Индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися 9-11 класса



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися 9-11 класса.

«Основы учебно-исследовательской деятельности»

Учитель биологии

Л. Н. Трофимова

Муром 2011 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа   по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» содержательной тематической направленности является над предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой или  индивидуальной  в зависимости от выбора  учащихся ; по времени реализации – краткосрочной.

Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. В связи с этим главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей  учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

 Программа  по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также  одаренных   учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновленность; гибкость ума; терпимость к противоречиям; прогностичность; критичность; наличие своего мнения; коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность  программы  обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Программа «Основы учебно-исследовательской деятельности» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

– овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

– освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура учебно-исследовательской деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов.

Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа курса по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» рассчитана на 36 часов.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены контрольные уроки-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

В результате работы по программе «Основы учебно-исследовательской деятельности» учащиеся должны знать:

– структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– основные информационные источники поиска необходимой информации;

– правила оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;

– разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);

пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

1. Введение (2 ч).

Цели , задачи. Правила организации занятий и их специфика.

Практическая работа: разработка замысла проекта  по   биологии  на основе сайт строения.

Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности (8 ч).

Актуальность. Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы.

Виды деятельности учащихся: выполнение действий по заданному алгоритму.

Формы контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятка.

3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (17 ч).

Информационный поиск (9 ч).

Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.

Практическая работа: поиск информации по содержанию темы; оформление поискового запроса; составление списка литературы.

Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.

Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.

Организация и проведение эксперимента (8 ч).

Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.

Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

4. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (7 ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы.

Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация .

Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия.

Виды деятельности учащегося: групповая работа.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.

Оборудование: компьютеры.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов плана

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Введение

2

1

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

8

4

4

3

Этапы организации учебно-исследовательской деятельности

17

6

11

4

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

7

3

4

Итоговое занятие-конференция

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание учебных разделов

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Введение

2

Цели и задачи курса

1

Защита замысла – урок-практикум

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

5

Содержание учебно-исследо-вательской деятельности

1

Научный факт, гипотезы учебно-исследовательской работы

1

Выдвижение гипотезы учебно-исследовательской работы

1

Обсуждение гипотез

2

3

Этапы организации учебно-ис-следовательской деятельности

17

Основные источники получения информации

2

Определение информационного запроса

1

Поиск информации по ключевому слову в библиотечныхкаталогах

1

Поиск информации в сети Интернет

2

Справочно-поисковый аппарат

1

Оформление списка литературы и использованных электронных источников

1

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование

4

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование

2

Обработка результатов исследования

3

Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы

1

4

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

7

Содержание письменного отчета

1

Составление плана письменного отчета

1

Обсуждение проектов письменного отчета

1

Содержание визуального отчета

1

Структура устного доклада

1

Структура устного доклада

1

Составление плана устного доклада

1

Конференция

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.

На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными для данной практики знания становятся лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение и творчество ребенка, его собственную позицию и отношение.

Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для того чтобы подвести детей подросткового возраста к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:

1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;

2) консультирование учителя;

3) защита проектов.

Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить ребенка к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.

Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к все более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.

Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при  индивидуально-групповой  форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций  учащихся .

Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству,  индивидуальный  подход.

Подведение итогов по результатам освоения материала  программы  по выбору «Основы организации учебно-исследовательской деятельности» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда  учащиеся  обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности.

Методика реализации курса основывается на практико-ориен-тированном и гуманитарном подходах к образованию.

Раздаточный материал для учащихся

Памятка № 1

Планирование содержания учебно-исследовательской работы(составляется учениками)

Продумывание учениками направления работы _______________

___________________________________________________________

(для определения направления ученики выбирают учебную тему, учебный раздел, курс в соответствии с программой конкурса учебно-исследовательских работ)

Авторы _________________________________________________

___________________________________________________________

Продумывание и формулировка учениками темы учебно-исследовательской работы ______________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap