Иконографические типы Богородицы



Иконографические

типы Богородицы.

Конспект внеклассного занятия в 8 классе, посвящённого Рождеству Богородицы.

Учитель Нуждина Э.Г.

Цель занятия: воспитание уважения к православным традициям , воспитание православной культуры.

На экране слайды: храм Рождества Богородицы в Путинках, храм Покрова на Нерли, Успенский храм во Владимире ,храм Покрова в Филях, Благовещенский храм г. Кохма.

Звучит духовная музыка.

Вопрос: Что объединяет эти прекрасные творения рук человеческих?

Ответ: эти храмы объединяет образ Богородицы, потому что все они построены в её честь и связаны с её именем, её жизнью и её деяниями.

Наш Кохомский храм тоже связан очень важной вехой в жизни Девы Марии – Архангел Гавриил сообщил ей о грядущем рождении от неё Спасителя.

Слайд : Благовещенский храм г. Кохма,

затем выплывает икона «Благовещение».

Икона «Благовещение» — храмовая, с ней и с праздником «Благовещение» связано название нашего храма.

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь к Богоматери и её почитание глубоко вошли в душу народа. Сколько молитв было вознесено на этой земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней, как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту.

Молитва Богородице…

В храме пред Иконою Девы Богородицы Еле слышно молится — просто человек. Он стоит в раскаянье, он устал в терзании, За спиной им прожито – ну, без мала век.

Искренне и истово сердце истомленное Призывает плачуще о любви дитя. Пресвятая, Чистая, Дева Богородица, Ты в минуты горькие защити меня.

Верую я искренне, что с небес взирающе, Ты, порой печалишься, понимая все, Как душой измученной мы еще стараемся Сохранить доверие в мире, где живем. Понимаем разумом — легче жить без совести, Злостью окруженные, вынужены врать. Иногда срываемся, иногда ругаемся, А потом стараемся это забывать… Ты утешь нас, матушка, защити от напастей. Упаси от зависти, гнева и обид. Пусть Любовь великая, что тобой даруется, Души наши бедные снова исцелит… Он стоит и молится, искренне и истово.Жизнь почти что прожита, близится ИТОГНу чего ж тут сделаешь, он взывает к ЧИСТОМУОн пришел… он кается… ПУСТЬ РАССУДИТ БОГ!(http://megaslovo.ru/biblio/6595.html)

Слайд: икона с ликами Богородицы и Иисуса Христа.

Сегодня 21 сентября. Православная церковь чтит этот день как День Рождества Богородицы.

Осень мягко золотится.

В дальний путь готовы птицы.

Освежает их собранье

Ветра тёплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданный

У Иоакима с Анной

Давняя мечта сбылась:

Дочь Мария родилась.

(http://kubansobor.ru/famcenter/scenarii/pokrov/)

Слайды : иконы Богородицы.

Иконография Богородицы очень богата и разнообразна. В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Девы Марии, а всего можно насчитать более 860 наименований её икон. И всё же из всего многообразия икон Богоматери можно выделить несколько иконописных композиций, восходящих к византийским образцам, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.Слайды с изображением Богородицы типа «Оранта», «Панагия» и «Знамение».

ВОПРОС: Что общего в изображении Богородицы на этих иконах?

Ответ: Общее в этих иконах изображение рук Богородицы. Они воздеты вверх, к Сыну и Отцу Небесному.

Вопрос: Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: Одно из изображений поясное, одно из них без изображения младенца на груди Богородицы.

Считается,что эти иконы принадлежат к одному иконографическому типу, именуемому «Оранта» или «Знамение». Рассмотрим каждую из них.

Слайд: икона «Оранта».

Один из самых основных типов изображения Богоматери представляет Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу.

Вопрос: Объясните, что означает эта поза?

Ответ: это традиционный жест заступнической молитвы, обращение к Богу . За весь род человеческий молит Богородица, и воздетые руки стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду молитвы.

Этот тип иконы называется «Оранта», что в переводе с латинского (orans )означает «молящаяся», « взывающая».

В главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый Нерушимая Стена. Этот особый эпитет, присваиваемый, как правило, изображениям Богоматери иконографического типа Оранта, заимствован из акафиста Богоматери «Радуйся, царствия нерушимая стено» — (икос XII). Пресвятая Дева изображена на золотом мозаическом фоне в исполинский рост (высота фигуры 5 м 45 см), без Младенца, стоящею на четвероугольном золотом камне с воздетыми руками. В народе говорили: « Пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.»

Итак, «Оранта Киевская» несёт идею заступничества.

На экране икона «Великая Панагия». « Ярославская Оранта».

Вопрос: В чём отличие предыдущей иконы от той, которую вы видите на экране?

Ответ: У Богородицы на груди диск с изображением Христа Эммануила.

Вопрос: Почему Христос изображён не на руках у Богородицы, а на груди? Каково Значение этого образа?

Ответ: Это обозначает, что Христос – Сын Божий и Сын Человеческий. Он пришёл в мир через Богородицу – земную женщину.

Икона типа Оранта с диском на груди Богородицы получила название « Великая Панагия» — «Всесвятая». Этот тип иконы также называют Богородица «Знамение».

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери.

Икона «Ярославская Оранта» или «Великая Панагия» несёт богословскую идею Боговоплощения.

Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение». Молитва « Богородице Дево, радуйся…»

На слайде текст молитвы. Затем звучит песнопение.

Существует поясное изображение Панагии и в русской традиции чаще именно такое изображение называют Богородица « Знамение». Слово «знамение» обозначает знак, ниспосланный свыше о рождении Спасителя рода человеческого. Знаком спасения, знаком начала новой жизни было воплощение Сына от Девы.

Одной из Великих икон этого типа является икона «Новгородское Знамение».

Послушайте легенду об этой иконе.

(Ученица рассказывает легенду об иконе « Новгородское Знамение» .

См. книгу Ерёмина Т.С. «Предания о русских иконах»).

( Еремина Т.С. Новгородское знамение.//Предания о Русских Иконах. — М., 1994. — С.71 — 88.)

Второй иконографический тип получил название «Одигитрия». Что по — гречески значит «Путеводительница». Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу святому Апостолу Луке. Икона Богоматери «Одигитрия» была одной из первых византийских икон, привезённых к нам.

На экране икона с изображением Богородицы « Одигитрия»

Вопрос: Как вы, ребята , думаете, почему икону так назвали: «Путеводительница»?

Ответ: Богородица как бы говорит нам, указывая на Христа, что путь истинный – это путь к Богу.

другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

В жесте Богородицы, указующем на Христа, ключ к этому образу — Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Слайд «Одигитрия Смоленская.»

Икона Божьей Матери, получившей название Смоленской, издавна почиталась на Руси. Она была овеяна вековой славой и известна своими чудотворениями. Предание приписывало её кисти евангелиста Луки, которому первому принадлежат изображения Пресвятой Девы Марии. Святитель Дмитрий Ростовский предполагает,что Лука отослал икону в Антиохию правителю Феофилу, для которого были написаны Евангелие и книга Деяний Аостолов. Из Антиохии святыня попала в Иерусалим, а затем в Константинополь.

Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Слайд «Богоматерь Казанская».

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (ελεούσα), т.е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление»стали связывать с определенной иконографической схемой.

Вопрос: Что отличает икону « Умиление» от «Одигитрии?

Ответ: Богродица и Младенец изображены в позе взаимного ласкания. Дева Мария наклонилась к своему Сыну, а в глазах у неё любовь и печаль. И Он

как будто знает о той миссии, которая уготована ему ему, — стать Спасителем .

В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» (γλυκοφιλούσα) — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д.

Главной русской святыней издавна считается икона Владимирской Божией Матери. Владимирская икона — святыня, пришедшая в Россию из самой глубины веков. Уже в первых летописных упоминаниях об иконе Божией Матери, позднее названной Владимирской, утверждается, что она писана евангелистом Лукой, да ещё при жизни Богородицы.

Рассказ о чудесах иконы «Богоматерь Владимирская».

(Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах .- «Владос», 1994 , с 140-141).

Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, то лошади встали. Не помогали ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери — остаться в городе Владимире, и заложил собор для святыни. Великолепный храм был сооружен всего лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Итак, три названных нами иконографических типа — «Знамение» («Оранта»), «Одигитрия» и «Умиление» являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно — «Акафистный», так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей.

Закончилось наше занятие. В заключение мне хочется процитировать Преподобного Иоакима Оптинского: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо».

А сейчас я зажгу свечку у иконы Богородицы. Горение свечи- обожествление человека, приближение его к Богу, его превращение в новое состояние действием огня Божественной любви. Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету, пламень любви к Богу, Матери Божией. И от этого огня Божественной любви я зажгу ещё свечу, чтобы через неё передать вам, ребята, огонёк- частичку этой любви, этого Божественного света, чтобы через него передалась вам не только любовь, но и чистота Пречистой Девы Марии.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. Пусть сердца будут чистыми глубины.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

( Рубцов Н. Лирика. – М.: «Современник»,1984, с 28.)

Используемая литература.

1. Кравченко А.С., Уткин. А.П. Икон а. — М.: «Стайл А ЛТД», 1993.

2.Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах .- «Владос», 1994 .

3. Прот. Шмеман.А. Исторический путь православия.- М.: «Паломник», 1993.

4.Варшавский А. Судьбы шедевров.- М.: «Детская литература», 1984.

5. Рубцов Н. Лирика. – М.: «Современник»,1984.

6. Интернетресурсы.



sitemap
sitemap