на данной ступени обучения;

4. Учащиеся, у которых выражена потребность в осуществлении исследовательской деятельности;

5. Учащиеся, у которых проявляется желание и умения осуществлять проектную деятельность

Направления работы представлены в ментальной карте Построение индивидуального образовательного маршрута

Работа с одаренными учениками

Остановлюсь подробнее на одном из направлений.

При достаточном внимании к познавательным потребностям ребенка можно постепенно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Дети эти обладают некоторыми общими особенностями:

•Способностью быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

•Потребностью сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлением разобраться в них;

•Способностью подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

•Обеспокоенностью, тревожностью в связи со своей непохожестью на сверстников;

Именно поэтому им требуется:

•Широта тем и материала (в зависимости от способностей ученика);

•Самостоятельная работа, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;

•Включение в программу эффективного компонента, дающего ученику возможность лучше себя понять, научиться реализовывать свои способности;

•Исключение любого давления со стороны учителя;

•Всесторонняя помощь ученику со стороны учителя.

Организация труда таких учащихся в образовательном учреждении не вписывается в привычные формы учебных занятий в рамках классно-урочной системы. Решение вопроса возможно с использованием технологий дистанционного обучения. В моей педагогической практике выработалась основная стратегия организации обучения детей с высокими умственными возможностями – обогащение и ускорение. Основной педагогический подход – воспитание самостоятельности при получении знаний, обучение умению рационально использовать время, планировать свою деятельность. Сформированные умения самостоятельно работать с информацией, рационально планировать свою деятельность, позволяют некоторым воспитанникам опередить одноклассников. Почувствовав свою «силу» и уверенность, «умники и умницы» начинают тяготиться сдерживающим фактором урока. Наступает время решать вопрос о переходе с некоторыми учащимися на индивидуальные траектории обучения физике.

При составлении индивидуальных траекторий обучения руководствуюсь:

•Федеральной целевой программой «Дети России», подпрограммой «Одаренные дети»;

•Методическими рекомендациями из опыта работы образовательных учреждений по указанной проблеме;

•Рекомендациями психологов по данному вопросу;

•Своим собственным опытом.

Этапы работы над индивидуальным маршрутом одаренных детей

В работе с одаренными детьми выделяю несколько этапов:

1 этап

•Уже с 7 класса выделяю группу детей, которые проявляют способности к изучению предмета;

•Выясняю их математические способности;

•Привлекаю этих детей к внеклассной работе по предмету;

•Выясняю их способности и умения общаться дистанционно, уровень владения компьютером;

•Включаю с разрешения родителей в общение в своих тематических блогах или сайтах (как в роли помощников подбора информации, так и для решения конкретных учебных вопросов)

2 этап

•В 8 классе уточняю настрой бывших семиклассников на работу и сохранившийся интерес к занятиям;

•Продолжаю выяснять интеллектуальные способности учащихся;

•Изучаю их способность заниматься самообразованием;

•Привлекаю учащихся к участию в предметных олимпиадах (в том числе и дистанционных);

•Привлекаю к поступлению в заочные школы соответствующего профиля;

•Осуществляю первые попытки добиться от учеников спроса на знание в индивидуальном порядке, спроса на расширение или углубление программного материала;

•В удобное для детей время провожу для них занятия (с использованием дистанционных технологий это становится реальнее);

•При необходимости взаимодействую с психологом.

3 этап

•В зависимости от успехов учащихся в 9-м классе планирую работу некоторых учеников на уроке независимо от класса + помощь в дистанционном общении через блог, сайт;

•Постоянно контролирую способность таких девятиклассников заниматься самостоятельно;

•Активизирую работу учащихся в заочной школе (занятия в заочной школе «вынуждают» идти вперед в прохождении программного материала);

•Расширяю и углубляю программный материал (чаще по необходимости – для занятий в заочной школе) для учеников, пытающихся заниматься по индивидуальным траекториям. Такая работа возможна только при естественном желании учеников получать знания. Поэтому не стараюсь навязывать ребятам всеобщий стандарт, образец, стереотип. Пытаюсь обучать девятиклассников в соответствии с их индивидуальной зоной ближайшего развития;

•Осуществляю первые попытки дать возможность таким ученикам, работая отдельно от класса, самостоятельно планировать свои занятия дистанционно;

•Нарабатываю с этими учащимися те математические навыки, без которых невозможно свободное решение физических задач;

•Произвожу первый отбор учеников, которые умеют работать в индивидуальном режиме

4 этап

•В 10-м классе работу по расширению и углублению материала осуществляю с учетом мнения ученика, который принял решение осваивать программный материал по индивидуальной траектории. Для каждого из таких учащихся составляю примерное календарно-тематическое планирование;

•В зависимости от индивидуальности ученика позволяю ребятам самостоятельно планировать работу на предстоящем уроке и в дистанционном режиме общения по учебным вопросам;

•Объяснение нового материала таким ученикам, чаще всего осуществляю на неаудиторных занятиях. В зависимости от психологического настроя учеников позволяю им самим определяться со временем занятий (дистанционных). При отсутствии настроя ученика на теоретическое занятие заменяю это занятия, например, на выполнение практического задания. Если и эта замена не является решением проблемы, то отменяю любое занятие;

•Если ученик не умеет пользоваться такой «свободой», если такая методика занятий оказывается неэффективной, то по необходимости прекращаю на некоторое время подобную практику и планирую работу по ситуации (работа с одаренными детьми полностью прогнозируемой быть не может);

•В работу систематически включаю решение тестовых заданий, задач повышенной сложности, заданий ЕГЭ, олимпиадных задач;

•Наиболее подготовленных учеников (с учетом их желания) закрепляю «наставниками» к учащимся 8-х классов;

•Собираю полную информацию о вступительных экзаменах в те вузы, в которые предположительно планируют поступать учащиеся;

•Совместно с психологом школы изучаю профориентационную направленность личности каждого ученика.

5 этап

•В 11-м классе начинаю работу с обсуждения с ребятами вопросов, оказавшихся затруднительными в предыдущие годы обучения;

•Обсуждаю с ними план работы на год, полностью основываясь на предложениях учеников, но при этом оставляю за собой право внесения коррективов;

•Работаю с учащимися в уже отработанном режиме.

Выполнение программных лабораторных работ приурочиваю к работе с классом или рекомендую использование ЦОРов. Все остальные практические работы, проведение которых является неотъемлемой частью расширения материала, выполняются обучающимися по индивидуальным траекториям в соответствии с логикой прохождения этого материала. В зависимости от индивидуальности ученика траектория его деятельности может в большей степени искривляться в сторону теоретической или практической направленности.

Несколько слов хочется сказать о том, что в работе с учащимися по индивидуальным траекториям особое внимание приходится уделять созданию максимально эффективных условий для активизации мыслительной деятельности: развитию самостоятельного мышления, обеспечению и сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия детей – как необходимого условия успешности любой деятельности. Убеждаю своих учеников в необходимости соблюдения режима умственного труда и отдыха, обеспечения достаточной физической активности. Вовлекаю детей в такую развивающую среду, в которой обеспечивается возможность стимулирования любознательности, работу в кружках, научных обществах.

Меняется и педагог

Работа с учениками в режиме индивидуальных траекторий воспитывает и педагога: — учит воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими; — быть готовым нести ответственность за последствия принимаемых решений; — постоянно стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию. Такой вид дифференциации эффективен для развития творческого мышления и таких важных качеств личности учеников, как настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, способность к сотрудничеству, познавательной мотивации. Приходится признать тот факт, что работа учителя в таком режиме не всегда вписывается в какой-то график. Поэтому осуществление ее возможно только при таком творческом союзе ученика и преподавателя, когда последний осознанно готов порою жертвовать своим свободным временем.Примеры индивидуальных учебных планов

Примечание



sitemap
sitemap