Игра-викторина Музыкальные знатоки



МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа»

г.о. Дзержинский, Московская область.

Методическая разработка урока

по музыкальной литературе

преподавателя теоретических дисциплин

Демчинской Лилии Владимировны

Игра – викторина «Музыкальные знатоки»

Пояснительная записка

Игра – викторина «Музыкальные знатоки» создана в 2008 году и является самой интересной формой работы на уроках музыкальной литературы.

Идея игры заключается в формировании самостоятельного желания общения с высокохудожественной музыкой.

Игра развивает потребность в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учащиеся в увлекательной форме и разнообразных заданиях соревнуются в своих знаниях. Успех во многом зависит не только от уровня полученных знаний, но и от быстроты мышления и музыкальной памяти.

Музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве.

Для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности — это мощный стимул для получения знаний.     Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.     Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков — создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.     Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.      Основные     достоинства     игрового     метода     заключаются     в     следующем:

обеспечивается    комплексность    формирования    знаний,    умений,    навыков;

процесс      приобретения     знаний     получает     деятельностный     характер;

учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;

развитие желания и способности действовать самостоятельно

Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.

Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей — серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.Данная игра-викторина разработана для учащихся 6 классов детской музыкальной школы и детской школы искусств (третий год обучения по предмету музыкальная литература). С большим успехом ежегодно проводится с 2008 года, вызывая активный интерес учащихся.

Цель игры — формирование мотивации деятельности к познанию и повышению уровня теоретических знаний и музыкальной памяти.

Задачи:

Образовательные:

— закрепление полученных знаний на уроках музыкальной литературы (первый, второй и третий годы обучения)в IV, V, и VI классах.

— совершенствование практических навыков и умений по пройденным темам.

Развивающие:

— развитие потребности в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии зарубежных и отечественных композиторов, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

— развитие слуховых музыкально-аналитических навыков

— развитие быстроты мышления

Воспитательные:

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании

— расширение музыкального кругозора учащихся

Методические приемы: обобщение и контроль знаний, практическая работа, поощрение по итогам знаний в виде грамоты, диплома.

Оборудование и наглядный материал:

Мультимедийный проектор

Экран

Компьютер

Музыкальный центр

Игровое поле

Игровой кубик

Игровые фишки (для каждого учащегося)

CD диск с фрагментами музыкальных произведений зарубежных и русских композиторов.

Электронная презентация игры-викторины в Microsoft Power Point.

Аудиопособие (Кушнир М.Б., ТД Ландграф).

Правила игры:

Игровое поле содержит ярлычки с пустым изображением и с изображением «скрипичного ключа». Стрелки указывают направление «хода».

Игровой кубик определяет количество «ходов» фишки и вопрос участника игры.

Ярлычок с пустым изображением – теоретический вопрос.

Ярлычок с изображением «скрипичного ключа» — музыкальный вопрос.

Теоретический вопрос участники игры видят на экране.

Музыкальный вопрос содержит фрагмент музыкального произведения и воспроизводится на музыкальном центре.

Игра-викторина содержит 39 теоретических вопроса и 17 вопросов с фрагментами музыкальных произведений, в которых надо определить композитора и название произведения.

Участники игры делятся на две команды. Во время игры соблюдается очередность вопросов для каждого члена команды. Каждый теоретический ответ оценивается как «4 балла» , музыкальный ответ — «6 баллов».Если ответ содержит неполную информацию – участник получает половину баллов, т.е. «2» или «3». Участник, дополнивший неполный ответ другого игрока, получает 1 балл. Если ответ неправильный, то право ответа переходит к члену команды участника. Каждый игрок должен пройти по игровому полю до последнего вопроса.

В конце игры подсчитывается количество набранных баллов каждым участником и по итогам знаний определяются: 1-место, 2-место, 3-место, «участник игры».

Учащиеся награждаются грамотами и призами.

Итоговый вывод:

Подобную игру-викторину можно проводить как контрольные уроки по итогам четверти, полугодия, учебного года, изменяя учебный материал в зависимости от тематического планирования. Итоги можно суммировать и засчитывать на выпускном зачете по предмету «Музыкальная литература».



Данная форма проведения контрольного опроса предъявляет к ученикам максимальную собранность и подготовленность по пройденным темам, а также позволяет в активной игровой форме самостоятельно проверить свои знания.

Правила игры носят вариативный характер и могут быть изменены.

Теоретические вопросы

1.

Назовите композитора эпохи барокко:

А) А. Вивальди

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Й. Гайдн

2.

Как называется инструментальный цикл, основанный на контрастном чередовании разных танцев?

3.

Кому принадлежат сочинения: «Бранденбургские концерты», «Страсти по Матфею»

А) И.С. Бах

Б) Л.В. Бетховен

В) Ф. Шопен

Г) Й. Гайдн

4.

Что такое увертюра?

5.

Кто написал оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»

А) В.А. Моцарт

Б) Л.В. Бетховен

В) Ф. Шуберт

Г) Н.А. Римский-Корсаков

6.

Кто из этих композиторов не является венским классиком

А) Й. Гайдн

Б) Ф. Шуберт

В) В.А. Моцарт

Г) Л.В. Бетховен

7.

Что такое лейтмотив?

8.

Кто автор симфоний «С тремоло литавр», «Прощальная», «Детская»

9.

Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем

А) вариации

Б) рондо

В) сонатная форма

Г) фуга

10.

Кто написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт»

11.

Кто написал оперу «Фиделио»?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Ф. Шопен

12.

Он учился в морском кадетском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Но он оставил морскую службу и навсегда посвятил свою жизнь музыке. Кто это?

13.

Кто автор симфонии, в финале которой использован хор?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Ф. Шуберт

Г) Л.В. Бетховен

14.

Кто положил начало трем типам симфонизма в русской музыке – эпическому, лирико-драматическому и жанровому?

А) М.И. Глинка

Б) А.П. Бородин

В) А.С. Даргомыжский

Г) М.П. Мусоргский

15.

Это энциклопедия Баховских образов. Великий русский пианист Антон Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители» называл это сочинение Баха «жемчужиной в музыке». Как называется это сочинение?

16.

Назовите инструменты струнной группы симфонического оркестра

17.

Кто написал больше 100 симфоний?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Ф. Шуберт

Г) Л.В. Бетховен

18.

Кто написал «Ночь в Мадриде», «Арагонскую хоту», «Вальс-фантазию», «Камаринскую»?

А) М.П. Мусоргский

Б) А.П. Бородин

В) М.И. Глинка

Д) Н.А. Римский-Корсаков

19.

Кто был руководителем «Могучей кучки» и кто входил в состав этого содружества?

20.

Кого называют отцом симфонии и квартета?

А) В.А. Моцарта

Б) Л.В. Бетховена

В) Й. Гайдна

Г) И.С. Баха

21.

Какая из этих опер написана на сюжет А.С. Пушкина?

А) «Борис Годунов»

Б) «Снегурочка»

В) «Князь Игорь»

Г) «Иоланта»

22.

Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?

23.

К жанру симфонии относится:

А) «Картинки с выставки»

Б) «Богатырская»

В) «Хованщина»

Г) «Спящая красавица»

24.

Как называется вокальная мелодия, напоминающая разговорную речь?

25.

Назовите деревянные духовые инструменты

26.

Кто автор «Неоконченной симфонии»?

А) Л.В. Бетховен

Б) Й. Гайдн

В) Ф. Шуберт

Г) В. А. Моцарт

27.

Великий композитор, выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, талантливый литератор, дирижер, он играл на флейте, виолончели, рояле, знал несколько языков. Кто это?

28.

Национальное происхождение танцев:

Чардаш, гопак, трепак, лезгинка, полька

29.

Кто написал оперы «Борис Годунов», «Хованщина»?

А) Н.А. Римский-Корсаков

Б) А.П. Бородин

В) М.П. Мусоргский

Г) М.И. Глинка

30.

Кто написал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»?

31.

Назовите медные духовые инструменты

32.

Национальное происхождение танцев: лендлер, менуэт, полонез, болеро

Музыкальные вопросы.

И.С. Бах. Токката и фуга ре минор.

И.С. Бах. Французская сюита до минор. Жига.

Й. Гайдн. Симфония № 103, I часть, вступление.

В.А. Моцарт. Симфония № 40, I часть, главная партия

Л.В. Бетховен. Симфония № 5, часть I, главная партия.

Ф. Шопен. Этюд «Революционный» до минор.

Ф. Шопен. Вальс до-диез минор.

Ф. Шуберт. «Ave Maria»

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.

Э. Григ. «В пещере горного короля»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap