Игра-путешествие в страну Добра



Игра-путешествие в страну Добра

Цель:

расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;

развивать у детей способности анализировать свои действия;

воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Ход занятия

(При входе в класс дети получают жетон с номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим вагонам. На доске: «Путешествие в Страну вежливости и доброты».)

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы, Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш маленький театр. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

Итак, поезд трогается с песней «Улыбка» (поётся один куплет с припевом) и прибывает на первую станцию «Народная мудрость».

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть даже такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Спеши делать добро.Добрые дела красят человека.Без добрых дел нет доброго имени.\Жизнь дана на добрые дела.Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.Про доброе дело говори смело.Худо жить без ласкового слова.Не мудрён привет, а сердце покоряет.Ласковое слово лучше мягкого пирога.Спасибо – великое дело.Доброе слово и кошке приятно.

– Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали!

(Исполняется 2 куплет песни «Улыбка»)

– Следующая остановка на станции»Ежели вы вежливы». Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.

Поздороваться при встрече?– Толкнуть, не извиниться?– Помочь подняться упавшему?– Поднять упавшую вещь?– Не встать, обращаясь к учителю?– Взять билет в автобусе?– Не уступить старшему место в транспорте?– Не заметить недовольство мамы?

Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).

Как вы попросите передать на билет в автобусе?

Как вы будете прощаться, уходя из гостей?

Как вы будете просить о чём-то взрослого малознакомого человека?

Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?

Ежели вы вежливыВ душе, а не для виду,В автобус вы поможетеВзобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы,То, сидя на уроке,Не будете с товарищемТрещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы,Поможете вы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы- то есть сами.

Ежели вы вежливы,То в разговоре с тётей,И с бабушкой, и с дедушкойВы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы,То вы в библиотекеНекрасова и ГоголяВозьмёте не навеки.

Ежели вы вежливы,То книжечку вернётеВ опрятном, не измазанномИ целом переплёте.

Ежели вы вежливы,Тому, кто послабее,Вы будете защитником,Пред сильным не робея.

– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)

«Ребята! У нас беда!

В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными

жадностьзавистьгрубостьдерзостьсплетнижестокость

Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми».

– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, – у вас получится это волшебство.

щедростьдобродушиенежностьласкавежливостьвнимательностьпредупредительностьснисходительностьправдивостьжалостьсочувствие

– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Дети придумывают имя.) В этой стране жители имеют фамилии и корнем –добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.) – А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине. – Давайте послушаем, о чём же они спорят и поможем им разобраться в ситуации. Мальвина: Здравствуй, Буратино! Буратино: Здравствуй, Мальвина! М: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил? Б: Плохо я справился с заданием. М: Почему? Б (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать. М: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый? Б : Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду. М: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь? Б: Что значит – каким тоном? Обыкновенным! М: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло. Б: Не было этого, не было, не было… М: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, Хочу мороженое»– или: «Хочу в школу, хочу в школу»– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном? Б: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?»Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!»Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят). М: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами. Б: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина? М: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это! – Следующая остановка «Наш маленький театр». Мы смотрим спектакль по стихотворению Маршака «Вежливое слово».

Театр открывается!К началу всё готово!Билеты прелагаютсяЗа вежливое слово!В три часа открылась касса,Собралась народу масса.Даже ёжик пожилойПритащился чуть живой!– Подходите, ёжик, ёжик!– Вам билет в каком ряду?– Мне поближе, плохо вижу,Вот спасибо, ну, пойду!

Говорит овечка:Мне одно местечко!Вот моё благодарю – Доброе словечко.

Утка:Кряк! Первый ряд!Для меня и для ребят.И достала утка «Доброе утро»,

А олень:– «Добрый день».Если только вам не лень,Уважаемый кассир,Я бы очень попросилМне, жене и дочке дайтеЛучшие места.Вот моё «Пожалуйста».И вдруг,Отпихнув старух,Стариков, барсуков, бурундуков,Вдруг ворвался косолапый,Отдавил хвосты и лапы,Стукнул зайца пожилого:– Касса, выдай мне билет!– Ваше вежливое слово?– У меня такого нет.– Не получите билет.– Мне билет!Нет и нет!Не стучите, не кричите,До свидания, привет.Ничего кассир не дал.Косолапый зарыдал,И ушёл он со слезами,И ушёл к мохнатой маме.Мама шлёпнула слегкаКосолапого сынкаИ достала из комодаОчень вежливое слово,Что-то развернула и стряхнула,И чихнула и вздохнула:– Ах, слова какие были!И не мы ли их забыли?Изволь, позволь…Их давно уж съела моль.Бедные «пожалуйста»–Что от них осталося.Театр открывается!К началу всё готово!Билеты прелагаютсяЗа вежливое слово.Вот уже второй звонок.Медвежонок со всех ногПодбегает к кассе:– До свиданья. Здравствуйте.Доброй ночи! И рассвета!Замечательной зари!И кассир даёт билеты-Не один, а целых три.– С Новым годом! С новосельем!Разрешите вас обнять.И кассир даёт билеты,Не один, а целых пять.Поздравляю с днём рожденья!Приглашаю вас к себе.И кассир от восхищеньяПостоял на голове.И кассиру всё под силу,Очень хочется запеть:»Очень, очень, очень, очень,Очень вежливый медведь».– Благодарен, извиняюсь!– Славный парень!– Я стараюсь!– Вот умница.Вот идёт медведица,И она волнуетсяИ от счастья светится.– Здравствуйте, медведица!Знаете, медведица?Славный Миша, ваш сыниша,Даже нам не верится.– Почему не верится? – говорит медведица,Мой сыночек молодец.»До свидания!»КОНЕЦ!

– А вы когда-нибудь бывалиВ городе Спасибоград,Где на вежливом бульвареВежливо благодарят? В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!»Добрая ласковость словаСтерлась на нет в ежедневном привете,»Здравствуйте!»– это же «будьте здоровы»,Это же «дольше живите на свете!» Следующая наша игра так и называется – «Знаешь ли ты волшебные слова?»В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – Слова просьбы и благодарности. (Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.) – Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными? Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте «посадим»эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение. А какие добрые дела сделали вы? (Ответы детей.) – Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на доску). Релаксационная пауза «Сердце доброты». – Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите, переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу).

(Заключительная часть.)

Добрым быть совсем, совсем непростоНе зависит доброта от роста.Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,И в беде друг друга не забыть.И завертится земля быстрейЕсли будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не простоНе зависит доброта от роста.Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта как солнце светит,Радуются взрослые и дети.

Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече»Добрый день»и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у насПожеланье «в добрый час».Доброта она от векаУкрашенье человека.

Клянёмся вежливыми быть,Всегда «Спасибо»говорить,»Добрый день»и «До свидания».Нет в мире лучше звания.

Клянёмся добрыми мы бытьИ лень, и грубость позабыть,Учиться этикету,Науку помнить эту.

Клянёмся добрыми мы быть,В борьбе со злом добро дарить,Невеж разить мечом волшебнымИ строгим словом, и целебным.Клянёмся добрыми мы быть!

– ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.

(Заканчивается путешествие песней «Дорога добра».)

Спроси у жизни строгоКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.Иди за солнцем следомХоть этот путь неведом.Иди мой друг, всегда идиДорогою добра.

Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьбаСебя ведёт не как сестра.Но если с другом худоНе уповай на чудо,Спеши к немуВсегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что эта жизньНе детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.

(После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.)

В завершение звучит песня «Маленькая страна».



sitemap
sitemap