Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащих



Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Одним из основных принципов в дидактике был и остаётся принцип активности учащегося в процессе обучения. Это понятие подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Не секрет, что для многих из нынешних школьников учебный труд превращается в тягостную повинность. Поэтому учителю необходимо преобразовывать образовательный процесс — из однообразного скучного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в урочной и внеурочной деятельности. Более всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.

Активность школьников сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично входит постановка цели и ее достижение, планирование деятельности, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

При проведении уроков физики мною часто используется игровая технология. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал при этом используется в качестве её средства. Урок при этом приобретает элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания при этом связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки.

Для школьников старших классов мною разработана деловая игра «физическое лото» по теме «Газовые законы» (10 класс). Она построена по принципу обычного лото, но вместо традиционных «бочонков» с числами используются пронумерованные карточки с заданиями (Приложение. Рис. 1). Игра может быть рассчитана на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся. Каждый играющий получает карту с ответами на 5 заданий, размещённых в квадратах (Приложение. Рис. 2) и контрольный листок аналогичного размера и разметки (Приложение. Рис. 3). Когда ведущий предъявляет задание, играющий должен найти в одном из квадратов на своей карте ответ и записать номер задания (предъявленной карточки) в аналогичный квадрат контрольного листка. Побеждает тот, кто нашёл большее число правильных ответов, или (как в обычном лото), кто первым заполнил все квадраты контрольного листка.

Таким образом схема игры следующая: задание поиск ответов на карте фиксация найденного ответа в контрольном листке новое задание.

Достоинством игры является то, что она может проводиться по трём уровням сложности, что позволяет использовать её в классах различного профиля и уровня подготовки. На первом уровне А учащимся в качестве заданий предлагаются карточки, на которых изображены графики изопроцессов в определённых осях координат (Приложение. Рис.1). Карты ответов (Приложение. Рис.2) маркируются по вариантам от А1 до А20 и содержат название участков графика изопроцесса для идеального газа и указание осей координат. Все карты ответов различны, и ответ на любые из заданий может встретиться у нескольких учащихся: например ответы на задание А №1 есть на картах А1, А5, А9.

На втором уровне сложности В1 в качестве задания предъявляется карточка с текстовым названием участков (от одного до четырёх) графиков изопроцессов и указанием осей координат (Приложение. Рис. 4). На картах ответов серии В даны графики изопроцессов в осях координат Р(V), Р( Т), V(Т). Карты ответов маркированы от В1 до В20.

Задания третьего уровня сложности предлагаются на карточках серии В2, содержащих изображение графика в определённых осях координат. Учащийся в процессе игры должен найти на своей карте график данного процесса, перестроенный в других осях координат. Это непростая задача, но элемент соревновательности, присущий любой игре, ускоряет процесс овладения языком графиков, что немаловажно в физике.

Игра может быть использована при закреплении материала по данной теме; для проведения зачёта по теме; в качестве итогового повторения. Её можно проводить и на уроке и как внеклассное мероприятие, в рамках «недели физики» в школе.



Приложение

А 1

№ 4

Рис. 1

А 2

1-2 изотерма

2-3 изохора

3-1 изобара Р(Т)

1-2 изохора

2-3 изотерма

Р(Т)

1-2 изотерма

2-3 изобара

3-1 изохора V(Т)

1-2 изобара

2-3 изохора

3-1 изотерма V(Т)

1-2 изотерма

2-3 изобара

3-1 изохора Р(V)

Рис. 2

А 2

Иванов С. 10

Рис. 3

В I

№ 1 1-2 изотерма

2-3 изохора Р(V)

Рис. 4








sitemap
sitemap