Игры из детства моей бабушки



Игра… В жизни каждого человека она играет важную роль. Но в настоящее время все увлечены компьютерными играми или, так наываемыми, «SMS»-ками. А когда –то, как мне рассказывали бабушка и мама( когда они были пионерами) дети много времени отводили играм как на улице, так и в помещении. Игра – это занятие, которое служит для развлечения, отдыха и спортивного соревнования. Подвижные игры способствуют лучшему усвоению и закреплению у детей навыков в беге, прыжках, метаниях и вырабатываются такие навыки, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Мама вспоминает, как они гоняли мяч, «забивали чижа». Каждая игра проходила дружно, в обстановке взаимного уважения друг к другу. При этом всегда соблюдали правила игр, а, следовательно, играли дисциплинированно, осознавая ответственность за свои действия перед коллективом (воспитывалось чувство коллективизма и здорового соперничества). В каждой игре были дети — организаторы, которые вовлекали своих товарищей в разнообразные содержательные занятия и оказывали посильную помощь учителю или вожатому.

В некоторых играх выделяли «водящего». Это делалось разными способами. Например, посредством «считалок» (дети вставали в кружок и руководитель начинал счёт). Ребята также могли сами выбрать водящего или его назначал руководитель. В играх следует добиваться поставленной цели, проявлять инициативу, настойчивость в борьбе с препятствиями.

Мама и папа рассказали мне, как они вечерами летом играли в игру «двенадцать палочек».

Игра «Двенадцать палочек» лучше всего проходит на лесной полянке, на площадках, где можно прятаться.

Игрок, назначенный водящим, ударяет ногой по концу дощечки, лежащей на земле, на сучке. На другом конце этой дощечки положены 12 палочек. От удара ногой палочки разлетаются в разные стороны; в это время остальные игроки убегают и прячутся поблизости, пока водящий не успеет положить все палочки обратно на доску. Как только палочки уложены на место, водящий отправляется искать спрятавшихся игроков. Кто – нибудь из них может выбежать из своего укрытия и незаметно для водящего ударить ногой по дощечке и закричать: «Двенадцать палочек летят!». Тогда водящий опять должен собирать палочки, а все перепрятываются.

Тот, кто выбежал из-за укрытия, но не успел дотронуться до дощечки и был замечен водящим, и те, кто плохо спрятался и кого водящий увидел, — выбывает из игры. К концу в игре остаются самые ловкие ребята – «невидимки»

Правило, которое является обязательным для каждого: выбывшим из игры нельзя мешать товарищам, продолжавшим играть, и помогать водящему искать спрятавшихся.

Игры на площадках, на открытой местности проводятся в хорошую погоду. Поэтому в ненастье важны подвижные игры в помещении.

Подвижные игры в помещении

Второй лишний.

Участники игры строятся по кругу на расстоянии шага один от другого.

Двое водящих – один бежит, а другой его догоняет. Когда убегающему грозит опасность быть пойманным, он может встать впереди любого игрока. Тот убегает от преследования, и сам старается занять место впереди стоящего. Если же догоняющий успеет «осалить», т.е. дотронуться до бегущего, то игроки меняются ролями, и водящим становится тот, кто убегал. Важно соблюдать правило: водящим запрещается бегать через круг.

Вокруг стульев, или Неуловимый шнур.

Эта игра поможет определить, кто быстрее бегает. Мальчики и девочки соревнуются отдельно.

Два стула ставят спинками друг от друга на расстоянии 5-8шагов один от другого. Под стульями на полу протягивают шнур (или связанные скакалки) так, чтобы его концы были видны. Игроки распределяются на пары.

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу руководителя каждый из них бежит влево, обегая стул соперника, возвращается, садится на свой стул и старается быстрее партнёра выдернуть шнур. Сумевший сделать это первым – побеждает. Затем в игру вступает следующая пара играющих. В итоге определяют лучшего игрока.

Два правила, которые необходимо помнить: запрещается, обегая стул соперника, браться за него руками; чтобы выдернуть шнур, и надо обязательно сесть на стул.

А вот ещё одна игра со стульями, в которую играли наши родители и сейчас мы играем на вечерах. Называется она «Музыкальный стул» или «Быстрый и ловкий».

Стулья ставятся по кругу, спинками вовнутрь. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу руководителя бегут вправо (влево) под музыку. Музыка останавливается, каждый из участников старается занять стул. Но поскольку стульев меньше, один игрок остаётся без места. Он выбывает, а из круга убирают ещё один стул. Побеждает тот, кто окажется самым ловким и займёт стул из последних двух играющих игроков.

Моя бабушка, Киселёва Валентина Михайловна, которой недавно исполнилось 75 лет, с удовольствием вспоминает, какими они были активными пионерами. Она рассказывает, что всё пионерское движение — это и есть, своего рода, игра. «Мы активно принимали участие во всех проводимых мероприятиях, помогали старшим, хорошо была у нас налажена тимуровская работа. Если в классе были отстающие ученики, то им помогали в учёбе. У нас были подшефные из начальных классов, с которыми мы на перемене проводили игры, помогали с выполнением домашней работы. Своим младшим братьям мы читали книги, ходили вместе на концерты. Помогали колхозу в уборке картофеля и овощей. В больнице выступали с концертами и ухаживали за больными». Сидящая рядом с бабушкой соседка тоже делится воспоминаниями: «Интересно проходили у нас школьные вечера, различные конкурсы, викторины. Впечатляющей была игра «Зарница». Чаще она проходила для 5-10 классов. За пределами школы выбиралось место, где есть обязательно гора и равнина. Все делились на две команды. У каждой команды был штаб и своё знамя, которое они защищали. Соперники должны захватить это знамя. Побеждали сильнейшие и проворные».

Мне, ученице XXI века, века скорости и новых технологий, очень бы хотелось, чтобы эти игры не забывались, не уходили в прошлое. Я надеюсь, что мы их обязательно разучим и будем играть летом на площадке или проведём День забытых игр.



sitemap
sitemap