ИКТ в сочетании с методом проектов



Доклад «ИКТ в сочетании с методом проектов»

Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентов комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов: 

1         подготовка;

2         планирование;

3         исследование (в том числе и теоретическое);

4         результаты и (или) выводы;

5         представление или отчет;

6         оценка результатов.

Роль преподавателя в создании проекта:

При работе над проектом я помогаю студентов в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю студентов, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения  студентов в  работе над проектом.

Роль ученика в создании проекта:

Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное обучение это прежде всего характерна для студентов 3 и 4 курса для защиты курсовых работ , отчета по преддипломной практике и защита преддипломных работ к концу учебного года. Поэтому использовать информационные технологии можно, начиная с первого курса, которая начинается в школе.

ИКТ на конкретном уроке.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

как способ создания проблемной ситуации,

как способ объяснения нового материала,

как форма закрепления изученного,

как форма проверки домашнего задания,

как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Гиперссылки.

4.     Последовательность шагов.

5.     Интерактивность.

6.     Движение объектов.

7.     Моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

 

Если презентация станет основой урока, его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе PowerPoint. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация — творческая работа студента или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной студентом, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике используюУроки-лекции

Урок анализа текста, Обобщающие уроки

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу группы. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для студентов). Проблемный характер лекции может задаваться не самим преподавателем(проблемный вопрос), а самостоятельно осознается студентами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово преподавателямедиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для студентов) технологию его создания. На этом уроке студенты используют программу Консультант плюс. Где можно использовать для изучения материла нормативные документы

Урок анализа текста

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, студент может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений, это в основном касается изучение нормативно законодательных актов Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово преподавателя, а является в некотором роде интерпретацией текста законов ,инструкций, положений. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, студент уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).

Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока — собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Преподаватель благодаря презентации может все время контролировать работу группы.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших группах сам студент может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у студентов формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

умение работать в группе;

умение находить информацию в различных источниках;

коммуникативная компетентность;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий/Студенты участвуют на конкурсах, при защите преддипломных работ, курсовых и дипломных работ.

Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на студента?

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков по налогам, автоматизации бухгалтерского и налогового учета., способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общепрофессионального цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

способствует повышению познавательного интереса к предмету;

содействует росту успеваемости студентов по предмету Налоги Финансы Налоги и сборы физических лиц;

позволяет студентов проявить себя в новой роли;

формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.

ИКТ работает на конкретного студента. Студент берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на преподавателя?

ИКТ дают:

экономию времени на уроке;

глубину погружения в материал;

повышенную мотивацию обучения;

интегративный подход в обучении;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студентов получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Среди программных средств чаще всего используются PowerPoint™, Excel™, Access™, МovieMaker™, Paint™, AdobePhotoshop™, SmartNotebook™, SmartSynchronEyes™, «Интерактивные задачи для интерактивной доски», программные продукты по предметам.

Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?

1.       Реализуются новые цели образования:

организация самостоятельной продуктивной деятельности;

формирование информационной грамотности и компетентности;

индивидуализация процесса;

ценностно-смысловое определение студентов.

2.       Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

расширения возможностей доступа к образовательной информации;

совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;

формирования умения самостоятельно приобретать знания;

визуализации представленной информации;

ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

развития творческого потенциала студента;

незамедлительной обратной связи;

одновременного использования нескольких каналов восприятия студентов.

3.       Преподаватели, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке студентов.

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года) Оценка деятельности студентов в учебном процессе за последние годы показано в таблице успеваемости.

Анализ успеваемости групп БН-06, БН-07, БН-08 за 3 года

Группы

Оценка

«удовлетворительно»

Оценка «хорошо»

Оценка «отлично»

Качественная

успеваемость, %

БН06

Курсовые работы

7

5

7

63,0

Преддипломная практика

5

8

6

74,0

Дипломная работа

5

2

12

84,0

БН 07

Курсовые

3

6

6

80

Преддипломная практика

5

3

7

67

Защита дипломных работ

4

5

6

73

БН 08

Курсовые

3

4

5

75

Практика дипломная

4

8

67

Дипломная работа

10

2

100

Из данных этой таблицы следует, качественная успеваемость по курсовым работам достигает от 60 до 75 %,. По преддипломным квалификационным работам, включая практику успеваемость повысилась от 60 до 75 %, а защита дипломных работ от 73 до 100 % Заключительный этап учебного процесса — проведение исследований, на основе преддипломной практики. Здесь основной задачей является индивидуализация процесса обучения, или личностно ориентированный подход. Учебно-исследовательская работа на данном этапе заключается в проведении олимпиад, конкурсов, круглых столов, дискуссий и учебных конференций, в дальнейшем защита курсовых и дипломных работ.

Насколько возможно воспроизвести данный опыт в образовательном учреждении?

Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов:

1.       IBM PC совместимый компьютер

2.       Проектор

3.       Экран

4.       Программное обеспечение: MicrosoftWindows, MicrosoftOffice

Также для работы с ИКТ требуются начальные пользовательские навыки работы с компьютером, с пакетом программ MicrosoftOffice.

Для более содержательных, красочных и более интересных разработок требуются дополнительные материальные средства:

1.       Всемирная сеть Интернет

2.       Цифровой фотоаппарат

3.       Цифровая видеокамера

4.       Медиатека

 

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как студента, так и преподавателя.

Дерзайте, коллеги.



sitemap
sitemap