Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности уче



Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности учеников.

Эффективность обучения зависит от качества активности учащегося как субъекта.

В виду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос. как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.

Формы индивидуализации:

Внешняя

Группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и программам.

Группы созданные на базе специальных способностей , интересов, профессиональных намерений (профильные, с углубленным изучением предмета)

Группы , сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья

Внутренняя

Внутриклассная индивидуализация учебной работы

Групповые способы обучения, использование игровых методик, метод проектов

Индивидуализация может проходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Фронтальная

Подходят следующие приемы

Использование различных уровней рассказа, в устном изложении учителя, применение учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных внепрограммных знаний, учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии.

Групповая

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации.

Принципы групповой работы:

Класс разбивается на группы, лучше по 4 человека.

Каждая группа получает свое задание, которые могут быть одинаковыми или дифференцированными

Внутри группы распределяются роли

Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями

Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения..

Принципы группового обучения прослеживаются на различных этапах

Актуализация

Посредством совместных практических действий связать прежние знания с предстоящим новым

Этап изучение нового материала

Основная цель работы заключается в обосновании и теоретическом доказательстве тех эмпирических формул, которые группа обнаружила на предыдущем этапе.

Учитель предлагает лист эвристических заданий, которые призваны дать ориентиры и опорные точки в поиске обоснований и доказательства формул.

Этап применения изученного материала

Группа сама распределяет задания между членами группы. В процессе проверки каждый член группы должен знать решение всех заданий.

Трудности-сильные по уровню обученности доминируют в обсуждениях, игнорируя мнения слабых или же отказываются помогать им.

Отбор учебного материала

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить , какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения заданий ( понятия, факты, законы). Надо помнить что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются по крайней мере два требования: Первые- по своей структуре задание должно быть таким , что бы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения.

Комплектование групп

Учитывается характер межличностных отношений и уровень учебных успехов.

Функции учителя

Организатор

Объяснить цели

Разбить на группы

Раздача заданий

Контроль за ходом работы

Делать выводы



Оценивать

Индивидуальная самостоятельная работа

Проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Учащимся дают неодинаковые задания, а задания которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.








sitemap
sitemap