Игра на хоровых занятиях



ИГРА НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Л.А. Белозерова

За последние годы все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при образовательных и музыкальных школах, домах творчества.

Психологами давно установлено, что возраст от двух до шести лет самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка. Никто не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но не все убеждены в необходимости раннего музыкального развития ребенка и его образования. В детских садах накоплен определенный положительный опыт, но музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них много «гудошников», почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом — все это в огромной мере способствует становлению творческой личности.

Природа одарила всех по-разному. Правильное интонирование мелодии — эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работать с такими учениками одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решать проблему музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте.

Продолжительность одного занятия с детьми дошкольного возраста в хоровой студии «Искра» 40-45 минут. Из них поет ребенок не более 15-20 минут. Маленький ребенок быстро утомляется, и чтобы занятие проходило интересно, в хорошем темпе, необходимо часто менять различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры и т.д.). Любой из разделов музыкального занятия включает в себя игру, точнее все занятие это игра, приносящая ребенку огромную радость общения с музыкой.

Мы предлагаем вниманию читателя описание игр, проводимых с детьми дошкольного возраста на занятиях, помогающих развить слух, музыкальную память, чувство ритма, координацию между слухом и голосом (интонацию).

Игра «Слушаем тишину и музыку»

Цель: развитие умения прислушиваться к звукам, различать тембр, высоту звуков, отличать разный характер звуковедения

Педагог. Музыка начинается с тишины. Давайте послушаем ее, и каждый скажет, что он услышит.

Дети закрывают глаза и прислушиваются. Через минуту дети делятся своими впечатлениями, находят свои «интересные» звуки.

Педагог. Услышав тишину, можно услышать, как рождаются звуки, и повторить их на музыкальном инструменте или своим голосом. Давайте послушаем, как звучат предметы нашей комнаты, но для этого мы должны сидеть тихо-тихо. Музыку слушают в тишине.



Все закрывают глаза. Дети определяют, какой звучит предмет (стол, оконное стекло, батарея, сукно стола и т.д.).

Педагог. А теперь слушаем и определяем, как звучат различные музыкальные инструменты (Орф — инструменты).

Один из вариантов этой игры: сыграть на инструменте звук или мелодию; спросить у детей, что звучало, какое было движение мелодии, сколько звуков одновременно звучало?

Или другой вариант игры: вызвать одного из детей, поставить его спиной к классу и попросить угадать, кто из детей пропел его имя.

Игры «Поэт и композитор»

Цель: развитие творческих способностей детей

Педагог. Дети, вы пришли не в простой класс, а музыкальный, и мы будем с вами разговаривать на музыкальном языке. Как? А вот так.

Педагог пропевает свое имя на «музыкальном» языке и просит каждого спеть свое имя. Затем дети импровизируют музыкальные ответы на вопросы:

-Как тебя зовут?

-Как зовут маму, бабушку?

-Сколько тебе лет?

-Что ты кушал на обед?

Далее педагог просит двух человек составить диалог (вопрос-ответ) и затем его пропеть.Постепенно эта игра усложняется. Дети придумывают сами стихи и сочиняют к ним мелодию. Или педагог читает четверостишие. Один ребенок начинает его петь, другой заканчивает.

Также дети сочиняют куплеты к песням.

Игра в слова

Цель: работа над трудными звуками, развитие дикции,

освоение нотной грамоты

Дети любят играть и пропевать слова по таблице из комплекта кубиков Н.А. Зайцева. Даже если ребенок не знает букв или не умеет читать, он все равно по возможности участвует в играх. Ребенок находит указкой имя в таблице, которая висит на стене, и все поют его вместе. При разучивании какой-либо песни сложные для пропевания слова также отрабатываются по складовой таблице Н.А. Зайцева.

Когда с детьми проходят нотную грамоту, то таблицу используют для нахождения названий нот, одновременно пропевая их. Дети придумывают слова, в которых «звучат» названия нот ( поМИдор, ДОрога, СИница), и находят их в таблице.

Игра «Музыкальная сказка»

Цель: развитие внутреннего слуха детей

Педагог. Сегодня мы слушаем сказку, не простую, а музыкальную. Слушайте! Сказка начинается…

…Пошли дети за грибами и перекликаются «Ау» (интонация октавы вверх. Дети повторяют интонацию за педагогом без сопротивления).

А дятел отвечает им: «Тук-тук» (на одном звуке).

Потом дети услышали как поет кукушка: «Ку-ку» (малая терция вниз).

Затем дети чуть не наступили на гнездышко воробья, и он начал петь тревожно и жалобно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно).

Педагог. Дети, вспомните еще птиц, зверей, сказочных героев, которых мы могли бы встретить в лесу и озвучить.

Дети выходят на середину класса, где они изображают животных, птиц, речку, которые встретились в лесу.

Педагог. Чем же закончится наша сказка.

«Мы идем домой»,- поют все вместе. (Интонация трезвучия вниз).

Дома работа над сказкой продолжается. Дети придумывают сказочные сюжеты, рисуют иллюстрации, приносят поделки.

Подобным же образом проходит прослушивание сказки, которую рассказывает педагог детям про девочку Машу, которая заблудилась в лесу и встретила:

Птичку (секунда).

Зайчика (терция)

Ворону (кварта).

Медузу (квинта).

Оленя (секста).

Крокодила (септима).

Жирафа (октава).

Музыкальное озвучивание животных педагог проводит за роялем, когда сказка закончилась, дети по слуху (после проигрывания) угадывают, голос какой птицы или животного прозвучал.

Игра «Дирижер»

Цель: развивает внимание к дирижерскому жесту

На занятиях дети любят играть в «дирижера». Дирижировать можно, озвучивая скороговорки.

Предварительно дети проводят с педагогом разминку речевого аппарата (упражнения для губ, языка и т. д.).

Затем дети проговаривают, какую-либо скороговорку (работа над дикцией или над определенным звуком). В центр выходит ребенок — дирижер и жестом просит произнести скороговорку, при этом он может менять темп, нюансировку (f, p<,>), штрих (legato, staccato), регистр.

Перечень скороговорок.

«Повар Петр, повар Павел».

«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».

«Вставай Архип, петух охрип».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«Течет речка, печет печка».

«Наша дочь речистая, у нее речь чистая» и др.

Подобным образом дирижирует ребенок попевками, куплетами или всей песней, оркестром музыкально-шумовых инструментов. Как правило, после такой игры ребенок становится более внимательным и чутким к дирижерскому жесту и понимает, насколько трудно управлять дирижеру «непослушным» хором.

Во втором полугодии «дирижер» показывает, а хор поет по руке ноты, гаммы, попевки с названием нот, ступени.

Игра « Солнышко-туча»

Цель: развитие чувство лада

Используются знакомые детям песенки: «У Кота-воркота», «Бабка-ёжка», «Дин-дан-дон».

Педагог показывает, как, меняя один звук в попевке, можно изменить характер и ее содержание.

Чуть позже вводится понятие «мажор» и «минор».

Игра «Музыкальное эхо»

Цель: закрепление понятий «forte» и « piano»

Игра созвучна с игрой « Музыкальная сказка». Обычно игра проводится с использованием произведения «Эхо» А.Тиличеевой. Здесь может быть один солист – эхо, или на каждую фразу по одному солисту.

Игра « Живой рояль»

Цель: развитие координации слуха и голоса

В игре участвуют столько детей или групп детей, сколько изучено ступеней лада. Каждому ученику (или группе) дается своя ступень (звук). Педагог проверяет, как хорошо настроен инструмент, а затем на нем «играет».

Далее на место педагога может встать любой из детей и поиграть на

«живом рояле». Постепенно количество ступеней увеличивается.

Ритмические игры

Цель: развитие чувства ритма



1. Повтор за педагогом несложного ритмического рисунка (хлопки).

2. Подключение нюансов (f, p<,>).

3. Подключение к хлопкам, притоптывание щелчков кончиками пальцев, хлопков по плечам, коленям, вводятся паузы и т.д.

4. Придумывание слов к различным ритмичным рисункам и обратно:

мама, папа

кошечка, палочка

пароход, самолет

5. Более сложный ритм:

мы идем домой

мы зашли в магазин

Вместо педагога может быть ребенок или группы детей (один загадывает ритм, другой повторяет).

Игра «Телеграмма»

Цель: развитие представления о различных длительностях

Детям объясняется, что звуки бывают низкие и высокие, громкие и тихие, долгие и короткие.

Один ребенок «отстукивает ритмическую телеграмму», другой «получает» ее.



Проводится игра с хлопками и текстом в ритме)

Мы сто-им (ноты)

Мы ша-га-емы , ша-га-ем

По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли

По-бе-жали, по-бе-жа-ли

Щи да кА-ша пи-ща на-ша

Мы по-е-ли, мы по-пи-ли

Все та-рел-ки пе-ре-би-ли

По-сле щей и по-сле ка-ши

Про-сят де-ти про-сто-ква-ши

***

С одной стороны все предложенные игры помогают детям развить слух, музыкальную память, дикцию, чувство ритма, координацию между слухом и голосом, а с другой стороны, побуждают их к творчеству и представляют собой «прекрасные инструменты познания».

Игра-это почти единственный продуктивный способ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии творчества». (Сухомлинский В.А.).

Используемая литература

Апраксина О. Из истории музыкального воспитания. — М., 1990

Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. — М.,1987

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. — М.,1994

Зайцев Н.А. Читай и пой. СПб, 1996

Барднер Г., Ромазан И., ЧередниковаТ. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПБ,1993

КононоваН. Музыкально — дидактические игры для дошкольников. — М.,1982

Метлов Н., Песни для детского сада. — М., 980

Музыкальное воспитание в школ. Вып.11, 13, 14. — М.,1978

Рачина Б. Путешествие в страну музыки. — СПБ, 1997

Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. — СПБ.,1997

Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.

ТерентьеваН. Художетвенно — творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов искусств. — М.,1990








sitemap
sitemap