Иммунология на службе человека



МБОУ «ООШ № 14»

Иммунология на службе человека

Выполнила

учитель биологии

МОУ «»ООШ №14»

г.Энгельса

Захарова Ирина Николаевна

Энгельс 20012

Цель урока:

рассмотреть науку иммунологию, историю открытия вакцин, познакомить обучающихся с работами Э Дженера и Л. Пастера, показать роль вакцин, дать классифи-кацию иммунитета, разъяснить причины аллергии и тканевой совместимости.

Задачи:

образовательная- ознакомить обучающихся с историей изобретения вакцин, их ролью, работами Л.Патера и Э.Дженера, дать понятие сыворотки, классификацию вакцин и иммунитета, показать причины аллергии, тканевой совместимости;

развивающая– умение работать с дополнительными источниками, умение воспринимать дополнительную информацию, выступать в классе;

воспитательная- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид: конференция.

Методы и методические приемы: словесные- рассказ с элементами беседы, наглядные, практические- использование мультимедиа, презентаций, рефератов, схем.

Оборудование: таблица «Кожа», «Инфекционные болезни», портреты Э.Дженера и Л.Пастера, презентации, видеофрагмент «Лимфоциты».

Ход урока:

Парты объединены по два с группой сидящих ребят.

I. Орг. Момент

II. Проверка домашнего задания

фронтальный опрос

1. способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство- иммунитет

2. процесс уничтожения чужеродных тел- фагоцитоз

3. вещества, нейтрализующие антиген- антитела

4. чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию- антигены

5. как образуются антитела? (Лимфоциты, получив информацию об антигене, размножаются и выделяют антитела)

6. каковы признаки воспаления? (покраснение кожи, повышение температуры)

7. Что такое ворота инфекции? ( путь, через который возбудитель инфекции может попасть в организм)

8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?( люди не освободившиеся полностью от болезнетворных организмов- заражают других)

III. Сообщение темы урока

Сегодня мы проведем урок- конференцию на тему «Иммунология на службе здоровья», где рассмотрим историю открытия вакцин, дадим классификацию иммунитета, разъясним причинны аллергии и тканевой совместимости, которую надо учитывать при переливании крови.

На сегодняшней конференции присутствуют: преподаватель академии, врач- косметолог, врач- инфекционист, литераторы, журналисты.

Эпиграф к уроку

______________________

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать

самому,

И я научусь.

Китайский мудрец

Сообщение «Покровы тела- защитный барьер на пути микробов».- выступление врача- косметолога. Таблица «Кожа» (приложение )

Изучением иммунитета занимается наука иммунология. Ее вклад в медицину огромен.

Преподаватель академии

Сообщение «История изобретения вакцин преподавателя»

а) работы Э. Дженнер (обнаружил, что доярки болеют реже- вирус вызвал в организме появление антител, нейтрализующих вирус),( приложение)

б) работы Л. Пастера (после перенесения болезни человек не болеет) (приложение №)

вакцины- ослабленные микробы,

прививка- процесс введения вакцины.

Врач- инфекционист.

Сообщение «Лечебные сыворотки, предупредительные прививки

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки- организм получает антитела в готовом виде- вырабатывает защитные антитела. Все вакцины, сывортки специфичны.(видеоприложение)

Журналист

— Скажите, почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если заранее сделать прививку? (вырабатывается иимунитет)

— Что при этом вводят в кровь человека? ( вакцину)

— А если заражение уже произошло? (вводят сыворотку – антитела в готовом виде)

4. Сообщение «Иммунитет, развитие, значение»

Школьный врач

Иммунитет бывает:

Естественный (природный): видовой, наследственный, приобретенный

искусственный: приобретенный с молоком матери – пассивный, после введения лечебной сыворотки; после болезни – активный, после вакцинации.

Искусственный иммунитет бывает активный (вакцина, организм вырабатывает сам антитела) и пассивный (сыворотка с готовыми антителами)

5. Сообщение «Аллергия»

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы).

Аллерген- организм – иммунная реакция – антитела – стенки сосудов, клетки тканей, организмов –двойное попадание – комплекс антиген – покраснение, зуд, раздражение, чихание, кашель

Корреспондент

— Что может быть аллергеном? (пыль, пыльца, стиральный порошок, , антибиотики)

6. Врач-хирург «Тканевая совместимость»

Отторжение ткани по биохимическому составу – иммунная реакция. Чем меньше антигенов в пересаженной ткани, тем больше шансов прижиться- задача хирургов совместить ткани у людей, или подавить иммунную реакцию препаратами для пересадки тканей.

Журналист

— Почему пересаженные ткани отторгаются? (если по биохимическому составу пересаженная ткань отличается, то примерно через полторы недели лимфоциты уничтожают трансплантированную ткань и произойдет отторжение)(приложение )

Врач-хирург

С тканевой совместимостью столкнулись медики, т.к. в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами.

а) ( Запись в тетрадь)Доноры-люди, дающие кровь; реципиенты- получающие ее.

б) открытие групп крови (I, II, III, IV)

I группа- универсальные доноры (переливание только I группе),

IV –универсальный реципиент (любую кровь)

Особый вид иммунной реакции наступает при несовместимости собственной крови человека или животного и крови, которую ему переливают. Мембраны донорских эритроцитов содержат особые углеводы- агглютиногены, которые действуют как антигены и взаимодействуют с антителами. В результате донорские клетки слипаются друг с другом. Существует два типа агглютиногена и четыре группы крови. Кровь первой группы можно переливать люьому человеку, а человеку с четвертой группой крови – только первой и второй группы. Большинство людей имеют кровь первой и второй группы.( приложение )

I

II

III

IV

I

+

+

+

+

II

+

+

III

+

+

IV

+

в) (Rh +) — белок в эритроцитах (агглютиноген), если есть- люди резус положительные, нет- резус отрицательные. Резус- конфликт- мать- резус отрицательная, плод- резус положительный.( у матери вырабатываются антитела Rh+)

Журналист

-Почему при первой беременности ребенок рождается нормально, при второй-нет? (При первой беременности накапливается немного антител, а при второй- много, возникает резус-конфликт- разрушение эритроцита)

-Что же делать тогда, если женщина хочет иметь 2х, 3х детей? (делают анализ на резус- фактор и если его выявляют, то делают после рождения ребенку обменное переливание крови)

Задание

Кому можно переливать кровь I, II, III, IV групп

Доноры Реципиенты

I I

II II

III III

IV IV

Подведение итога урока, объявление оценок, домашнее задание.



sitemap
sitemap