Игровые технологии на уроках биологии_67177



В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

2

Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В тоже время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний. Особое место в обучении и воспитании детей занимают ролевые игры. Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых – ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С. Выготский отмечал уникальную особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом и экологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические и экологические знания. На уроках биологии использую ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободными, самостоятельными. Сюжет таких игр развертывается на глазах учащихся. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. Ролевые игры-проекты являются основой личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности – важного компонента содержания биологического образования. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Использование игровых технологий на уроках биологии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения биологических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. При организации и осуществлении учебно-

3

познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании биологии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, биологические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании биологии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Работая по проблеме “Использование игровых технологий на уроках биологии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение влечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. Решению этих задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты. Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и

4

готовности к мыслительной деятельности. В ходе работы над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся. Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения и биологии. Они вводят ученика в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения. Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития школьников. На уроках природоведения в 5 классе использую настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры — наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра — одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. В качестве материала для настольных игр использую плотную бумагу, картон, иллюстрации и т.д. Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Их можно использовать на интегрированных уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.

а) Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их

пересечении можно было прочитать слово другого значения.

I.

1Л2 И3 С4Т5 О6П7А8 Д

2 Ива 8 Дуб

7 Береза

5

3 Смородина

1 Клен

5 Орешник

4 Лиственница 6 Липа

(Под номерами рисунки)

Задание: Рассмотри рисунки. С каких деревьев и кустарников опали листья?

Впиши их названия соответственно цифрам.

II. Тема: «Строение растений».

По горизонтали: 1. Эта часть растет вниз, находится в почве. 2. Эти части растут на стеблях, при их помощи растения питаются и дышат.

3. Эта часть образуется на стебле, из него развивается плод.

По вертикали: 4. Эта часть образуется из цветка, в нем развиваются

семена. 5. Эта часть растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. 6. Они находятся в плодах, ими растения размножаются.

451263

Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно цифрам.

III. Тема: «Растения и животные леса».

1 Е122 Л3 С4 П5 И6 Б7 К8 О9 Р10 А11 О

1. Хвойное дерево — новогодняя гостья.

2. Лиственное дерево — медонос.

3. Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют

деревом здоровья.

4. Хвойное дерево.

5. Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по

берегам рек, называют «плакучая».

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.

7. Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую

ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты.

8. Лиственное дерево — пионер, первым заселяет свободные открытые

пространства.

9. Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями. Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири.

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках.

11. Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью

листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Задание: Разгадайте кроссворд. Если вы правильно назовете растения, то под цифрой 12 прочтете название дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

б) Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые

6

высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

ВОЛК ТЮМЕНЬ

КОЛОС — СОКОЛ ВОЛ

ОСА КОТ

Ребус-пословица:

ЗАРЯ Добр совет на приметку бери

в) Чайнворд — образует цепочку наименований предметов, растений или

животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.

Тема: «Человек», «Физкультура и спорт».

Задание: Попробуй пройти слаломную трассу, а для этого заполни чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер, работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух олимпийских видов спорта.

Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают

определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их

свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

Можно использовать игры экологического характера, когда дети

выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на

сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

7

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета

или явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего:

а) шарады — задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово,

состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Кто играл в горелки летом,



Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали. (Горизонт)

б) метаграммы — задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова:

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты и прибавишь —

И стану птицей я лесной. (Волга — иволга)

Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное – обретают вкус к учебной деятельности.

Игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь

тесную связь с изучаемым материалом по теме.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться;

Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов,

способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху.

8

Во время экскурсии можно провести игру: «По лесной тропинке»,

Этапы могут быть такими: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз»,

«Маленькие тайны природы», «Береги природу», «Бюро

погоды». ( См. приложение №1)

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети , трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д.. При всем разнообразии методических приемов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание – не выполняет функции, развивающей личность. Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии учитываю возрастные особенности учащихся. В 6–8-х классах – это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

В наше сложное время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как целеустремленность, активность, упорство, умение добиваться поставленных целей. Кроме обладания и другими положительными

9

качествами, желательно уметь мыслить творчески, быть способным принять нестандартные решения в сложных ситуациях в любой области деятельности. Такие люди всегда ценились и были востребованы.

Чтобы ребенок преуспел в жизни, ему необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать нестандартное (творческое) мышление. Оно необходимо для того, чтобы быстро находить решение в различных трудных ситуациях. Развивая данный вид мышления, ребенок лучше адаптируется в обществе, смотрит нетрадиционно на будущие проблемы, легче овладевает учебным материалом.

Некоторые ученые считают, что творческие качества передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать и развить. Другие исследователи отмечают, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, поэтому их целенаправленное воспитание и развитие у детей и самовоспитание у взрослых затруднено. Конечно, нельзя абсолютно отрицать генетическую предрасположенность человека к творчеству. Однако для развития и реализации этих способностей необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов.

Одной из стратегических целей образования в школе является воспитание творческой личности, развитие таких качеств школьников, как фантазия, воображение, интуиция, активность. Человек может представить то, чего он в действительности никогда не видел.

Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать…

На уроках природоведения и биологии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

11

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

«Зеленый друг».

Какие хвойные деревья и кустарники вы знаете?

(Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

Чем ценна древесина лиственницы?

(Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?

(Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?

(Сосна — светолюбивое дерево.)

Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

(В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?

(Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

Какое дерево цветет позднее всех?

(Липа. Цветет летом.)

Какое растение называют северной мимозой?

(Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки

складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?

(Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб)

Съедобен ли дождевик?

(Молодые дождевики едят.)

В какое время суток следует отправляться за грибами?

(С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?

(Вороний глаз. Волчье лыко.)

Какую ягоду называют северным гранатом?

(Костянику.)

«Лесная аптека».

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?

(Листья подорожника.)

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Черной смородины, шиповника.)

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из сухих цветков и листьев — хорошее средство от кашля.)

Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Какие болезни лечит красавица-березка?

(Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)

Когда следует собирать лекарственное сырье?

(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки — в начале цветения; листья — перед цветением или в начале его; корни и

корневища — весной и осенью; кору — весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

Назовите правила сушки лекарственного сырья.

(Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день астения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце)

«Остроглаз»

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

(Воронье — лотком, сорочье — круглое, с крышей.)

Как по клюву различить молодого грача и взрослого?

(У взрослого грача основание клюва белое.)

Какие птицы прилетают весной раньше — стрижи или ласточки? Почему?

(Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где

обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

(Скворец.)

У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

(Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа?

(Дятел весной пил березовый сок.) — Кто кукует у кукушки? (Самец.)

Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?

(Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки крапивницы, лимонницы, комары- толкуны,божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии)

Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?

(Клюкву, бруснику.)

Что означает «плач» березы весной?

(Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?

(Мать-и-мачеха, в апреле.)

Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему?

(Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые,синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску)

Почему у березы молодые листочки клейкие?

(Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

Какое значение имеет листопад?

(Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита дерева от поломок)

У каких растений листья краснеют?

(У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?

(Они самые молодые, дольше живут.)

Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?

(Зимний дуб.)

У каких растений семена снабжены «парашютами»?

(У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap