Иммунитет



Разработка урока по биологии 8 класс, тема

» Иммунитет»

Тема урока «Иммунитет» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления. Цель урока: Образовательная: -Сформировать поняте иммунитет; -Познакомить учащихся с видами иммунитета; -С защитными свойствами организма Воспитательные: • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок. • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих; Развивающие: • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи; • осуществлять всестороннее развитие личности. Тип урока: комбинированный — обобщение и систематизация знаний; — изучение нового материала. Методы обучения: — частично-поисковый; — репродуктивный. Формы организации познавательной деятельности: — индивидуальная; — групповая; — фронтальная. I. Организационный момент II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции» 1.Инструктаж учителя по выполнению работы Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант. Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции» Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки) 2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами) Коды ответов: Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д. Норма оценок: 7 правильных ответов — «5»; 5-6 — «4»; 3-4 — «3»; менее 3 — незачет. 3.Проверка результатов биологического диктанта 4.Релаксационная пауза Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка) II.Изучение нового материала .I Стадия. Вызов Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация) В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной. — Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию? + Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет») Дети внимательно слушают. Учебники закрыты. 2.Запись темы урока «Иммунитет» 2.1.Индивидуальная работа «Перепутанные логические цепочки» (слайд) Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?» 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты. 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания. 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ. 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению) 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями. (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку) II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.) Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия. 1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137 2. Работа с логическими цепочками Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-») III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний) Работа с логическими цепочками 1. Индивидуальная работа Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?» 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием. 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным. 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции. 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет. 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению) 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями. (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку) 4.Чтение текста. 5. Работа с логическими цепочками 6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-») 7.Работа со слайдом «Виды иммунитета — рассказ учителя. 5.Закрепление. Работа с учебником» Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения. 6.БеседаКакие виды иммунитета существуют? (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета» Иммунитет Естественный Искусственный Врожденный приобретенный активный пассивный Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин — культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет Что такое вакцина? Что такое сыворотка? Отвечают на вопрос и формулируют вывод: Вакцина — культура ослабленных микробов. Сыворотка — жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных, (записывают в тетрадь) 7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы «Двухчастный дневник» Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения) 8.Беседа по таблице III. Итог урока: IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид». — Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки. Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех) Приложение №1 ВАРИАНТ №1 Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия I. Какие утверждения верны? 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови — это: а) особый тип соединительной ткани; б) межклеточное вещество. 3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные 4. Лейкоциты — это: а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в)бесцветные клетки непостоянной формы. II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.) Понятия: Утверждения: 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами крови. микробов и других чужеродных веществ. 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок. 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы. 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть — сгусток крови, закрывающий рану. ВАРИАНТ №2 Приложение №1 I. Какие утверждения верны? 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов; б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем в крови, но много лимфоцитов; в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем в крови, по меньше лимфоцитов; 2. Кровь – это: а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани. 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов; 4.Тромбоциты – это: а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге. II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.) Понятия: Утверждения: 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов. 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов крови. и других чужеродных веществ. 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок. 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы. 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови, закрывающий рану.








sitemap
sitemap