Индивидуальный маршрут и траектория одарённого ребёнка в образовательной системе



Ленинградский Областной институт развития образования

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования.

Зачётная работа

Слушателя курсов Смирновой О.В. на тему

«Индивидуальный маршрут и траектория одарённого ребёнка в образовательной системе».

« Путь к мастерству»

Г. Кириши 2013г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Обществу нужны одарённые люди, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный образовательный маршрут ( или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении. При возникновении таковых — вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов обучающейся – Мурадян Татев.

Задачи:

1.Формирование у обучающейся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм.

2.Создание атмосферы, стимулирующей у обучающейся потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно – эстетической деятельности ( выпускники, преподаватели, участники конкурсов, члены жюри этих конкурсов, и просто творческие и талантливые люди ).

3.Освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и артистизма.

4. Приобретение обучающейся умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве – это поможет организовать метапредметные связи в творчестве.

5. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей ( или помогать их решать ). Речь идёт об отчуждении со сверстниками , а также проблемах связанных с самооценкой. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности , общение с единомышленниками ( + активная поддержка родных ) – это задачи, а также эффективный компонент, психолого — педагогической поддержки.

6.Материально –техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение рабочего кабинета.

7.Организация возможности презентации промежуточных результатов одарённого ребёнка ( кл. концерты, школьные концерты, фестивали, конкурсы и т.д.).

Теоретическое обоснование:

Формируя у обучающейся – Мурадян Татев, исполнительские навыки я придерживалась принципов преподавания, которые изложены в Программе для ДМШ ( специальность скрипка ), изданной в 1976 г. и составителями которой являлись такие выдающиеся мастера скрипичной педагогики, как З.Г.Кац, В.А.Ревич, К.К.Родионов. Опираясь на это методическое пособие я отказалась от жесткого регламента программы по классам. За основу в работе с одарённой ученицей взяла принцип постепенности и последовательности обучения.

Развивающаяся одарённость требует особой среды для своего развития, т.к. семья моей ученицы не имеет высокого интеллектуального уровня – развитием её интеллекта занимаюсь я .Сегодня она имеет активную познавательную потребность, лидерские способности, высокую творческую способность. Общение с интересно работающими педагогами нашей школы (при создании совместных творческих проектов ), выпускниками, конкурсантами ( других городов ),членами жюри (если это возможно ), которые могут высказать пожелание и дать компетентный совет для дальнейшего развития одарённости, концерты, творческие вечера и т.д. И конечно же сеть Интернет – где много музыки в исполнении великих музыкантов. Во все мероприятия вовлечены родители ( «растёт» вся семья ).Татев вовлечена в общественную жизнь, у неё установились социальные связи – она играет на творческих презентациях ( показ коллекций, дизайн, выставки ), прекрасно фотографирует, постоянная участница группы барабанщиц, играет в футбол, ни одно классное мероприятие не обходится без Татев – социализация личности произошла.

Отличные знания теоретических предметов ( сольфеджио. муз. литература ) и уверенное владение муз. инструментом — помогут наладить метапредметные связи. Подбор и написание партии для аккомпанемента солирующему вокалисту: рассказываю как лучше написать партию, показываю как это сделать и даю возможность сделать это, с последующим обсуждением. Ввела Татев в различные составы ансамблей: играет со скрипачами, играет со мной – дуэтом, в квартете с преподавателями. И наконец у нас в школе существует ( уже несколько лет) смешанный хор, в котором поют ученики и их родители, и просто любители музыки и пения ( даже не знающие нот), я предложила руководителю хора создать камерный состав оркестра – он создан и пока существует. А Татев там играет первую скрипку. В марте 2013 г. мы приняли участие всем коллективом в престижном профессиональном хоровом конкурсе (в Спб. ) и стали его «Лауреатами». Жюри отметило необычность коллектива – наличие нашего оркестра. Создание такой среды позволяет обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса (других учителей, школьной администрации, родителей обучающихся )

Помимо промежуточной и итоговой аттестации для одарённого ребёнка необходимо предусмотреть возможность презентовать его исполнительские возможности – ему обязательно надо дать выступить перед публикой. И, конечно, подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Их у нас с Татев было немало. Результат всегда стоил затрат – Диплом о занятом месте. Подготовка и разработка индивидуальных учебных планов с учётом развития способностей и познавательных сил, у нас с Татев начинается до наступления очередного учебного года. Это даёт возможность как мы говорим «созреть» программе и способствует формированию стрессоустойчивости.

Ожидаемые результаты:

Главный результат индивидуального маршрута – это создание условий для развития одарённого ребёнка. Предоставить Татев возможность раскрыть свой личностный потенциал.( С 2012 уч. года Татев стала получать полноценный курс игры на фортепиано.)

Максимальное устранение недостатков исполнительского мастерства.

Формирование исполнительской культуры.

Успешное выступление обучающейся на конкурсных мероприятиях.

Модель работы с одарёнными детьми.

Выявление одарённых детей.

Разработка индивидуальной программы.

Диагностика личностного и творческого развития обучающегося (индивидуальный план)

Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.

Демонстрация творческих достижений обучающейся.

Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.

Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога доп. Образования – это залог успешной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для обучающейся Мурадян Татев рассчитан на 8 лет и состоит из 3-х этапов:

1 этап – становление – срок обучения 3 года.

2 этап – развитие – срок обучения 2 года.

3 этап профессиональное совершенствование и самосовершенствование 3 года.

Индивидуальная образовательная траектория (предполагает несколько направлений реализации и обладает более широким значением чем маршрут ) Мурадян Татев , в условиях Киришской детской школы искусств.

1этап — становление

Срок реализации: 3 года

Год обуче ния

Воз раст

Направление деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

Режим занятий

(часов в неделю)

1

8лет

Формирование образовательной среды – для раскрытия способностей ребёнка

Первоначальные навыки игры на скрипке. I позиция и простейшие штрихи. Исполнение муз. разного характера (песня, танец)

Навыки чтения с листа, чистое интонирование, внимание к звукоизвлечению.

Домашние концерты.

Выступления перед одноклассниками. Кл. концерт.

Муз. инструмент-2 часа ;

2 — 3

9лет –

10лет

Использование возможностей основных и дополнительных образователных программ, вариативности ОП.Обеспечение практики свободного выбора вида деятельности.

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений Усложнение и детализация игровых навыков. Звучание инструмента в зависимости от характера муз. произведения. Навыки анализа музыкальных и технических задач. Начало игры в ансамбле

Первые выступления на концертах школы – соло и в составе ансамбля скрипачей.

Выступление в дуэте со старшим скрипачом

Участие в районном конкурсе детского творчества « Киришское подворье» — в составе ансамбля скрипачей и соло.

Областной открытый конкурс «Весенний ключ»

Муз. ин-т 2.5 часа

Ансамбль скрипачей 1час.

За 2 года успешных занятий Татев научилась слушать и понимать поставленные перед ней задачи. Участие в районном конкурсе ( « Диплом 1 степени за соло и « Диплом»1 степени ансамблю скрипачей), «дух» состязания, понравились ей настолько, что она стала готовиться и принимать участие во многих городских мероприятиях «Мисс бантик», «Лучшая Пеппи» и т.д. По итогам диагностики двух лет обучения на муз. инструменте, стало понятно, что ребёнок обладает высоким уровнем стартовых способностей. И исходя из этих результатов был составлен индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год, в который вошло обязательное участие в областном конкурсе скрипачей. Это был областной конкурс скрипачей « Весенний ключ», где Татев получила «Диплом»1 степени и впервые в истории школы была приглашена выступить на Гала-концерт.

2этап – развитие: был в большей степени посвящен техническому развитию Татев скрипке – это различные скрипичные штрихи, позиции, вибрато, двойные ноты. Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая музыка. Жанровые пьесы и характер штрихов. Развитие как скрипача. Поставлены задачи овладеть большим количеством приёмов игры на беглости пальцев. Трели. Пунктирный ритм.

Результат работы по индивидуальному образовательному маршруту за период

Второго этапа:

2009г. – Областной конкурс «Весенний ключ» — «Диплом»1степени.г.Волхов.

2009г. –г. СПб. Международный фестиваль-конкурс «Золотая пальмира» «Диплом II степени».

2010г. – г.Кириши. Районный фестиваль – конкурс «Киришское подворье» «Диплом I степени».

2010г. – г.Волхов. Обл. конкурс «Весенний ключ» «Диплом II степени».

2010г. – г.СПб. Международный конкурс исполнительского мастерства «СПб-ские «Рождественские ассамблеи» «Диплом I степени».

3этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование:

работает в направлении – «Путь к мастерству». Ученик принял помощь преподавателя, сделал выбор на профессиональное продвижение к профессии

Количество часов по муз. инструменту возросло до 3ч. в неделю. Поставили задачи более глубокого изучения теоретических дисциплин – сольфеджио и муз. литература. Занятия с новым коллективом « Смешанный хор и камерный оркестр», помимо игры в оркестре, дали возможность ученице попробовать себя в роли концертмейстера. Образовался прекрасный ансамбль — ученик-вокалист ( обучающийся тоже по индивидуальному маршруту) и аккомпанирующий скрипач.

Продолжилась работа над развитием техники, совершенствованием различных штрихов, над разнообразным звучанием инструмента. Пошло активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности – сонаты Корелли, Вивальди, Генделя. Актуальность индивидуального маршрута этого этапа в том, что он выполняя задачу « профессионального совершенствования» ориентирован на конкурсы.

В течение учебного времени ученик должен иметь возможность обыгрывать конкурсную и концертную программы. Значит необходимо продумать возможность активного участия в концертах школы, отдела, классных вечерах.

Результат работы по индивидуальному маршруту

Третьего этапа:

2011г. – г.Кириши. Районный фестиваль «Киришское подворье» «Диплом 1 степени»

2011г. – г.Волосово .Открытый Областной конкурс «Цвет и звук Державы Рериха» «Диплом 1степени».

2011г. – г.Гатчина. Открытый Областной конкурс «Юные дарования» «Лауреат III степени».

2012г. – г.Тихвин .Открытый Областной конкурс « им. Р.-Корсакова» «Диплом II степени».

2012г. – г.Волосово. Областной конкурс «Цвет и звук Державы Рериха» «Диплом I степени»

Метапредметные связи вышли тоже на новый высокий уровень:

2012г. – г. Всеволожск. Областная Олимпиада по сольфеджио и муз. литиратуре «Диплом 1 степени»

2013г. – г. СПб. Всероссийская олимпиада по сольфеджио и муз. литературе «Гран – при».



sitemap
sitemap