Имею право и обязан



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным

изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области»

Всероссийский конкурс школьных проектов,

посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

Имею право и обязан.

(рассказ)

Автор: Гаврилова Виктория, ученица

5 «А» класса МБОУ «СОШ №1 с УИОП»

Руководитель: Ивницкий Евгений Иванович,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 с УИОП»

Адрес: 309 640 Белгородская область

город Новый Оскол улица Гагарина 24

2013г.

Приду домой, надо будет убрать в комнате. Потом, может, поиграю, еще и уроки учить…

— Соколов, ты о чем мечтаешь?

— Ни о чем.

— О чем мы сейчас говорили? Что такое право? Какие права и обязанности гражданина ты знаешь?

— А можно я отвечу?

— Соколов прослушал, ну помоги ему Арина.

Право — это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Человек имеет право на бесплатное образование, право на свободный труд, защиту от безработицы, право на неприкосновенность жилища.

— Хорошо. А какие обязанности есть у нас с вами?

— Уважать взгляды, свободу других людей; культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

По дороге домой Соколов Саша переживал, что опять не ответил на уроке. А ведь учительница уже предупреждала, что вызовет родителей в школу, если Саша будет невнимательным.

Во дворе Саша встретил ребят из соседнего дома. Они были постарше, и репутация у них была, мягко говоря, не очень хорошая.

— Чего такой невеселый?

— Да, так…

— Наверное, двойку получил?

— Да, не знаю своих прав и обязанностей.



— Это ты про урок конституции? У нас, брат, одно право – делай то, что хочешь, а про обязанности забудь…

Придя домой, Соколов решил, что будет делать то, что хочет. «Уроки делать не хочу, убирать в комнате не буду, а вот в игры я, пожалуй, поиграю» — так Саша и провел свое свободное время.

На следующий день в школе был снова разговор с классным руководителем. Наталья Сергеевна записала замечание в дневник и оставила его дежурить в классе после уроков. «Как ребята говорят – про обязанности забудь? Убегу-ка я с дежурства, может хоть так от меня все отстанут. А то получается, что всем должен».

С такими мыслями Саша отправился домой. Он сел в автобусе на свободное место и решил ни о чем не думать. « Хотя можно помечтать как бы …

— Мальчик! Уступи место бабушке.

-Да, не обязан я никому ничего уступать!

В автобусе сделалась тишина, но никто не обернулся. «Хорошо, хоть никто не услышал». Но один взгляд Саша на себе все-таки встретил, краска выступила у него на лице. С противоположного конца автобуса на него смотрела одноклассница Катя, которая жила рядом с ним.

На остановке вышли вместе, и Саша виновато шел сзади.

— А ты чего так быстро подежурил?

— Да, я.. это…

— Что сбежал? И место в автобусе не уступил?

— Да, это просто так вышло…

— Как вышло?

— Понимаешь, все говорят – должен, обязан…

— Да, об этом нам на уроке конституции Наталья Сергеевна говорила.

— А если я не хочу?

— А если все не захотят, то, что будет?

— Не знаю, что будет. Ребята вон с нашего двора Вовик и Леник говорят – у них никаких обязанностей, а право одно – делаю, что хочу.

— Во-первых, у них есть обязанности, просто они их плохо выполняют, а во-вторых, разве ты хотел бы, чтобы о тебе говорили, так же как и о них?

— Да, наверное, нет.

— Тогда и не ставь их в пример.

— Хорошо, а можно тогда не говорить, что обязан, а просто попросить, как–нибудь по-дружески, понимаешь, Катя? Ты вот помнишь рассказ о волшебном слове?

— Да, помню. А ты знаешь поговорку: « Сделал дело – гуляй смело?»

— Да, знаю.

— И хочешь быть смелым?

— Хочу!

— Тогда поможешь мне завтра в классе подежурить? Завтра моя очередь.

— Конечно, помогу! Я извинюсь перед Натальей Сергеевной и сам попрошусь дежурить после уроков.

Наш герой после разговора с одноклассницей еще сомневался в словах Кати и по дороге домой размышлял о том, стоит ли ему меняться. И вдруг, Саша услышал громкий крик. Не раздумывая, он бросился на знакомый голос. Это был крик Кати, а рядом с ней, насмехаясь, стояли все те же Вовик и Леник.

— О, здравствуй, друг!

— Я тебе не друг.

— А чего так?

— Ты обидел мою подругу.

— Она все умничает!

— Я ее в обиду не дам, поэтому лучше разойдемся по-хорошему.

— Хорошо, мы и не собирались ее обижать, так посмеялись немного.

Когда обидчики ушли, Катя посмотрела в решительные глаза Саши, усмехнулась и сказала: «А я и не думала, что ты такой смелый. Спасибо тебе».

Идя домой, Саша подумал: «Как я мог с ними сдружиться, слушать их совета? Они же просто хулиганы». Дома Сашу ожидало еще одно испытание. Это разговор с родителями. После того, как мама прочитала в дневнике запись классного руководителя, наступила небольшая пауза.

— Как ты это объяснишь, Саша?

— Мама я уже понял, что был неправ. Теперь я буду стараться хорошо выполнять свои обязанности.

— И как ты это понял?

— Я понимаю, что могу быть полезным друзьям. А права и обязанности гражданина, я обязательно выучу, и буду знать.

— Хорошо, Саша, я тебе верю.

На следующий день Саша и Катя ехали домой в автобусе. Они стояли рядом с сидевшими пожилыми людьми. Катя посмотрела на Сашу, затем на бабушку и опять на Сашу. Саша пожал плечами и ответил: « Имею право, но и обязан!»








sitemap
sitemap