ИКТ-компетентность учителя



Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР

МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»

Статья для интернет-семинара по теме:

«Оценка эффективности использования средств

ИКТ в образовательном процессе»

ИКТ-компетентность учителя.

Информация — некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Коммуникация — путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология — совокупность способов, методов и инструментов для достижения желаемого результата.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в образовании — это совокупность способов и методов обмена знаниями, фактами, правилами (а не только компьютерные методы), которые позволяют достичь образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных).

Однако аббревиатура ИКТ в большинстве случаев используется именно для обозначения совокупности компьютерных инструментов, устройств и медиасредств, а также методов их использования. Поэтому мы для себя аббревиатуру ИКТ понимаем как информационно-компьютерные технологии.В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния электронных устройств на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности — игры. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, рассказ учителя, поход в библиотеку. Но сегодня, учитывая современные реалии, необходимо вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мозг ребенка, настроенный на получение информации в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче и быстрее воспримет предложенную на уроке информацию с помощью электронных средств. Визуальное восприятие сегодня гораздо более значимо, чем ранее.

Типология информационных и коммуникационных технологий с использованием электронных устройств и технических средств, используемых в образовании, на наш взгляд, такова:



I. Аудиотехнологии в образовании (образовательное радиовещание, проигрыватели, аудиоплееры)

II. Визуальные технологии в образовании (объекты статической проекции: диапроектор, графопроектор)

III. Аудиовизуальные технологии в образовании

Образовательное телевещание

Учебное видео

Учебное кино

IV. Компьютерные технологии в образовании

A. Мультимедиа-технологии

Электронный учебник

Мультимедиа-энциклопедия

Компьютерные обучающие программы

Компьютерные обучающие игры

B. Интернет-технологии

a) Технологии дистанционного обучения

кейс-технология

сетевая технология

b) Образовательные Интернет-ресурсы

образовательные сайты

образовательные порталы

цифровые образовательные ресурсы

виртуальные лаборатории

базы знаний

базы данных

электронная доска объявлений

электронная библиотека

c) Технология гипертекста

d) Технология виртуальной реальности

e) Телекоммуникационные технологии

электронная почта

голосовая электронная почта

форум

чат-технология

технология iсq, messenger

скайп (skype)

технология конференц-связь (телеконференция, аудиоконференция, аудиографическая конференция, видеоконференция, виртуальная аудиторная (белая) доска)

В настоящее время широкое распространение и развитие получили именно компьютерные технологии в образовании. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала, при выборе средств обучения он должен соблюдать основные дидактические принципы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Основным устройством, конечно, является компьютер (системный блок + монитор + мышь + клавиатура +колонки). Дополнительными устройствами являются проектор, экран, интерактивная доска, видеокамера, модем и др.)

Мы выделяем несколько уровней использования вышеперечисленных устройств на уроке:

Если в классе один компьютер, то основная функция — демонстрация, актуализация познавательной деятельности, иллюстрация лекции, редко – контроль качества знаний, усвоения материала.

Если в классе несколько компьютеров (компьютерный класс без выхода в Интернет), то может осуществляться индивидуализация обучения, дифференциация обучения, рефлексия.

Если организована сеть (локальная сеть без выхода в интернет), то может осуществляться консультирование, взаимоконтроль, работа в группе.

Если в компьютерном классе есть выход в Интернет, то дополнительно возникает возможность осуществлять расширенный поиск информации, а также вести обучение дистанционно, использовать образовательные Интернет-ресурсы и др.

Уроку с использованием Икт-средств, указанных в п. 2-4, свойственно следующее:    

интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

огромное количество образовательных ресурсов.

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

7. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

8. Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

9. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов — компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это — возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

Нет компьютера в домашнем пользовании части учащихся и учителей, появляется необходимость выделять время для самостоятельных занятий в компьютерных классах школьникам во внеурочное время.

У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры (установка ПО на все компьютеры, поиск и подготовка ПО к использованию).

Недостаточная компьютерная грамотность учителя. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В школьном расписании сложно предусмотреть время для использования компьютерного класса всеми учителями.

Вот некоторые составляющие, из которых складывается компетентность учителя в сфере применения ИКТ:

наличие общих представлений в сфере ИКТ;

наличие представлений об электронных образовательных ресурсах;

владение интерфейсом операционной системы;

наличие общих представлений в сфере мультимедиа;

владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов;

владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой и векторной графики;



владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями;

владение основами технологии построения web-сайтов.

Например, владение навыками пользователя офисных технологий:

·            ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования;

·            вставка и форматирование таблиц;

·            подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики;

·            вставка форм, формирование опросов учащихся;

·            приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций;

·            приёмы построения графиков и диаграмм;

·            приёмы сканирования и оптического распознавания текста;

·            простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях;

·            приёмы работы в режиме рецензирования документа;

·            приёмы построения графиков и диаграмм;

·            основные приёмы работы с редактором формул;

·            приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм);

·            приёмы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами.

владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями:

·            приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

·            приёмы поиска, подбора и аннотирования Интернет-ресурсов предметного содержания;

·            представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете;

·            приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями;

·            простейшие приёмы работы с файловыми архивами;

·            представления о работе с интернет-пейджерами (ICQ, AOL и т.п.) и другими коммуникационными технологиями (например, MS NetMeeting);

·            представления о канальном вещании и спутниковом образовательном канале МО РФ.

владение основами технологии построения web-сайтов:

·            представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта;

·            представления о структуре web-страницы;

·            простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы;

·            приёмы вставки в Web-страницу математических (химических) формул и уравнений (для учителей математики, физики, химии, биологии);

·            приёмы работы с переформатированными текстами (вставка в web-страницу стихотворных фрагментов) (для учителей-филологов);

·            представления о принципах Web-дизайна;

·            приёмы подготовки шаблонов дизайна сайта (для учителей изобразительного искусства, МХК).

 

 Давайте поразмышляем,

На сколько Вы владеете ИКТ (оцените свои компетенции, выберите тот компонент, которым, Вы владеете)? Владеете ли ИКТ в достаточной степени?

Возможно ли в 21 века организовать педагогическую деятельность без информационно компьютерных технологий?

Каковы критерии эффективного использования ИКТ в образовании?

Критерии оценки

наличие/отсутствие

или количественный показатель

Общий уровень информатизации ОУ и эффективного использования ИКТ-средств:

Уровень оснащённости ОУ информационно-компьютерной техникой (компьютерные классы, учебно-лабораторные комплексы оборудования, комплексы с интерактивными досками):

количество оснащенных компьютерных классов

— количество компьютерных классов с локальной сетью

— количество компьютерных классов с локальной сетью и выходом в Интернет

— количество учебных кабинетов, оснащенных интерактивным комплексом (интерактивная доска+проектор+компьютер)

— количество учебных кабинетов, оснащенных комплексом (компьютер+проектор+экран)

— количество учебных кабинетов, оснащенных современным электронным лабораторным оборудованием

— количество рабочих мест ученика в библиотеке с выходом в Интернет

количество рабочих мест в учебных кабинетах ученика с выходом в Интернет

— общее количество рабочих мест учителя с выходом в Интернет

количество рабочих мест, оборудованных автоматизированными средствами управления ОУ

Информатизация школьной библиотеки (автоматизация библиотечных процессов):

наличие электронного каталога;

наличие баз данных библиотечных ресурсов

Систематизация и аннотация имеющихся в школьной медиатеке медиаресурсов по предметным областям.

Наличие аннотированного каталога имеющихся аудио, видео, СD, DVD ресурсов школы и разработок учителей.

Регулярность пополнения медиатеки новыми информационными образовательными ресурсами (периодичность пополнения, объем пополнения за последний учебный год).

Наличие банка данных рекомендованных электронных образовательных ресурсов и источников в системе Интернет, периодичность обновления.

Доля уроков, проведение которых предусматривает использование ИКТ-средств, ЦОР в соответствии с рабочими программами (%).

Количество проведенных внеурочных мероприятий за ________учебный год в ОУ, проведение которых обязательно предусматривает применение ИКТ (конкурсы презентаций, вебинары, Интернет-встречи и т.д.)

Доля учителей ОУ, активно использующих ИКТ во внеурочной деятельности: (дистанционное обучение, дистанционные и заочные конкурсы и олимпиады, подготовка ЦОР, интерактивного дидактического материала, публикация опыта на страницах образовательных Интертнет-ресурсов и др.) (%).

Доля обучающихся ОУ, активно использующих ИКТ во внеурочной деятельности (участие в дистанционных и заочных конкурсах и олимпиадах, дистанционное обучение, подготовка ЦОР и др.) (%).

Создание и развитие сайта ОУ как фрагмента открытого школьного информационного пространства.

Наличие на школьном сайте элементов:

интерактивности (система регистрации, опрос и т.д.);

форума (организация общения, обратной связи);

горячей линии (по вопросам родителей к администрации, классному руководителю, учителю).

Наличие электронного варианта школьной газеты.

Доля обучающихся и их родителей, активно использующих домашние компьютеры как средство взаимодействия с образовательным пространством школы (%).

Доля обращений родителей по электронной почте, на форумах сайта от общего количество обращений (%).

Наличие школьной творческой рабочей группы учителей для регулярного обновления разделов сайта школы, разработки локальных баз данных и систем информационного обеспечения профессиональной деятельности.



Уровень использования ИКТ на уроках во всех предметных областях школьного курса (доля рабочих программ, предусматривающих систематическое использование):

электронных вариантов учебников из ФПУЛ (Федеральный перечень учебной литературы) (%);

электронных приложений к учебникам из ФПУЛ (%);

готовых ЦОР (%);

— разработанных учителями ЦОР (%);

Организация системы мониторинга ИКТ- компетентности учащихся ОУ.

Ведение электронных портфолио достижений учащихся.

Наличие системы ведения электронных портфолио достижений самими учащимися.

Наличие в ОУ системы доступа учащихся к сети Интернет во внеурочное время.

Использование средств ИКТ в методической работе:

Наличие внутришкольной системы подготовки и повышения квалификации учителей по эффективному использованию средств ИКТ

Наличие системы мониторинга ИКТ- компетентности учителей школы.

Разработка структуры и ведение электронного портфолио учителя, как накопленного материала к аттестации, обобщения опыта работы и обмена достижениями.

Периодичность проведения семинаров, конференций, курсов по повышению ИКТ- компетентности учителей в области применения Интернет-технологий при обучении (периодичность проведения, число проведенных мероприятий за последний учебный год).

Доля учителей ОУ, принимающих участие в конкурсах, конференциях по тематике применения ИКТ-технологий в обучении. (%)

Доля учителей – участников сетевых педагогических сообществ. (%)

Кол-во публикаций на сайте школы, на страницах других образовательных ресурсов Интернет, в СМИ материалов по новым методическим разработкам в области ИКТ.

Доля учителей, использующих ИКТ-средства в целях демонстрации и иллюстрации.

Доля учителей, использующих ИКТ-средства в целях индивидуализации, дифференциации обучения.

Доля учителей, активно использующих Интернет-технологии для организации дистанционных формы обучения

Использование средств ИКТ в управлении ОУ (уровень внедрения в управление школой автоматизированных средств с использованием ИКТ):

Наличие единой информационно-образовательной среды школы с включением всех её служб.

Наличие элементов перехода на безбумажную технологию делопроизводства и ведения учебно-методической деятельности:

Автоматизация документооборота, ведение отчётности в электронном виде.

Планирование учебного процесса с применением средств ИКТ.

Использование электронных журналов.

Использование электронных дневников учащихся.

Использование электронного «портфеля отчетности» классного руководителя; учителя-предметника.

— Наличие созданного в ОУ сетевого педагогического сообщества (ссылка)

Наличие системы мер по стимулированию участников образовательного процесса, использующих ИКТ технологии.








sitemap
sitemap