Индивидуализация учебной деятельности как фактор обеспечивающий успешную подготовку ст



Индивидуализация учебной деятельности

как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Важная задача учителя – учить детей учиться, создать ситуацию, в которой обучающийся просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Необходимо сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, тем более что старшеклассникам, выпускникам средней школы уже совсем скоро придется окунуться в такую деятельность в ВУЗах и ССУзах, в которой наличие навыков индивидуальной деятельности очень пригодятся. Поэтому мне близка позиция учителя-помощника, учителя-партнёра, учителя — мотиватора как одна из существенных составляющих успеха в процессе приобретения знаний обучающимися.

Каждый молодой человек, пришедший в 10 класс, ставит перед собой (как минимум) цель сдать единый государственный экзамен через два года и получить аттестат о среднем образовании. Что и как он будет для этого делать – сформулирует учитель. Чаще всего обучение строится по принципу «что скажут – то и сделаем», «что дадут – то и возьмем». Сегодня, во многом, обучение, нацелено на среднего ученика. Но после окончания школы, за ее порогом всем без исключения ( и средним, и сильным) понадобятся навыки индивидуальной учебной деятельности, от наличия которых и зависит: будет образование получено или нет. Поэтому для меня тема индивидуализированной деятельности обучающихся в процессе обучения математике является всегда актуальной.

Что такое, на мой взгляд, идивидуализация учебной деятельности?

Как ни странно, я хотела бы сначала дать понятие индивидуальной предпринимательской деятельности. Если коротко, тезисно, то это « САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа НА СЕБЯ, это вложение В СЕБЯ, В СВОЕ РАЗВИТИЕ, В СВОЕ БУДУЩЕЕ и под СВОЮ ответственность». Если провести аналогию, то под индивидуальной учебной деятельностью я понимаю выстроенный учителем процесс на уроке и во вне его, обеспечивающий максимальную продуктивную работу каждого старшеклассника ЛИЧНО, создание условий для полной мобилизации и развития СВОИХ способностей, склонностей и интересов, создание СОБСТВЕННОГО активного мотивационного поля.



Основными принципами моей работы в этом направлении являются:

— максимальное разнообразие предоставленных возможностей;

— возрастание роли внеурочной деятельности;

— индивидуализация образовательных траекторий обучения;

-создание условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

-свобода выбора учащимися форм получения консультаций, помощи,

наставничества.

О некоторых формах своей работы в данном направлении я расскажу более подробно.

1. Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания. Усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке. Однако, ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляться еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях. Индивидуализация домашних заданий у нас осуществляется через:

1) частичную индивидуализацию общеклассного домашнего задания,

2) применение индивидуальных домашних заданий,

3) применение, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций,

4) выполнение учащимися индивидуальных заданий, рассчитанных на длительную подготовку («долгосрочные домашние задания (ДДР)»), каждый учащийся по желанию получает свой вариант задач и начинает его решать. В варианте содержится 20–25 разнообразных задач. Решив все задачи, учащийся приобретает навыки самостоятельного решения задач, уходит страх перед зачетом, экзаменом, появляется интерес к результату своего труда. Как правило их сдача заканчивается зачетом, где добавляются какие-то заранее неизвестные детям условия.



5) для старшеклассников очень значимо общение со сверстниками на образовательном и коммуникативном уровне во внеурочной пространстве, презентация себя и оценка ровесников, поэтому применяется такая форма домашнего задания, называемая «ДЗ. В четыре руки». Оно также долгосрочное, но в его выполнении участвуют два человека 10 и 11тиклассники. Цель у каждого индивидуальная: одному (11 кл) надо доходчиво объяснить приемы решения тригонометрических уравнений и для себя еще повторить как это делается, а другому (10 класснику) отработать , приобрести навыки , предложить другие способы и т.д. Потом защита.

Главное в этой работе – невидимая деятельность учителя-мотиватора. От нас с вами зависит будут дети выполнять работу формально или они серьезно ее будут готовить.

Я разрешаю пользоваться решебниками или интернет-ресурсами, НО каждый знает, что разобраться нужно так, чтобы ответить на интересующие учителя или ребят вопросы. Каждый знает, что:

Он выйдет к доске решать домашний номер не обязательно на следующий урок, а в любое предоставленное учителем время и БЕЗ тетрадки.

Все вопросы по домашней работе должны быть заданы до урока! (допускается вопрос «Я в решебнике ничего не поняла)

Отметка за домашнюю работу иногда неожиданно может быть выставлена в журнал, а иногда тоже неожиданно может быть учтена при вычислении среднего арифметического за выведение отметки по итогам какой-либо самостоятельной работы на эту тему.

В ходе урока изучения новой темы где-то будет вставлен фрагмент ранее выполненной домашней работы. И т.д.

2. Очень часто мы слышим, что не надо натаскивать детей на решение тестов ЕГЭ. Согласна, не надо. Но решать тесты надо по двум причинам: во — первых, много решающий тренирует свою собственную интуицию, учит сам себя «прикидывать» правильность полученных ответов, оттачивает, совершенствует (а где-то и изобретает или вспоминает забытое) свои собственные вычислительные навыки, во- вторых, с точки зрения психологии привыкает к устройствам КИМов, не боится выполнять задания не по порядку, может почувствовать себя в роли сдающего экзамен и т.д. И опять же учитель-мотиватор создает им ситуацию: предоставлено множество вариантов тестов (в бумажном виде), без оглашения они обновляются. Для того чтобы результаты индивидуальной деятельности каждого были видны мы ввели в оборот, так называемые ШАХМАТКИ (закрашивая которые каждый простраивает свою картинку, свою траекторию) По итогам первого полугодия шахматка и результаты декабрьской диагностики по математике вручаются родителям на родительских собраниях, даются советы и рекомендации по дальнейшему продвижению (создаются новые условия взаимодействия учитель-ученик, учитель-родитель, ученик- родитель). Вся работа с шахматками осуществляется только во внеурочное время.

3. ЕГЭ не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения, независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой. К примеру, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике могут оказать учителя химии, отработав методы и способы решения задач на смеси, сплавы. Учителя физики могут помочь не столько в решении задач В12, сколько в пояснении физического смысла задачи: в рамках Ломоносовских дней прошли уже интегрированный урок «Решение прикладных задач В12» 2012 год, в 2013 году- «Финансовая математика или Когда финансы не поют романсы» Вся правда о предложениях сотовых операторов и сберегательных банков (выгодные тарифы, вклады) и т.д. Мы осуществляем интегрированную индивидуализацию. И как следствие дети выбирают и интегрированные проекты: «Создание математической модели распространения вирусных заболеваний», «Образовательные кредиты: брать или не брать? Вот в чем вопрос» и т.д.

4. Особо хочется выделить еще один важный этап индивидуальной учебной деятельности. Погружение в предмет. Реальность такова, что этот этап чаще всего осуществляется на каникулах. Здесь нет ни перед кем никаких обязательств, здесь работает «принцип Мантессори» занимайся чем хочешь и сколько считаешь нужным! (предлагаются серия видео-уроков, тесты-онлайн, возможность блочного повторения или опережения в изучении материала и т.д.) В перспективе создание условий для онлайн-консультаций, общение по скайпу и т.д.

5. Разработка совместно с учащимися индивидуальных маршрутов для самостоятельной работы; (рефлексия «как я себя ощущаю, что точно могу решить, что не могу»)



Система работы  по подготовке к ЕГЭ, обеспечивающая участие каждого ученика, конкретный алгоритм действий по подготовке к экзаменам, грамотный контроль и поддержка родителей – это эффективные механизмы повышения качества образованности по любому предмету. Важно, чтобы перед учеником стояли чёткие достижимые цели, а не пугающий океан незнаний, из которого ему не представляется возможным выбраться.

Мои результаты:

2012-2013 учебный год, средний балл выше районного уровня:

Сдавали математику в форме ЕГЭ 30 человек из них: мах балл 83, выше среднерайонного балла (от 44 баллов) написали 12 человек (40%), к выполнению части С осмысленно приступали 20 человек (67 %), получили реальные баллы 10 человек (50 % от решающих часть С)

Н.В. Желнирович

учитель математики МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1» Верхнекетского района Томской области








sitemap
sitemap