Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже



Урок русского языка в 4классе.

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цели и задачи: Формировать умение распознавать данные падежи, правильно упот

реблять и писать падежные окончания.

Развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь,

зрительную память.

Расширять словарный запас учащихся.

Ход урока:

Организационный момент. Определение темы урока.

Первый слайд.

Под ……..им деревом в ……..ом инее

За ………им морем о ………ем вечере

С ………ым снегом при ……ом морозе

— в каком падеже должны быть прилагательные?

(в 1столбике в Творительном падеже

Во 2 столбике в предложном падеже)

Почему? Как узнали?

(1. По существительному; 2. По предлогу; 3. По окончанию прилагательного.)

Прилагательные в каком роде?

(в мужском и среднем роде)

— Сформулируйте тему урока.

(Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)

-Да, мы продолжаем работу над правописанием прилагательных в творительном и предложном падежах(Дети читают название темы на слайде). Наша задача — научиться безошибочно распознавать эти падежи и их окончания.

Второй слайд.

-Расскажите, что вы знаете о прилагательных мужского и среднего рода.

(Чтение хором )

Начнём наш урок с минутки чистописания.

Физкультминутка для глаз:

Вот метель гулять пустилась.

А сюда снежинка прилепилась

(на кончик указки прикрепляется снежинка).

Вот она порхает, кружится, а вы следите за ней глазками.

Физкультминутка для пальчиков:

На каждое слово, дети по очереди касаются подушечками пальчиков большого

пальца, на обоих руках.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

-А теперь пропишем в тетрадях: ым, -им, —ом, -ем.

-Что повторяем? (окончания прилагательных)

3.Словарная работа.

Третий слайд

П..ссажирский ва..гон,

холодное м..локо,

х..роший к..ллектив,

ж..лтое ябл..ко,

тяж..лый б..гаж.



Вставьте пропущенные буквы и поставьте данные словосочетания в творительном или предложном падеже.

4.Письмо по памяти.

Дома вы готовились к письму по памяти и выразительному чтению. Упр.

307

Прочитайте четверостишие и передайте нужное настроение (читают 2-3

ребят, чтение хором).

Cнег скрипит. Сверкают блёстки.

Все ребята — во дворе.

Ух, какой морозец хлёсткий

В белоснежном январе!

— Найдите и назовите все орфограммы.

— Разберите по составу слово белоснежном?

— Объясните смысл словосочетания: морозец хлёсткий.

— К слову сверкает подберите близкие по значению слова(блестит, сияет, мерцает,).

— Закройте учебник, проговорите орфографически правильно. А теперь напи

шите четверостишие в тетрадь по памяти.

— Выделите окончания прилагательных, определите их род и падеж.

Четвёртый слайд 3. (Зимний лес)

5.Вот такой он январь — снежный, белый.

В древности на Руси январь называли – сечень. Он рассекает зиму или делит на две половины. А в древнем Риме этот месяц называли в честь бога – солнца и света —

Януса — январём. Есть и пословица о январе (появляется на слайде):

Январь году начало, зиме середина.

Запишите её в тетрадь.

-А сейчас мы послушаем очень красивые стихи о зиме и об этом заснеженном лесе, январе.

(дети готовились заранее).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

(С. Есенин.)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев.)

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

6. Хорошо в зимнем лесу, тихо. Кажется, что он заснул сказочным сном. Но это только так кажется. А на самом деле лес не спит и если быть внимательным, то можно встретить разных птиц и зверей. (Их называют дети.)

Пятый слайд.

-Вот по глубокому снегу пробирается … лисица. (Изображение лисицы)

-А вот и осторожная (появляется картинка) рысь.

-Стая голодных (картинка) волков.

-Высоко на дерево забралась (картинка) белочка.

Шестой слайд.

А можно услышать барабанную трель (картинка) дятла.

-Слышен знакомый треск (картинка) сороки.

-А эта птица знаменита тем, что в самый лютый мороз она выводит птенцов

(картинка) клёст.

-А этих дружных птичек можно увидеть не только в лесу, но и у жилья человека (кртинка) синички.

7. Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе и

у нас должен получиться небольшой текст.

Седьмой слайд.

Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах ( Предложения на листках распечатаны для каждого).

Всё вокруг засыпано ……. ……. .

Очень тихо в ……. ……… .

Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.

-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.

В белом наряде …….. .

Под снежным одеялом ……… .

На гладком снегу …….. .

Под низким кустом ……… .

Над большим сугробом ……… .

На высоком дереве …….. .

Самостоятельная работа.

Чтение получившихся текстов.

8. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.








sitemap
sitemap